184
185
186
188
190
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ИНСТРУКТОР АВТОШКОЛЫПара педалей да буква «У»Количество желающих управлять собственным автомобилем в России растет, как и рынок, небывалыми темпами. Новичков нужно научить – преподавателем автодела поработал Андрей Морозов. Фото: Александр Батыру.УЧЕНИК НА СКЛОНЕ... И тут я понял, что бессилен. Оказывается, ду блирующие педали не помог ают, ког да на водительском мес те – ученица, миниатюрная, хрупка я блондинка. Что руль, ес ли он в нежных, но взволнованных женских руках, невозможно «подправить» с места преподавателя. Я понял это, когда учебная «девятка» вдруг задним ходом рванула по направ лению к деревенскому озерцу с заболоченными бережками и живописными камышами. Машина ка тится под гору , Ольга смотрит только вперед, а я пытаюсь затормозить – до обрыва остается метров 20–30... Надо же было фотограф у попросить: «С дай метров 200 назад – и потихоне чку на меня». Панорама, на фоне которой проходил мой первый урок вож дения, с дороги казалась нас тоящей с ельской пасторалью... – Здравс твуйте, Оля, я ваш новый инс труктор Андрей. Сейчас мы подадим назад до поворота, а потом... – Я не умею ездить назад! – Д евушка, каж ется, у же на грани ис терики. Бледнеет, мертвой хва ткой вцепляетс яв рычаг переключения передач. – Ну, вот и на учимся, – пытаюсь придать голосу уверен-184 За рулем 11/2007 Экзаменационный гараж на фоне гаража реального.ности и невозму тимости. – Вы, кстати, какой раз за рулем? – Второй... Уверенность моя ис чезает так же стремительно, как солнце бабьего лета за свинцовой тучей осеннего дождика. – Поеха ли, – у же робко предлагаю я. Это были самые тяжелые 15 минут за пос ледние 20 лет жизни. « Только не руг аться, только не ругаться»...АРИФМЕТИКА АВТОДЕЛАЧтобы понять, насколько ос тро с тоит проблема с об учением ав томобильному искусс тву в России, воору жимся ка лькулятором. Итак – зада ча. По минимальным оценкам каж дый год в России получают права более миллиона водителей. Сколько нужно инструкторов по вожде-нию, если каждый неофит руля и педа лей долж ен посв ятить только вож дению с инс труктором минимум 50 часов? К тому же этой армии потенциа льных водителей необ ходимо вдолбить знания об ус тройстве автомобиля, прочита ть лекции по основам безопаснос ти и оказанию первой медпомощи, заставить выучить все правила движения. Дефицит неизбежно порождает спекуляцию. Обва льный спрос на «корочки» рождает чу довищные по с тепени цинизма формы обучения. Сегодня в одной только Москве насчитывается 300 ( триста) школ, каждая из которых обещает своим ученикам с дачу экзаменов в ГАИ пос ле нескольких уроков и получение вполне законных прав на управление ав томобилем. Со-Новичок исподволь всегда «утягивает» машину налево. И не подрулишь!На правах рекламы ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ИНСТРУКТОР АВТОШКОЛЫТаких сложных перекрестков, как на схеме, в Сычевке пока нет.На тренажере у них все получается, как у Шумахера!вершенно очевидно, что такой армии опытных преподавателей даже в столице нет и быть не мож ет. Советска я сис тема подготовки шоферов б уквально рас творилась среди новых коммерческих пунктов об учения.Существующие ныне законы позволяют с делаться инс труктором факти чески любому, чей водительский с таж более трех лет, кто смож ет оборудовать машину дополните льными педа лями, прос лушает установочные лекции в ассоциа-ции российских ав тошкол и получит лицензию на преподавание. Да, и не забыть г лавное – ус тановить б уковку «У» на крыше. Кс тати, ес ли вы увидите на дороге несущуюся, попирая все правила, машину с буквой «У», это не зна чит, что заСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВам хватило навыков, полученных в автошколе?31%их достаточно для сдачи экзаменабрать 11% пришлосьуроки дополнительные первичные 58% навыки лучше получить до школыСпецсервис для ученицы от журнала «За рулем».рулем ученик. Это инс труктор закончил работу... Например, мою ж ену учит юноша неопределенного возраста. Он гордитс я тем, что «еще в 12 лет регулярно возил папу на рыба лку». На с таринной ржавой «девятке» с дополнительными педалями он дает уроки вождения по 12 часов в день. Каж дое занятие – 520 рублей. С некоторых пор любимая пораж ает меня вопросами: «Почему ты с тавишь машину на ручник, а инс труктор утверждает, что зимой он замерзнет? » Или: «Почему ты смотришь назад, ког да разворачиваешься, а инструктор велел ездить только по зеркалам? Говорит – д ля экзамена». «Почему ты не всегда выжимаешь сцепление при тормож ении?» Окончательно взбесило меня заявление учителя драж айшей половины, что он мож ет за 11 тыс яч ру блей ус троить гарантированную с дачу на права в группе, а за 600 долларов – получение их экстерном.