404
405
406
407
АВТОСАЛОНАНАЛИТИКА «КИТАЙЦЫ» В РОССИИЦунами не остановитьВ этом году в России предс тавили полтора десятка новых «китайцев», которые начнут продаваться здесь в ближайшие месяцы. Захлестнет ли новая волна российский рынок? Ответ искали Александр Добин и Григорий Немировский.НЕ ПУЩАТЬ?!«FAW-Вита», «Лифан-Бриз», «Д жили-Отака», «Чжонсин-Лендмарк», «Мэйпл» – вот лишь некоторые из пос ледних китайских сюрпризов. Цифры продаж в России за шес ть месяцев этого года дейс твительно впечатляют: почти 39 тыс. машин из КНР на с умму 450 млн. долларов! Причем около 23 тыс. из них – легковые ав томобили. Еще два года назад за ана логичный период прода ли лишь 6700 ав то. А российские дилерские холдинги (см. табл.) развора чивают с борочные производства китайских марок. Российский потребитель охотно покупает недорогие китайские ав томобили, делая выбор не в пользу дорогих оте чественных. И сколько ни тверд ят о низкой безопасности «китайцев» и об отс утствии запчастей, продажи рас тут вг еометрической прогрессии. экспертов, у же с егодня в Подне бесной выпускается на 1,7 м лн. транспортных средств больше, чем способен пог лотить рынок с траны. При этом в Китае на 100 жителей приходится всего 1,03 автомобиля, тогда как в России – уже 20, в Европе – 40, а в США и вовс е 75. Ценовые с трасти нака лены до такой степени, что 90% китайских компаний в течение года несколько раз сниж ают розничные цены, порой на 10–15%, что для Европы или Японии несбыточная мечта. Эта ситу ация неизбежно выта лкивает китайских производителей нару жу. Маржа (разница меж ду ценой ис ебестоимостью) падает, чис ло конкурентов рас тет. Выход очевиден: рядом Россия – широка я ступенька на пути в Европу.ОДИН АВТОМОБИЛЬ НА СТО КИТАЙЦЕВСегодня вну тренний рынок Кита я – территория ж есточайших ценовых войн. Только крупных производите лей здесь около сорока. Плюс совместные предприятия, выпускающие ав то европейских и японских марок, плюс совс ем небольшие компании – итого около 120. По оценкамДля китайцев Россия – первый шаг на пу ти в Европу. Возможно, скоро китайский флаг за с толом переговоров будет соседствовать с британским.404 За рулем 11/2007 ВЕСЛОМ ВОЛНУ НЕ ОСТАНОВИШЬТолько побывав на китайских заводах, осознаешь истинный масштаб готовящегося наступления, пораж аясь масштаб уис ерьезности намерений. С тановится понятно, что здешние киты пока только планируют выйти на российский рынок – мощно, масштабно, демпинг уя ценами и проса чиваясь во все свободные щели ус тоявшегося, казалось бы, здания оте чественного рынка. Потуги нашего правительства затормозить китайскую ав тоэкспансию впору сравнить с попыткой остановить волну веслом. «Беда» в том, что китайцы очень быстро учатся, быс тро принимают решения и быстро их внедряют. В ка честве заградительного барьера можно, к примеру, обязать их поставлять ав то только с Евро IV (с егодня среди китайских брендов лишь единицы могут позволить с ебе такую роскошь). Но коль потреб уется, через 6–8 мес яцев вс е автомобили оснас тят такими моторами – их автопрому это вполне по силам. Чего бы придумать еще? Европейский крэш-тест на 64 км/ч? У китайцев нет опыта испытаний на такой скорос ти – их ориентир 50 км/ч, но они уже начинают их проводить. Кстати, задействовав в том чис ле и специа листов Дмитровского автополигона! Бороться бессмысленно, да и неза чем. Пора осознать, что китайские автомобили все равно приду тив Россию, и в Европу. Ничего с трашного в этом нет: тем же путем шли и Япония, и Корея. Сейчас многие китайские производители плотно сотру дничают с ведущими мировыми концернами, которым зав тра подна торевшие ученики укажут на дверь. «Это хороший бизнес, признаются китайцы, – их технологии в обмен на наш рынок!»