242
243
244
ТЕХНИКАСНЕГОБОЛОТОХОД ГАЗ-340394Два бойцаУ известного снегоболотохода «Бобр» появился близкий родственник, оснащенный автоматической коробкой передач. На машинах поездили Алексей Липман и Игорь Коняев. Фото: Георгий Ахадов.Семейство «бобров» появилось не на пус том мес те – их предком значится г усеничный транспортер Г АЗ-3409. К моменту , ког да ветерана сняли с производс тва, он успел послужить в армии и потрудиться на благо геологов и нефтяников. Наследников в генералы не прочили – их проектировали д ля иной, абсолютно мирной жизни. Отсюда различия в компоновке. Отказавшись от среднемоторной схемы, создатели предпочли классическую автомобильную: мотор – спереди, ведущие звездочки – с зади. Ради снижения стоимости машину максима льно унифицирова ли… с «Соболем»! О т него вездеход позаимс твовал дизельный двиг атель «Штайр», пятиступенчатую коробку переда ч, кузов и элементы обору дования са лона. Впрочем, недавно завод выпус тил пилотную партию машин с ав томатом извес тной фирмы ZF. Ходова яу обеих машин, получивших заводской индекс Г АЗ-340394, одинаковая – пара резинометаллическихгусениц опирается на снабженные торсионами катки. Собственно резина прис утствует в трех мес тах. Это – сайлент-блок, заменяющий с тальной палец в соединении траков; обрезиненная дорожка ка чения катков, исключающа я намерзание снег а, и наружные башмаки «д ля форс у», то ес ть для проезда по ас фальту (они гарантируют зазор между покрытием дороги и разрушающими его металлическими звеньями). Эти жег усеницы движ ут «Бобр» на плаву. Д ело в том, что дав ление воды в зоне нижней ветви выше, чем у верхней, из-за чего первая создает большее толкающее усилие, и машина плывет в ну жном направлении. Чтобы не залить двигатель, жабры на капоте во время заплыва надо держать г ерметично закрытыми. Со вс еми прочими нюансами управ ления мы предпочли ознакомиться на практике. Для того чтобы забра ться на мес то водителя, особой гибкос ти не потребовалось, ведь «Бобр» – тот же «Соболь», толь-ко на г усеницах. А вот вну три привычны только ремень безопаснос ти, рычаг переключения передач и рулева я колонка. Само рулевое колесо отсутствует – его заменяют два рычаг а по бокам водите льского кресла (для облегчения посадки левый на стоянке можно опус тить на пол – в нерабочее положение). Нет и педали тормоза – ее функции выполняют вс е те же рычаги. Зато под правой рукой прибав ление – рукоятки управ ления демультиплика тором и коробкой отбора мощности. Осмотревшись, на чинаем движ ение. Снаряженная масса вездехода близка к «газелевской», так что мощности штатного двигателя вполне хватает для динамичной езды. Правда, м чаться по извилис той дороге со скоростью 50 км/ч, подруливая короткими рывками управ ляющих рычагов, весьма непривычно. Неза урядной ловкости требует проезд препятствий с переходом на пониженную передачу: тут необходимо одновременно и притормажива ть, взяв оба рычага на себя, и переключаться.242 За рулем 12/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель «БОБР» ГАЗ-340394 с механис автоматом ческой КППеред началом движения левый рычаг надо поднять вверх, перевед я его в рабочее положение.Общие данные Размеры, мм: длина/ширина/ высота база колея Дорожный просвет, мм Преодолеваемый угол подъема, град. Максимальный крен, град. Снаряженная масса, кг Грузоподъемность, кг Давление на грунт (с полной нагрузкой), кгс/см2 Максимальная скорость, км/ч На плаву, км/ч Средний расход топлива, л/100 км Топливо/запас топлива, л Запас хода по топливу, км Корпус Конструкция Количество дверей/мест Двигатель ТД ГАЗ-5601, Р44500/2020/2500 2500 1520 430 35 25 3600 600 0,168 63 5–6 30 дизельное/185 600 несущий, водоизмещающий 3/6 (включая водителя) 92 кВт/125 л.с. при 3800 об/мин, 260 Н.м при 2000 об/минБез третьей руки никак – приходится останавливаться. А вот испыта тели как- то об ходятся, на ходу исполняя руками виртуозные па. Плавностью хода «Бобр» очень напоминает большой джип. Жаль, база коротковата – при довольно м ягкой подвеске машинасклонна к клевкам при торможении ик раскачке на пологой волне. Да еще зв укоизоляция так себе – шум от ведущих звездочек и катков не дает слушать собеседника. Зато разворачиваться – одно у довольствие. Разогнавшись по пес чаной кос е до 30 км/ч, резко «взводим» правый рычаг , и машина,Селектор автоматической коробки передач ничем не отличается от легкового.А вот рычаг механической коробки явно перекочевал с грузовика.О том, что вы не в кабине «Соболя», можно дог адаться по торчащим с боков крес ла рычагам и… отсутствию руля!Трансмиссия с задними ведущими звездочками, двухступенчатым демультипликатором, бортовыми передачами Коробка передач М5 А4, ZF 4НР22 Ходовая часть Подвеска не зависимая торсионная, опорных катков с амортизатором и буферами на первом и последнем катках Движитель гусеницы мелкозвенчатые, с резинометаллическим шарниром, с обрезиненными беговыми дорожками, с резиновыми башмаками. Количество звеньев – 89, шаг звена – 100 мм, ширина звена с башмаком – 500 мм Рулевое управление фрикционный механизм поворота с рычажным приводом Тормоза ленточные барабанные диаметром 300 мм За рулем 12/2007 243 ТЕХНИКАСНЕГОБОЛОТОХОД ГАЗ-340394Рулевой механизм вездехода – ленточные тормоза по бокам главной передачи.Опускные гидродинамические решетки увеличивают тягу при движении на плаву.описав полукруг диаметром около 10 метров, устремляется в обратную сторону. У «Бобра» с ав томатической коробкой передач педалей еще меньше. Точнее, всего одна – акселератор. Ну а рычаг КП заменили с електором. Управ лять этой машиной гораздо приятнее – рук и ног тут хватает. Да и едет такой вездеход куда динамичнее – благодаря быс трому (и весьма плавному!) переключению переда ч «Бобр» в этот момент не теряет скорос ти. К сожалению, сравнить время разгона обеих модификаций нам не у далось – у г усеничной техники этот параметр не нормируют (а у испытателей нет ни приборов, ни методики замера). Впрочем, преимущес тво хорошо заметно и на г лазок – доведетс я выбирать, не ошибетесь. Правда, пока в продаже лишь «механическая» версия – ее выпускают в количестве 100 единиц в год по цене 1800 тыс. ру б. Но ав томат у же на подходе – с ерийный выпуск планируют в будущем году.В сложных условиях движения особое внимание необходимо уделять температуре масла в АКП.Одна из особенностей конструкции – очень плотная компоновка.Торсионная подвеска опорных катков обеспечивает приемлемую плавность хода. Пассажирский салон хоть не блещет комфортом, зато просторен и вместителен.244 За рулем 12/2007