118
119
120
122
124
126
128
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ»Живая история«Жигули», «Самара», «Приора» – три поколения ав томобилей одновременно уживаются на конвейерах ВАЗа. Как далеко шагнула эволюция марки? Ответ искали Сергей Мишин и Андрей Сидоров. Фото: Сергей Мишин, Константин Якубов.РЕЦЕПТ ДОЛГОЛЕТИЯЛюбая машина находит своего владельца, ес ли за нее прос ят разумную цену. (В конце концов, даже металлолом идет по 4000 ру блей за тонну.) Но что же прив лекает покупа теля в ВАЗах? Сравним с емейства, опираясь не только на цену и потребительские свойс тва, но и на объективные бесприс трастные показа тели. Р езультаты измерений машин 2007 года выпуска приведены в таблицах. Сопос тавив их, чита тель легко разберется, сколько стоит технический прогресс. Сегодняшние «пятерки» и «семерки» по с ути ма ло чем отличаются от первенца ВАЗ-118 За рулем 11/2007 2101. Посадка неу добна, а рослому и вовсе тесно – голова упираетс яв потолок. Руль стоит почти по-ав тобусному, потому быстро крутить его не получится. Хорошо хоть рулевой ва л обре л крес товины, позволяющие ему складываться при аварии, – преж де при с ерьезном Д ТП он травмировал водителя. А вот переключение переда ч, в отличие от последующих моделей, очень четкое – рычаг распо-ложен непосредс твенно на коробке передач. Маленькие очищаемые с екторы стекла в непогоду резко ограничивают обзорнос ть. Зато здесь самый эффективный и надежный отопитель, ес ли не брать в рас чет протекающий со временем кран. Заднее сиденье не складывается, са лон отделен от багажника г лухой пере боркой. Багажник по современным меркам неу добен: гру з прихо-дится перева ливать через его высокий борт. У дачно размещена запаска – как правило, ею можно воспользоваться, не разгружая багажник. Бензобак – прямо в баг ажнике, и объем его маловат – неполных 40 литров, километров на 400–500. Машина до скорос ти 110–120 км/ч довольно тиха я, но да лее возникает сильный аэродинамический шум, да и двигатель на высоких оборотах вносит свою лепту. Надеж-но держит заданную траекторию – но только на хорошей дороге. Неровности, особенно гребенка, противопоказаны задней зависимой подвеске – на плохой дорог е задок машины норовит сползти, треб уя от водителя пос тоянного внимания и подруливания. Резко маневрировать на «Жиг улях» не рекомендуется. И дело не только в неу добно расположенном рулевом колес е. Подвеска не любит внезапных пи-За рулем 11/2007 119 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ»Резкие маневры «классике» противопоказаны – у же в первом коридоре на «перес тавке» она едет на трех колесах. Впрысковый двигатель – пожалуй, единственное существенное отличие нынешней «классики» от «копейки» 70-х. «Четверка» – эталон практичности, на которую до сих пор устойчивый спрос.руэтов. При «перес тавке» у же в первом коридоре машина приподнимает одно из передних колес. Особо стоит отметить древнюю тормозную сис тему с передним и задним контурами. Если выйдет из с троя задний, тормозить еще можно, но коли лопнет передний шланг – задний контур обеспе чит лишь около 40% первона чальной эффективности, да и то, ес ли все остальное исправно. И тем не менее, ес ли не ув лекаться скоростью и резким маневрированием, на этой машине можно передвиг аться вполне безопасно. Да и ремонт «классики», особенно карбюра торной, относительно прост.Впрысковый двиг атель на последних версиях – выну жденная мера, чтобы выполнить нормы токси чности Евро II. Вместе с тем «впрыск» «на коленке» не починишь, и он с легка отта лкивает традиционных пользователей, уваж ающих «классику» как раз за ее простоту. Именно в прос тоте и умеренной цене машины рецепт ее долголетия на конвейере.ПЕРЕДНИЙ ПРИВОДПервые «самары» отли чались неудобной посадкой, но с появлением рег улируемой рулевой колонки этот недос таток несколько сг ладился. Переключение переда чс «изюминкой» – с непривычки легковместо первой включить задний ход и наоборот. На заднем сиденье здесь теснее, чем в «классике». За то его можно с ложить, соединив объемы баг ажника и са лона, что, несомненно, у добно. Впрочем, сам баг ажник отличал завидный объем – 430 л, по тому времени выдающийся результат. Только на с едане тоже велика погрузочна я высота. К тому же запаска под полом, оттого при замене колеса приходитс я выгру жать почти весь багаж. У нынешней «Лады-115» бортик баг ажника ниже и больше проем. На «самарах» оставили желобки над дверями, которые не только хорошо защищают са лон отпопадания воды и снега с крыши, но ис лужат опорой дополнительному баг ажнику. Топливный бак у этих машин упрятан внутрь базы, под заднее сиденье – при аварии это наиболее безопасное мес то. Да и объем бака 43 литра, а это у же более 500 км хода. «Самары» быс трее, лучше держат дорог у, более надежно управ ляются на высоких скоростях и на скользких дорогах. В большинс тве критических ситу аций переднеприводный автомобиль практически избавлен от заноса задней оси. Рулевое управ ление на первых «самарах» было очень четким, возможно, даж е излишне острым – чу ть зазевал-120 За рулем 11/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ»Глубокая модернизация подарила «Самаре» вторую молодость.