У АВТОШКОЛ НАЧНУТ ОТБИРАТЬ ЛИЦЕНЗИИПроверка, проведенная Генеральной прокура турой РФс участием прокуроров с убъектов Ф едерации, выявила многочисленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движ ения. Как сообщили вГ енпрокуратуре РФ, во многих образовательных учреж дениях, ос уществляющих подготовку водителей, уровень орг анизации учебного процесса ос тается крайне низким. Из-за нарушения Правил дорожного движения водителями со с тажем до 3 лет происходит каж дое дев ятое дорожно-транспортное происшествие. Нередко лицензии на право подготовки водителей выдаются уче бным орг анизациям, не предс тавившим заключение ГИБ ДД о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. С учетом актуальности проблемы Г енпрокуратура РФ предложила Министерству образования и на уки России проверить, вс е ли ав тошколы соответствуют лицензионным требованиям, а ка чество об учения – законода тельным стандартам.186 За рулем 11/2007 ПРОФЕССИЯ ИНСТРУКТОР АВТОШКОЛЫНа правах рекламыУже на первом уроке кровь мне ос тановили грамотно.Нынешняя сис тема с тавит целью не об учение курсантов вождению и правилам, а получение ими прав. То есть учеников натаскивают на сдачу экзаменов, а не прививают им навыки безопасной езды. Система же подготовки учителей д ля ав тошкол в России факти чески отс утствует. В Москве за деньги с тать преподавателем смож ет любой. Я же попытался устроиться инструктором в не большом провинциальном городке Сычевка, что на Смоленщине.НЕ ПИТЬ И НЕ РУГАТЬСЯ– Не виж у повода вам отказа ть, – обнадежила мой потенциа льный работода тель, директор сычевской автошколы Светлана Фролова. – Образование – высшее. Стаж у вас – 21 год, открыты две ка тегории. Об учать можете и на легковой, и на грузовой. Ж аль, что нет ка тегории «А». Правда, у нас не так много клиентов-мотоциклистов. Светлана грус тно смотрит на любовно ухож енный «Иж-Планета Спорт», примос тившийся в углу ее директорского кабинета. За окнами шу мит осенний дож дь и рыча т своими мопедами «бесправные» сычевские пацаны. Кто в поселке получает права на два колеса – глупость все это! Сычевская школа открылась меньше года назад, а до этого шесть месяцев х лопотала о лицензии. В Сычевке, расположенной в 50 километрах от трассы М9 «Балтия», живет 8000 жителей. Вс е, как полож ено серьезному провинциа льному городку. Ес ть парк культуры с двумя замшелыми, но аккура тными каменными львами. Ес ть крохотная чис тенькая гос тиница «Березка». Есть ресторан, который содерж ат в аккура тности приезжие с Кавказа. Оживление жизни сказываетс яи на автопарке: машин в городке все больше. Значит, ну жны водители. По традиции советских времен водителями в Сычевке с тановились мужики. Они заканчивали шоферские курсы при местном автокомбинате, получалиКОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА БЕЗОПАСНОСТИ «ЗА РУЛЕМ» Если попыта ться проана лизировать приведенную Г енпрокуратурой с татистику, выходит, что молодые водители совершают лишь 1/9 часть всех аварий в России. А 8/9 проис ходит по вине опытных шоферов! То ес ть неопытные водите ли с тановятся участниками ДТП лишь в одном с лучае из девяти! Выходит, чиновники, отве чающие за безопаснос ть, отчитываются о своей работе, даже не задумываясь над сутью собственных проверок... На правах рекламыБиблиотека сычевской автошколы пополнилась изданиями «За рулем».грузовую категорию и вс лед за этим – легковую. Женщин города Сычевка така я перспектива влиться в ряды ав топилотов привлекала ма ло. До тех пор, пока Светлана не открыла ав тошколу. Основной континг ент учеников в ней – девушки. За 6000 рублей (почувствуйте разницу с Москвой!) в сычевской ав тошколе ученики получают теорети ческую подготовку и положенные 50 часов практического вож дения. Школа приобрела в собственность два автомобиля – «дев ятку» и «пятерку», доверив их опытным водителям из местных. – Город у нас маленький, все на виду , – делитс яс екретами «рекрутинга» Светлана. – Зарплата преподава теля по мес тным меркам дос тойная – 8 тысяч в месяц. Кроме формальных требований к будущему инструктору, есть еще два. Один – традиционный д ля России – чтоб не «злоупотреблял». И в торой – из-за особеннос тей континг ента – чтоб не ругался матерно. Не улыбайтесь: замечательный, опытный и совсем непьющий «педагог» не смог работать в школе – с лишком уж «эмоционально» оценива л он ошибки курсантов. Площадку для освоения экзаменационных маневров ус троили на заднем дворе сычевской автобазы. В учебном клас-се – современный компьютерный тренажер – дев ушки учатся на нем, перед тем как с есть за настоящий руль. Здесь, в Сычевке даж е занятия по медицинской помощи не прог уливают. В течение часа мне умело «останавливали кровь» и учились отличать венозное кровотечение от артериального. Когда очередной класс пройдет курс и будет подготовлен к сдаче экзамена, сюда, в Сычевку приедут предс тавители ГИБДД из Рузы или Смоленска. – Проверяющие из Г АИ сами разработа ли экзаменационный маршрут по улицам Сычевки, и он соответствует всем требованиям, – Светлана запинается, но потом продолж ает: – кроме одного, правда. У нас и перекрестки ес ть, и ж елезнодорожные переезды – со шлагбаумами и без. Только вот ни одного светофора в городе... Нашу бес еду с директором прерывает ученица. – Оленька, с тобой с егодня будет занима ться не Василий Иванович, а новый инс труктор. Из Москвы. Езжайте к озеру, тут недалеко, – Светлана заговорщически подмигивает. Тут, на берег у этого озера фотограф и говорит: – С дай метров 200 назад и потихонечку на меня – панорама красивая выйдет! И тут я понял многое...