296
297
298
КЛУБПЕРЕД ШЛАГБАУМОМАвторы патента, выданного в США 140 лет назад, объясняли необ ходимость своего изобретения просто. – Зачем нужен такой барьер? Да чтобы скотина на рельсы не лезла.Берегись поезда!«Опускное бревно, которым запирается проезд» – примерно так описывал шлагбаум словарь Даля. На самом деле конструкций, предотвращающих «знакомство» автомобиля с поездом, великое множество, убедились Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.БАРЬЕР ДЛЯ СКОТАДействительно, ког да по дорог ам дикого Запада перегоняли с тада, животные то и дело норовили испытать на прочность буфер паровоза. Сигна льщика с фонарем и набором крепких выраж ений скотина упорно игнорирова ла. А вот ав торитет барьера призна ла сразу: раз закрыто – значит так надо! Появившийся вскоре ав томобиль довольно быстро вытурил с дороги мычащих и ржущих старожилов. Сознательность водителей, каза лось, обеща ла быть выше скотской, а потому барьеры с тали потихоньку исчезать. Но полного доверия шоферам все же не проявили: вместо заграждений появились шлагба умы – миг ающие, гудящие и прочие. Появились, да так и прижились. Без них цивилизованный водитель время от времени норовит попасть под поезд, как прежде – четвероногие. Наследственная память – штука сильная. Наверное, именно профессия упом янутого сигна льщика породила его забавную механическую копию. В первой половине ХХ века в США были популярны специальные с емафоры Wig-Wag , которые размахивали красным сигна лом! Это, бесспорно, привлекало внимание водителей, но требова ло специа льного привода, надежность которого была низка. Были даже «виг-ваги» с двиг ателем вну треннего сгорания. С егодня таких, коне чно, не ос талось, но полюбова ться на переезд, г де приветливо машу т красным фонарем, в американской глубинке еще можно. Впрочем, в электри ческих собра тьях «виг-вагов» – с емафорах – красный сигнал, извещающий о приближении поезда, как правило, тож е миг ающий. Обычно два огня, ус тановленные либо рядом друг с другом (как у нас), либо по обе стороны дороги (как вГ ермании), зажигаются попеременно. Это с делано умышленно: ведь даж е перифери ческое зрение автоматически выделяет или движ ущийся, или изменяющийс я во времени объект. Постоянно горящий красный легко и просмотреть.ВРЕМЯ СТОЯТЬЛюбого водителя, коне чно ж е, раздраж ают шлагба умы: ведь они опускаютс я задолго до того, как на горизонте покажется поезд. Нельзя ли сокра тить время ожида-Не повезло – придется переждать два поезда.296 За рулем 12/2007 Для пешеходов и велосипедистов переезды иногда оборудуют специальными барьерамизамедлителями – бегом тут не пробежишь, будет время посмотреть направо и налево.«Виг-ваг» – один из последних калифорнийских могикан – сегодня достопримечательность.ния? Все дело в том, что д ля поезда перед переездом тоже есть семафор (слово «светофор» на ж елезных дорогах не употре бляется). Он сигна лит красным, ес ли «концевики» шлагбаумов не сработали (то есть переезд почему-либо не закрылс я). Вполне очевидно, что такой с емафор ставят на расстоянии, превышающем тормозной путь состава. А он измеряетс я не дес ятками – сотнями, а то и тысячами метров! Мало того – чтобы вс я эта автоматика сработала, необ ходимо да ть команду шлагба умам еще раньше. В общем, около мину ты постоять, увы, придетс я – а ес ли еще и встречный поезд на подходе? Поэтому немцы теперь ус танавливают табло д ляводителей, которое показывает, сколько составов еще предс тоит переж дать. Время ожидания от этого не сократится, однако понятно надолго ли г лушить мотор. Экология! Приходилось ли вам видеть переходы, на которых светофор переключают кнопкой пешеходы? А теперь предс тавьте переезд в немецкой г лухомани, где автомобили появ ляются ку да реж е поездов. На них шлагба умы вс егда опущены, но д ля водителей тож е ес ть заветна я кнопка. Поднять шлагба ум она не мож ет, но за то быстро свяж ется, подобно домофону , с диспетчером. И ес ли пу ть свободен, шлагбаум поднимается.