218
219
КОМПОНЕНТЫРЕСУРСНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ШИПОВАННЫЕ ШИНЫ 175/65R14Работа на износОбычно в тестах ЗР участвуют только новые шины, едва прошедшие обкатку. Однако их сцепные свойства изменяются по мере пробега. Результаты длительного исследования представляет Сергей Мишин.И вот прошлой осенью наша карусель завертелась. В размерности 175/65R14 решили отследить жизненный путь новинки прошлого года Nokian Hakkapeliitta 5, предполагая, что в запланированном тесте сезонная шина выйдет на первое место. Спрогнозом мы немного промахнулись (см. ЗР, 2007, № 9), но проведенная работа оказалась очень интересной и полезной. В соперники выбрали Michelin X-Ice North – очень хорошую зимнюю шину, входившую по результатам предыдущих тестов в тройку лидеров. К тому же «Мишлен» делает акцент на стабильности характеристик своих шин – вот мы ее и проверим. Производители ничего не знали об этих испытаниях – мы просто взяли для зимних тестов по два комплекта шин, так что подопытными и контрольными стали шины из одних и тех же партий. «Мишлен» сделан в Италии, «Нокиан» – в России, но обе фирмы заявляют, что качество шин не зависит от места изготовления.Вопрос стабильности сцепных свойств весьма актуален. С новым изделием все понятно: есть результаты теста, оценки, замеры. Акак поведет себя шина в следующем сезоне? Одно дело свежий протектор и новенькие зубастые шипы и совсем другое – спустя год и тысячи километров пробега. Мы долго присматривались к методикам подобных испытаний. Самая сложная и дорогая их часть – организация «конвоя». Именно так называют шинники ресурсные испытания. Одинаковые автомобили с разными шинами должны ходить водних и тех же дорожных условиях, содинаковыми темпами разгона и торможения, прохождения поворотов и т.п., иначе результаты окажутся некорректными.СОСТОЯНИЕ ШИН ПОСЛЕ ИСПЫТАНИЙМарка Комп-Высту-РазбросКоличествошинылек-паниевыступа-выпавших тышипов, нияшипов из ммшипов, комплекта ммшин (4 шт.) Michelin X-Ice M11,4–1,90,50 NorthM21,3–2,10,80 Nokian N11,1–1,80,70 HKPL 5N21,0–2,01,05 = (3+1+1+0)218 За рулем 11/2007 ЕЗДА НА РАВНЫХВ автопарке солидного учреждения мы нашли две одинаковые новенькие «Калины», которые крутились по одному и тому же городскому маршруту. Водители аккуратные, добросовестные, не злоупотребляют скоростью и эффектными разгонами – для нашего теста лучшего не сыскать. Шины, разумеется, смонтировали на одинаковых дисках. Назовем эти комплекты М2 (Michelin) и N2 (Nokian). Первые 500 км, как водится, обкатывали шины, далее ездили в обычном режиме. Для чистоты эксперимента каждые две недели перекидывали колеса с передней на заднюю ось, раз в месяц меняли их между машинами и молились, чтобы никто случайно не пробил колесо на выбоине или не поймал арматуру – тогда вся работа насмарку. И вот результат. За зиму «Калины» прошли по 5 тыс. км (точнее, 4970 км – N2 и 5300 км – М2 ) – достаточно, чтобы оценить изменения в шинах. К этому времени завершились наши основные тесты, в которых контрольные комплекты M1 и N1 пробежали по 600 км (500 обкатки и 100 пройдено в тестах).Michelin X-Ice North.Nokian Hakkapeliitta 5.ТРУДОВЫЕ ПОТЕРИПеред проведением итоговых замеров тщательно осматриваем оба «ресурсных» комплекта. У «Мишлена» все шипы на месте – хороший показатель для городского асфальта. Выступание шипов – 1,3–2,1 мм, нерав-Даже спустя 5 тыс. км «индикатор окончания обкатки» у «Нокиан» хорошо заметен.номерность – 0,8 мм – больше, чем хотелось бы. Укатали их наши дороги. «Нокиан», несмотря на чуть меньший пробег, потеряла 5 шипов из комплекта. Три – на одной, по одному – на двух и одна шина осталась «при своих». Шипы торчат на 1,0–2,0 мм, разброс здесь целый миллиметр – многовато! Кроме того, у «Нокиан» почти на всех шашках вокруг шипов сохранились выступающие ребрышки. А ведь они, по заявлению производителя, – индикаторы обкатки и должны стереться к ее окончанию. Но сколько же обкатывать, если и5 тыс. км не срок? Кстати, специалисты «Нокиан», осматривавшие шины, так и не смогли это прокомментировать. Зато злые языки поговаривают, что эти ребрышки не что иное, как способ перехитрить конкурентов. Дело в том, что выступание шипов измеряют от высшей точки протектора, поэтому шип «Нокиан», формально торчащий по норме, на деле оказывается длиннее. Как раз на высоту ребрышек. Замеры решаем проводить только на льду, поскольку протекторы у обоих комплектов практически не изношены – видимо, городские режимы движения оказались весьма щадящими, а водители – уж очень аккуратными. Изменились лишь шипы – величина их выступания и ее разброс, да чуть притупились рабочие кромки. Тестовый автомобиль – ВАЗ-2112, тот же, что ив основных испытаниях.ДУБЛЬ-ТЕСТТемпература воздуха при испытаниях – минус 2–4 градуса. В этих условиях «Нокиан» оказывается чуть лучше «Мишлена» вразгоне и на ледяном круге при движении внатяг. А ведь в основных тестах при температуре минус 10–12 градусов «Мишлен» во всех упражнениях был лучшим. Зато в тормозах «Нокиан», как и раньше, серьезно проигрывает. Но наша задача сейчас не сравнивать производителей, а определить изменения в свойствах шин после пятитысячного зимнего пробега по отношению к новым. Мнение экспертов: M2: ничем не отличается от М1, пробег никак не повлиял на отличные боевые качества шины. N2: ухудшилась динамика разгона при буксовании: чуть перебрал с газом – и ускорение падает. На круге стало явно хуже: машина постоянно пытается сорваться взанос, сложнее поймать предельную скорость. Оба комплекта «Мишлен» во всех упражнениях почти не различаются. Иными словами, отклонения результатов лежат впределах погрешности измерений: X-Ice North через 5 тыс. км пробега (даже с хвостиком!) сохранил свои сцепные свойства на льду практически первозданными. Поздравляем! HKPL 5 за те же 5 тыс. км теряет цепкость. В разгоне потери более 14% (это очень много!), на «тормозах» и ледяном круге внатяг – более 4%, в буксовании на ледяном круге – 2,5%. По нашему мнению, значительная часть вины за эти «потери» лежит на далеко не идеальной ошиповке. P.S. Специалисты компании Nokian заверили, что в 2007 году шины Nokian HKPL5 модернизированы. При покупке обратите внимание на год выпуска.За рулем 11/2007 219РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙМарка шиныКомплектыТорможение Разгон Прохождение Прохождение на льду, на льду, ледяного круга ледяного круга 50–0 км/ч, 0–30 км/ч, внатяг, с буксованием, м сс M147,109,3020,0019,65 Michelin X-Ice NorthM246,609,3520,0519,60 Разницалучше на 1,06%хуже на 0,53%хуже на 0,25%лучше на 0,25% N157,509,0019,7020,00 Nokian HKPL 5N260,0010,3020,6020,50 Разницахуже на 4,3%хуже на 14,4%хуже на 4,6%хуже на 2,5%с