китайского ав топрома, котора я выпус тила «Рове-750», купив права на британский «Ровер-75». В результа те появилс я ав томобиль, который с тоит безумных денег даже по местным меркам ($28 750–40 000). Глупо думать, что его будут покупать в России, г де цена вырас тет еще на 25–30%. Да, машина без сомнения хороша я. Но у нас в этом ценовом диапазоне ес ть немало дос тойных пред ложений от более известных фирм. Еще один китайский монстр – государственный концерн F AW, много лет собиравший и продававший на вну треннем рынке «Фольксваг ен», созда л «Бес турн» (представительский седан класса «люкс»), собираясь выйти с ним и на российский рынок. Но, во-первых, ав томобиль получился дорогим (в РФ – $25 000– 30 000), а во-в торых, правительс тво КНР запретило собирать китайские автомобили на тех же конвейерах, г де собирают «европейцев» и «японцев» ( чтобы с тимулировать ав токонцерны вкладыва ть деньги в собс твенные исс ледования и развитие). В итоге пробным камнем «Первого ав томобильного» (F AW – F irst Automobile Works) с тала «упакованна я» компактная модель «Вита» за $13 000, что уже ближе к уровню жизни россиян. С каждым месяцем задержки эти крупные игроки рискуют вообще потерять свое место на российском рынке. Именно поэтому новинки китайского автопрома будут появляться в России все чаще и чаще.Завод «Джили»: конкурентов моторами закидаем! А китайское клеймо на двигателе скрывает эмблему «Мицубиси».ЗАКРЕПИТЬСЯ НА МЕСТНОСТИДля китайской экспансии в Россию нынешний год стал переломным. По прогнозам ана литического аг ентства «Ав томобильная с татистика», объем продаж ав томобилей из КНР мож ет превысить 50 тыс. штук (а это 250% по отношению к прошлому году!). Теоретически российский рынок уже сегодня способен переварить и более 100 тыс. авто, но пока продажи с держивают отс утствие дилерских с етей, должной рекламы, сервисных центров и... нехва тка производственных мощнос тей – «китайцев» охотно покупают за ру бежом: в Египте, Вьетнаме (здесь эти авто работают в такси), Иране, Болг арии, Турции и др. – вс его 25 с тран, не с читая тех, где закупки носят эпизодический характер. Сейчас рос т продаж в России в основном обеспечивается притоком новых брендов; так б удет продолж аться еще год- другой. Но экономис ты считают, что перспективность прямого импорта китайских ав то в Россию невелика. По прогнозам, продажи каждого бренда сос тавят не более не-НОВИЧКИ БРОСАЮТ ВЫЗОВВ течение 10–15 лет крупнейшие китайские компании собирали автомобили самых известных мировых брендов, имели хорошую марж уис табильный спрос. И вдруг в конце 2005 года появились дерзкие нови чки. Первые из них (в час тности, знакомая нам «Чери») добились того, что их продукция с тала теснить изделия известных брендов – прибыль, ес тественно, начала пада ть. Но самое неприятное, что новички с тали первыми проника ть и на внешний рынок. А «монстры» оказались не готовы к ответной реакции: у них не было собственного продукта, а пос тавлять на внешний рынок выпускаемые ав томобили иностранных брендов они не имели права. И они лихорадочно бросились создавать свои проекты. Кое-что удалось. Яркий пример – компания SAIC, один из лидеровВозможно, так скоро будут выглядеть пробки на улицах российских городов.В КНР объем продаж легковых ав томобилей собс твенного производс тва вI квартале 2007 года вырос на 22,4% по сравнению с тем же периодом прошлого – до 1,54 м лн. штук. Лидерами стали «Джи-Эм» и «Фольксваген», сделанные в Шанхае, а третье мес то занял местный «Чери». Аналитики полагают, что продажи ав томобилей в Китае в ближ айшее время б удут увеличиваться. Така я оценка основана на быстром росте китайской экономики и доходов нас еления. В 2006 году в Китае продано новых ав томобилей больше, чем в Японии, рос т продаж составил 36,9% – до рекордных 3,83 млн. штук.За рулем 11/2007 405 АВТОСАЛОНАНАЛИТИКА «КИТАЙЦЫ» В РОССИИПРОДАЖИ (2005–2006 гг.) И ПРОГНОЗ (2007– 2012 гг.) ПРОДАЖ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ КИТАЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ, шт.