В Анг лии ес ть переезды, г де само ус тройство шлагбаумов подчеркивает равноправие поездов и ав томобилей. Разумеется, речь о малонапряженных ветках, где все делает вручную специа льный смотрите ль. Он повора чивает шлагба умы, закрыва я проезд либо ав то, либо паровозу. Прос тая и ровная схема всего с двумя барьерами. Когда-то шлагба умы на переездах были такими д линными, что перекрыва ли сразу вс е полосы движ ения. Но возникла проблема: автомобиль выехал на пути под закрывающийся шлагба ум, а у браться с переезда он уже не успеет. Выход нашли, укоротив «па лку». Само собой, ту тже нашлись лиха чи, наг ло преЭтот столбик рядом с путями обозначает место установки контактных башмаков.Сигнальщик с флажком или с фонарем с егодня выполняет роль шлагбаума разве что на узкоколейках и заводских ветках.За рулем 12/2007 297 КЛУБНАША СПРАВКАПЕРЕД ШЛАГБАУМОМНЕЛЬЗЯ!В ряде европейских с тран при об устройстве переездов запрещено: делать их на учас тках, где скорос ть поездов может превышать 160 км/ч; организовывать пересечение путей для троллейбусов и трамваев; строить новые переезды. Напротив, действуют программы замены старых одноуровневых переездов пу тепроводами из рас чета 4:1, то ес ть один мост вместо четырех переездов. держать шлагба умы закрытыми более 10 минут подряд. Если такое происходит, на мес то выезжает бригада ремонтников. одолевающие закрытый переезд недозволенным зигзагом. В России на них нашли управу, соору див поднимающиес я из-под земли барьеры, которые при выезде можно придавить колесами, но штурмова ть в лоб решительно невозможно. Европейцы поступили г уманнее: пос тавили вмес то двух четыре коротких шлагба ума, работающие с задержкой. Сна чала опускаютс я два «на въезд», потом – еще два «на выезд».Четыре шлагбаума перекрывают дорогу, не оставляя лихачам ни единого шанса «проскочить». Кстати, на этом канадском переезде пу ти пересекает троллейбусная линия – редкий с лучай! В Англии (и вообще в Европе) водите ли настолько дисциплинированны, что переезды в небольших городках порой обходятся лишь перемигивающимися красными огнями.ГДЕ У ПОЕЗДА ХВОСТ?Когда открывать шлагбаум? В нашем мире автоматики поезд замыкает своим ж елезным колесом контакт, располож енный сразу за переездом. Но как узнать, что мимо контакта прошло последнее колесо состава, ес ли их не одна сотня? На помощь приходит таймер с ус тановленной задержкой в несколько с екунд. Каждое следующее колесо с брасывает его в на чало отсчета, и только пос леднее замыкание становится командой шлагба уму. Правда, если сос тав ос тановится на переезде, это может сбить автомат с толку, но водителито, даже самые несознательные, не поедут на таран. К тому же на этот случай сегодня есть и дополнительные – индукционные датчики, отменяющие преж девременный подъем шлагбаума. * * * Переезды, появившиеся еще до рож дения ав томобиля, с тали с егодня одним из раздражителей д ля водителя: перед ними всегда приходитс яс брасывать скорос ть, а то и вовс е ос танавливаться на неопределенное время. Но как знать: может быть, через годы, ког да рельсы и ас фальт окончательно разойду тся на разные уровни, мы еще затоскуем о возможности постоять перед шлагбаумом в ожидании свис тка Локомотива, приветствующего Автомобиль...Если же движение напряженное, то без шлагбаумов – никак. Более того, под ними подвесили сетку, чтобы даже собака не проскочила!298 За рулем 12/2007