Под капотом «Самары», перенесшей рестайлинг, «впрыск»… …и наконец-то исчез бортик багажника.ся на большой скорости, незаметно д ля с ебя повернул баранку на два- три градуса, и машина у же отклонилась от намеченного курса. Впос ледствии эту особеннос ть несколько сгладили. Увы, ездовой комфорт х уже, чем на «классике», – подвеска типа «Мак-Ферсон» подробнее передает в са лон дорожные шумы, а рее чное рулевое управление – толчки от дороги на руль. За то диагональная с хема тормозов с делала ав томобиль более безопасным и ус тойчивым при отказе одного из контуров. Известная болячка «Самары» – низко располож енные хрупкие кронштейны рас тяжек передней подвески. Но в ремонте машина проста. Съемные передние крылья заслуживают доброго с лова. А вот современные бамперы – декорация. Чу ть ткнулс я, и он «либо пополам, либо вдребезги». Впрысковые двиг атели сделали автомобиль более современным, но вмес те с тем и более сложным. К счастью, се-годня от большинс тва детских болезней у далось избавитьс я, да и диагнос тическое оборудование перестало быть дефицитом.НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯПервые «дес ятки» с традали целым б укетом болезней: отказывали ЭС УД ( управление двигателем), БСК (бортовая система контроля), лопа лись вклеенные с текла. Впрочем, с годами решили почти вс е проблемы. БСК упрос тили: двигатель 1,6 л лишен ф ункции контроля уровня мас ла. Автоматическое управ ление отопителем у добно, но ненадежно – способно ос тавить без тепла в мороз, а ветровое стекло – без об дува в любое время года. К сожалению, его отказы пока не изжиты. Заднее сиденье здесь более просторное и комфортное, чем на ав томобилях ранних поколений. Багажник удобнее, а в спинке заднего сиденья появился лючок д ля лыж. Сами спинки можно снять д ля перевозки длинномеров.122 За рулем 11/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ»Выросшая из «десятки» «Приора» рассчитывает дотянуться до звезд EuroNCAP.Шестнадцатиклапанный мотор мощностью 102 л. с. обязан разгонять «Приору» до 183 км/ч. Объем багажника 430 л – вполне дос тойный показатель в своем классе.Настройки подвески и конструктивные особеннос ти машины с делали ее более комфортной на шоссе, включая дороги невысокого ка чества. Но вж ертву принес ена четкос ть управления. Рулева я рейка здесь с переменным передаточным отношением, сниж ающим усилие при больших углах поворота баранки. Тормозные диски спереди с тали вентилируемыми. Шестнадцатиклапанный мотор не треб ует рег улировки клапанов, что сниж ает трудоемкость его обс луживания. Многие кузовные дета ли изготовлены из оцинкованного металла. Отличная аэродинамика позволила снизить рас ход топлива, да и грязи к «десятке» липнет куда меньше, чем к «Самаре». Последнее – не только за с чет более об текаемой формы, но и благодаря колесам, заг лубленным в арки кузова. С другой стороны, отс утствие «водос токов» открыло путь в салон воде и снегу при открывании дверей,да и багажник на крышу подойдет далеко не всякий. Окрашенные бамперы с тали формообразующими, декора тивными элементами силуэта. Вклеенные стекла – современное решение, но ес ли треснет, самому вклеить новое непросто. Сегодня «Приора» у же полностью сменила «дес ятку» на главном конвейере, на очереди замена хэтчбека. Но несмотря на нов ую маркировку , «Приора» по с ути – та же «десятка», только модернизированная, с усилителем рулевого управления, подушкой безопасности и чу ть более свеж ей внешностью. В общем, ав томобиль – с претензией на современный, но вс еже до этого уровня он не дотягивает ни по ка честву, ни по техни ческому оснащению. Разве что цена идет в ногу со временем! Усилитель рулевого управ ления, подушки безопасности, кондиционер, ABS... Все это давно с тало нормой у одноклассников.124 За рулем 11/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ» ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ?Когда-то «классика» была весьма передовой конс трукцией. Сегодня это не более чем с ерийно выпускаемый раритет. Держать такой на конвейере современному производителю, м ягко говоря, не к лицу. Впрочем, у рынка свои законы. Покуда ес ть спрос – б удет и предложение. «Самара» – тож ег ероиня минувших дней, без которой в свое время нельзя было обойтись. Как ни кру ти, передний привод – зна чительный шаг вперед. Но по с егодняшним меркам ее никак нельзя называть современной. Покупают ее, прямо скажем, от бедности, а само прис утствие на рынке напоминает сезонную распродажу лежалого товара. «Десятка» и «Приора» – представители последнего поколения вазовских ав томобилей (не с читая «Ка лины»). Но по технической оснащеннос ти и – особенно! – ка честву они безнадежно отс тают от конкурентов. Ку да больше, чем в свое время «классика» и «Самара». Взглянем на результа ты замеров. Коне чно, абсолютные динамические показа тели «Приоры» с ущественно выше, чем «Жиг улей», но на них ли ориентируются в повс едневной эксплу атации Пятис е? кундная разница в разгоне до сотни меж ду «пятеркой» и «Приорой» в городе практи ческого значения не имеет – реализовать ее негде. Максимальная скорость? Да, здесь «Приора» на голову выше. Кстати, если «максима лка» ограни чена Правилами, почему бы еще на заводе не «прошива ть» ЭС УД пределом, например, в 130 км/ч (пусть 20 км/ч будут запасом на вс який с лучай)? Г лядишь, и памятников вдоль дорог поу бавится. Получаетс я, и этот параметр – маркетинговая уловка. Эластичность (время разгона с 60 до 100 км/ч) разнитс я на две секунды, и то набирают-Чтобы изучить историю ВАЗа, не нужно посещать музей, достаточно зайти в магазин.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Объем багажника, смз Снаряженная масса, кг Полезная нагрузка, кг Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: смешанный цикл Двигатель Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н .м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Тормоза: спереди сзади Размер шин Рекомендуемая цена исполнение «Норма», руб. «ЛАДА-21053» 4130 1620 1446 2424 1365/1321 385 1060 400 150 АИ-92/39 8,5 спереди продольно Р4/ 8 1451 52,5/72 5000 112 4000 заднеприводная М5 «ЛАДА-114» 4122 1650 1402 2460 1400/1370 330 985 425 160 АИ-95/43 7,6 спереди поперечно Р4/ 8 1596 59,5/81 5200 120 2700 переднеприводная М5 «ЛАДА-115» 4330 1650 1402 2460 1400/1370 427 1000 425 160 АИ-95/43 7,6 спереди поперечно Р4/ 8 1596 59,5/81 5200 120 2700 переднеприводная М5 «ЛАДА-ПРИОРА» 4350 1680 1420 2492 1410/1380 430 1088 490 183 АИ-95/43 7,2 спереди поперечно Р4/ 16 1596 75/102 5600 145 4000 переднеприводная М5двухрычажная зависимая дисковые барабанные 165/70R13, 175/70R13 138 217типа «Мак-Ферсон» упругая балкатипа «Мак-Ферсон» упругая балкатипа «Мак-Ферсон» упругая балкадисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые барабанные барабанные барабанные 165/70R13, 175/70R13 165/70R13, 175/70R13 185/65R14 219 404 228 058 282 480126 За рулем 11/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ ЭВОЛЮЦИЯ «ЛАДЫ»сти, с которой вазовцы рассчитывают получить четыре звезды EuroNCAP (ЗР, 2007, № 9), еще нет в продаже. Так чем же объяснить двукратную разницу в цене между «классикой» и «Приорой»? Видимо, в основном умело сформированным спросом. Прогресс, безусловно, коснулся комфорта, безопасности автомобилей, снижения трудоемкости обслуживания, но, похоже, никак не качества. Обратите внимание на длину тормозных путей – пятиметровая разница между «пятеркой» и «Приорой» объясняется… неисправностью регулятора давления в задних тормозах «Жигулей». И дефект этот характерен для модели. Приходится с сожалением признать, что за 37 лет ВАЗ не только не стал законодателем автомобильной моды (надеяться на это было по меньшей мере наивно), но даже сколько-нибудь не приблизился клидерам мирового автопрома. Морально устаревшие, технически несовершенные, ктому же наспех собранные ине по чину дорогие машиныобречены на вымирание. А их былые козыри – дешевизна ивозможность ремонтав любой точке страны – сегодня нещадно биты качеством иномарок. Сервис последних становится все более доступным, а цены уже вполне сопоставимы. А потому в ближайшее время ВАЗы по цене иномарок вряд ли будут востребованы в том объеме, вкотором сегодня производятся.На правах рекламыся они ближе к сотне. Неужели в этих мгновениях смысл жизни? Безопасность? Говорят, «классика» в этом существенно проигрывает «Приоре». С другой стороны, ни та, ни другая не соответствуют нынешним требованиям, а «ПриорыЛюкс» с подушками безопасно-РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗАРУЛЕМ»Динамические качества«ЛАДА-2105»«ЛАДА-114»«ЛАДА-ПРИОРА»16,313,511,5 146,1162,3185,5Разгон 0–100 км/ч, с Максимальная скорость,км/чЭластичностьВремя разгона,с 60–100 км/ч (IV пер.) 80–120 км/ч (V пер.)Выбег, м:16,214,213,9 33,922,919,6 105012181537 514640712 49,948,045,1 67,269,868,0120–50 км/ч 50–0 км/чТорможение со 100 км/ч:тормозной путь,м Скорость выполнения «переставки» 12 м,км/ч**На шинах заводской комплектации.128 За рулем 11/2007