**По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».Ручная сварка дешевле роботов. Да и «перепрограммировать» сварщика на новую модель проще.ДИНАМИКА ПРОДАЖ КИТАЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ*, шт.Марка Chery Great Wall BYD Hafei Tianye Xinkai Dadi Tianma Century Итого 2005 476 4070 152 – 1610 425 – – 6733 2006 12 242 4788 1694 1253 96 н.д. 246 210 20 529 6 мес. 2007 18 558 2580 534 739 н.д. н.д. н.д. н.д. 22 411*По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». Примечание: прочерк – не продавалась; н.д. – нет данных (не у чтены в итоговом результате).СБОРКА И ПРОДАЖА КИТАЙСКИХ МАРОК В РОССИИРоссийский поставщик Chery «Автотор», Россия, «Чери Калининградская обл. Автомобили Рус» Great Wall «Электроизолятор», «Ирито» Россия, Гжель; Китай Hafei Китай «Ирито» BYD Китай «Ирито» FAW* Китай ВЕТА FAW** Китай «Ирито» Foton Китай «Ирито» Geely АМУР, Россия, «Инком-авто» Новоуральск ZX-Auto АМУР, Россия, «Инком-авто» Новоуральск JMC Китай «Инком-авто» Brilliance Китай «Атлант-М Азия» ShuangHuan Китай «Атлант-М Азия» Landwind Китай «Атлант-М Азия» Changfeng Китай «Атлант-М Азия» Lifan «Дервейс», Россия, Черкесск «Автомир» DADI Китай «Интерэксперт» SOYAT Китай «Интерэксперт» Derways «Дервейс», «Дервейс» Россия, Черкесск* Легковые. **Грузовики.МаркаПроизводительскольких тысяч в год. Продажи за с емь месяцев нынешнего года под тверждают, что все бренды, ввозимые по прямому импорту, стагнируют (не развиваются). Среди них «Бриллианc», «Х афей», «Грейт Уолл», B YD. Будущее – за с борочными производс твами. Сегодня ведутся активные переговоры о постройке заводов в России. В 18 странах из упомянутых 25 строятся или уже работают такие производства. Понимание того, что импорт из КНР – не самый перспективный пу ть развития, приходит уже ик тем дилерским холдингам, которые изна чально дела ли с тавку только на ввоз. Такие компании с ейчас активно ищу т возможнос ти с борки «китайцев» в России. К сожалению, перечень производств, которые в сос тоянии собирать промышленные партии ав томобилей, ограничен. А в создание новых ну жно в ложить сотни миллионов долларов.Инвесторы ес ть, но это не «быс трый», притом подверж енный рискам бизнес (вспомним хотя бы недавние запретительные меры правительс тва). Хотя в ложения вс борочное производс тво позволят получить высоколиквидный продукт. Как бы то ни было, китайцы смотрят на российский рынок с большим оптимизмом. До Европы китайска я волна пока не дос танет, а в России к 2010 году ожидается появление не менее дв ух десятков новых брендов, каж дый из которых еж егодно б удет продавать от 10 до 20 тыс. ав томобилей. Три абсолютно новых крупных бренда – JAC, MG и Haima собираютс я вывес ти на наш рынок уже через несколько месяцев.НАША НИШАЧерез три года в России еж егодно б удут продавать более 150 тыс. китайских ав томобилей в год. Это самый скромный проЗа первые шесть месяцев 2007 года экспорт китайских автомобилей достиг 241 тыс. штук. Главным потребителем стала Россия. В денежном выражении экспорт «китайцев» достиг $2,7 млрд., на 110,7% больше, чем за тот же период прошлого года. 65% пос тавок – гру зовики, большие и средние ав тобусы, а такж е ав томобили специа льного назна чения; на их долю приходитс я 72%. Д ля зарубежных потре бителей средняя с тоимость произведенного в Китае транспортного средства – $11 200, что на 23% выше, чем годом ранее. С января по июнь 2007 года в Россию пос тавили 38 600 машин на общую сумму $450 млн.Регулировка света на конвейере – в четыре руки и две отвертки. Техосмотр пройдем!406 За рулем 11/2007 Число легковых ав томобилей, принадлежащих час тным лицам в Китае, превысило 13 миллионов. Как сообщают в объединенном докладе Минис терство транспорта и Минис терство обороны КНР, на 30 июня 2007 года общий автопарк с траны (исключа я Гонконг, Макао и Тайвань) составлял 53 558 098 машин. 