364
365
366
КЛУБОСОБОЕ МНЕНИЕ ПРОБКИОт Сокольников до Парка – на метро!Для жителей мегаполисов наступил новый этап жизни с ав томобилем – замкнувшиеся транспортные кольца, многочасовые заторы. Свой взгляд на московские пробки излагает Михаил Колодочкин.Экономия, как извес тно, – это способ тратить деньги без у довольствия. Взять, к примеру, расход топлива – удовольствие получает лишь тот, кто «помогает» сэкономить другим, продава я омагни чиватели, завихрители и синтеза торы катализатора. Но можно сыгра ть и по- честному: как насчет того, чтобы реа льно снизить рас ход топлива в городском режиме – литра эдак на четыре? Рецепт – чуть ниже. площадь: с округлением – примерно тысяча квадратных километров. Это – с Д умой, речкой Яузой и статуями Церетели, вместе взятыми... А теперь – вопрос: на какую часть этой жилплощади претендует АВТОМОБИЛЬ, ес ли на учете в Москве сос тоит 3,3 м лн. машин? Из которых, кс тати, 265 тыс. грузовых. А еще, по данным информационных агентств, ежедневно в Москву прибывает чуть ли не полтора миллиона машин – с подмосковными, тульскими, рязанскими, владимирскими, тверскими и прочими номерами... Сколько ав томобилей – от новеньких до прогнивших насквозь – мож ет оказаться в Первопрес тольной одновременно? Этого, похож е, не знает даж е интернет: лично мне предс тавляется реальной цифра 3м лн. Если условно допустить, что вс е «газели» и «мерседесы» имеют те же габариты, что и скромняг а «Логан», то окажется, что один ав томобиль занимает примерно 10 м2 жилплощади. Это – по минимуму: любая «ракушка» съедает куда больше. А ес ли вдруг в ладельцу вздумаетс я на нем куда-то поехать, то на дорог е требования автомобиля к жилплощади заметно возрастут! И еще. Уходя на работу, вы вправе рассчитывать на то, что за время отс утствия на вашей койке не пос елится некто из соседней г убернии. О тъезжая от дома, вы также хотите быть уверены, что в люб ую секунду смож ете верну ться обра тно и спокойно припарковаться. Еще ж елательна с тоянка возле работы, дабы не «нарезать» попус ту вокруг кварта ла в поисках свободного ас фальта. А к ве черу, вспомнив про пус той холодильник, хорошо бы заглянуть в супермаркет, не бросая машину посередине Садового кольца... Что-то не так? С лишком много хотим? Простите, но даж е жители коммуна лок могли плохо-бедно сидеть, лежать и перемещаться в пределах своих комна тушек. Поэтому рас четные 10 «квадра тов» придется увели чить – хотя бы до 50 м2 жилплощади. А теперь помножим их на чис ло автомобилей – получаем 150 км 2. И сравним с площадью Москвы. Намек понятен?ИГРА В 15, АРИФМЕТИКА И СТАТУИ ЦЕРЕТЕЛИЕсть такая детская игра – пятнадцать квадратных фишек елозят по 16 полям в надежде выс троиться в правильном порядке. Сыграем? Да, но чу ть позже – сна чала немного занимательной арифметики. Длина МКАД – с то километров с хвостиком. Условно принимая эту границу за окружность, прикидываем охваченную еюРАЗОБЛАЧИМ АВТОРА!Хотите найти ошибку в расчетах? И я хотел бы – только ес ть ли она? Можно, коне чно, провести не одно ток-шоу , обс уждая реальное чис ло ав томобилей вс толице – а тем временем оно продолж ает рас ти. Примерно на 12% в год. Ладно – готов сыграть в поддавки с теми, кто в упор не видит ни миллионов автомобилей, ни проблем. Предположим, половина (!) из упомянутых машин Москву никогда не посещала и хранится где-то на вечном приколе: за городом, под зем лей, 2 под водой – не знаю. При этом 150 км превратятся «всего лишь» в 75 – уже легче. Но тог да самое время учес ть, что МКАД охватывает весь город, а не только улицы364 За рулем 11/2007 Именно на таком транспорте, а вовсе не на «бентли» и «роллсах» удобнее всего ездить поЛондону.с переулочками! А без рек и парков площадь дорожного покрытия столицы составляет менее 90 км 2. Ведь плотность улично-дорожной сети Москвы вдвое ниже, чем в Лондоне, Нью-Йорке или Токио, гдедороги занимают около 20% площадей города. Еще вопросы есть? Или опять цифры неправильные? Кстати – они вполне оптимистичные! А вот профессиональные транспортники считают, что реальный предел для Москвы – 350 тысяч машин! При этом город переходит в состояние неустойчивого равновесия и мгновенно «встает» из-за любой ерунды типа проколотого колеса в Лефортовском тоннеле. МОСКВА В ЦИФРАХКонечно, если все же поиграть «в 15», то несложно продлить агонию еще на пару лет. Правила игры такие: вы прибываете на работу, коллега тут же уезжает в супермаркет, где для него немедленно освобождает место ваш сосед по двору, спешащий припарковаться у дома вместо вас! Собственно, именно в такую игру уже превратились ежедневные поездки по Москве. Интересная игра? Вот и мне кажется, неочень. А тем, кто все равно не согласен, предлагаю дать собственное толкование цифр, приведенных ниже.