32 миллиона из них наход ятся в частной собс твенности, но по большей час ти это гру зовики и ав тобусы. Лишь треть частного автопарка составляют легковые ав томобили, но этот сегмент самый перспективный: за год рост составил 16%. Сейчас почти все ведущие автопроизводители открывают собс твенные производства в Китае, и еж егодный прирост их продаж выраж ается дес ятками процентов. гноз. В ближайшие 5–7 лет «китайцы» могут занять нишу бюд жетных ав томобилей. С егодня основной спрос в России на авто стоимостью $10 000–17 000. Поэтому в наших регионах скрыт основной потенциал китайских машин. Ниша недорогого, но с балансированного по техни ческим характерис тикам и оснащению, современного по дизайну автомобиля пока не заполнена. Продавцы же отмечают, что любую китайскую машину россияне воспринимают как иномарку , а это значимый фактор.ПРОДАЖИ КИТАЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ВI ПОЛУГОДИИ 2007 ГОДА, шт.*Марка/Модель Chery Amulet Tiggo QQ Fora Oriental Son BYD Flyer II Great Wall Deer G1 Deer G2 Deer G3 Deer G5 Hover SUV G5 Sailor Hafei Brio Simbo ИТОГО Количество 18 558 10 119 4986 825 2596 32 534 534 2580 21 404 36 1054 802 281 739 587 152 22 411Новинка от компании «Чжонсин» (Zhongxing или ZX-Auto) «Чжонсин-Лендмарк» с бензиновым двигателем «Мицубиси» 2,4 л. Сегодня китайские автомобили присутствуют во всех сегментах рынка – от микровэнов до с еданов бизнес-класса и вседорожников.*По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ».МИСКА ДЕГТЯПобочный эффект ценовых войн китайских производителей – потеря ка чества выпускаемых ав томобилей. Пос ледние данные Китайской ассоциации потребителей ( China Consumers A ssociation – C CA) свидетельствуют, что 77% машин ломают-ся в первые полгода эксплу атации. Чаще всего неисправности возникают в ответственных узлах – тормозной системе, замках, рулевом управ лении, выход ят из с троя шины и кондиционеры. В среднем на 100 новых авто приходится 338 дефектов. Как отме чают эксперты, с тремление снизить с тоимость ав томобилей зас тавляет производителей закупа ть более дешевые и, соответственно, худшего качества комплектующие. Помимо этого, с тремление выпускать все новые и новые модели с ущественно сокращает сроки исс ледовательских работ и доводочных испытаний. Попробуйте представить: только в 2006 году на рынке появилось более 100 новых моделей! По данным Ассоциации автомобильного производс тва Кита я ( China A utomobile Industry A ssociation – CAIA ), за пос ледние 10 месяцев было продано более 3 млн. ав-томобилей. Однако, как и раньше, многие покупатели в перв ую очередь обращают внимание на стоимость и внешний вид автомобиля, нежели на его качество. Но, несмотря на рост общего количества дефектов, индекс покупательской удовлетворенности ( Customer Satisfac tion Index – CSI), определяемый CAIA, вырос по сравнению с прошлым годом. У лучшения заметны в основном в ав томобилях, которые попадают в ценов ую ка тегорию 50–100 тыс. юаней ($6250–12 500). Самым надежным автомобилем признан «Фольксваген-Джетта», выпускаемый на совмес тном предприятии F AW-Фольксваген. Самыми низкокачественными названы автомобили компании «Д жили» (стоимость до 50 тыс. юаней). Нег ативные отзывы такж е получили «Чери-QQ» и «Сянган-Альто». Но на продажах в России это никак не отразилось. Несмотря на то что за китайскими товарами – от трикотаж а до пиротехники – давно закрепился стереотип «третий сорт», ав томобилей из Поднебесной покупают в России все больше. А учитывая, что их качество в целом рас тет вместе с ассортиментом (особенно с приходом на рынок крупных производителей), российский рынок, как и оте чественный ав топром, ожидают большие потрясения. И пус ть они нас тупят лишь через несколько лет – недаром о цунами предупреждают заранее. Когда видишь волну, спасаться уже поздно.В чем в чем, а в легких гру зовиках китайцы знают толк. Нашей «Газели» скоро придется отражать серьезные атаки конкурентов.За рулем 11/2007 407