ЧТОБ ЗАПРЯЧЬ ТЕБЯ– Ерунда! – отмахнется от этих циферок Знаток. – В европах и америках машин побольше – и ничего: ездят! Да, ездят. Например, по центру Лондона – на дабл-декере: очень удобно и недорого. У них есть и другие заграничные извращения: от такси до велосипеда. Не доходит до англосаксов, что в Третьяковский проезд за тряпками так не поедешь – позору не оберешься. И вообще, европейцы – странные, им наши языческие причуды непонятны. Они почему-то не пытаются облегчить жизнь городского автомобилиста-частника! Усложнить ее, сделать экономически абсурдной, заведомо неудобной – вот их цель! Потому что владеют арифметикой не хуже нашего и давно все поняли.ДЛИНА НЕКОТОРЫХ СТОЛИЧНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ:МКАД109 км Садовое кольцо16 км Бульварное кольцо (точнее, полукольцо)9 км 3-е транспортное кольцо35 км 4-е (строящееся) транспортное кольцо74 км Суммарная длина московских улиц4800 км Примерная ширина улиц старой застройки18–22 м Максимальная ширина улицы (Ленинский проспект)120 м Число автомобилей, зарегистрированных в Москве 3 300 000 и Подмосковье+1 500 000На правах рекламы КЛУБОСОБОЕ МНЕНИЕ ПРОБКИИ, кстати говоря, гораздо выгоднее! По крайней мере – у них, за б угром.НАХОДИТЬ ПЛЮСЫ В МИНУСАХЗнаменитый житейский психолог Д ейл Карнеги призыва л находить положительные моменты даж ев самых безрадос тных ситуациях. Что ж, попробуем. Транспортный коллапс, охва тивший столицу, имеет и дос тоинства: поясняю на собственном примере. Средний рас ход бензина у моего ав томобиля (170 л.с., автомат, кондиционер и все такое) составляет теперь всего 7,5 л/100 км! Завидно? Так исключите из программы ежедневные поездки на с лужбу и обра тно – аппетит вашей машины такж ег арантированно сократится на несколько литров! Такой вот рецепт экономии топлива. К сож алению, мне пришлось им воспользоваться, потому что город не ос тавил выбора. Многие москви чи и петербуржцы уже поступили так же. Зачем тогда вообще машина? А д ля вс его ос тального – для выходных, для загородных поездок, д ля пу тешествий! Да, вож дение доставляет огромное удовольствие, но – увы: д ля жите лей мег аполисов нас тупил новый этап жизни с ав томобилем ис чем-то приходитс я проща ться. В любом случае, дурацка я игра «в 15», извините, не по мне. Идет к тому, что столичный автомобиль и его владелец будут видеть друг друга довольно редко. Впрочем, говорят, даже при заключении брака можно заранее оговорить раздельное проживание с упругов... Что ж, во всем есть свои плюсы!Вообще-то, перед нами – тротуар. Но мы же сказали, что асфальт кончился: пешеходы явно мешают автомобилям.А вот мы пока не поняли ни чего. Наверное, с лишком ужс тосковались в прошлом веке по вс ему личному и час тному! Но сами того не ж елая, первыми достигли той же цели, превра тив поездки по Москве в бред, абс урд и кошмар. Е жедневная пробка на 5–6 часов – это не жуткий сон, а последствия идиотской игры «в 15» на столичных просторах, навязанной нам московскими «крупье». Которые, впрочем, до сих пор уверены в том, что в ладеют ситуацией. Вот, мол, построим еще одну развязку, введем однос тороннее движ ение, заправим Новый Арбат под землю. Увы – арифметика сильнее. И она говорит, что это уже не поможет!ремещение по городу , поскольку вс е наши такси- троллейбусы-трамваи торча тв тех же пробках, что и «жигули» с «ягуарами»! А ос тровитяне чуть ли не силой ( точнее, силой денег ) пересаживают своих лордов и пэров в ав тобусы, на метро и прочий общественный транспорт. Те особо и не брыкаютс я, потому что прекрасно понимают: это – УДОБНЕЕ!К вопросу о пэрах и лордах! Исс ледования компании «Хонда» показали, что родители возят в школу только по одному ребенку, в результате чего по Альбиону разъезжает 5 млн. пустых сидений! Если каждый посадит к себе хотя бы одного ребенка соседа, то число машин в часы пик сократится на 500 000!СТАНЬ, МАРУСЬКА, В СТОРОНЕКогда-то большие руководители обеща ли превратить Москву в образцовый коммунистический город. Иде я, в общем- то, понятная: денег на вс еобщее благоденствие явно не хва тало, а на эдакий лока льный коммунизм попыта лись наскрес ти. Точно так жес егодня освобож дают московские улицы от пробок: решить задачу в целом – не по силам, но провезти одного высокопоставленного божка с кортеж ем и светомузыкой – запросто. В этом и сос тоит принципиальное различие меж ду нами и теми же англосаксами. Мы с делали невозможным ЛЮБОЕ пе-366 За рулем 11/2007