142
143
144
146
ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ АВАРИЙНЫЙ КОМИССАРГруппа поддержкиАварийные комиссары – пока еще не привычные, но у же активные участники «разборок» после ДТП. Азы диковинной профессии постигал Андрей Морозов. Фото: Юлия Лисняк.АЖИОТАЖ НА ПЛОЩАДИ ВОССТАНИЯ– Ру ль прямо! Полме тра назад! «Скорая» – сдавай, но потихоньку! – Дюжий персонаж в лимонной жиле тке руководит процессом. За его спиной пытаюсь помогать разъехаться дв ум с толкнувшимся машинам ия – ассис тент аварийного комиссара. Водитель « девяносто девятой» с номерами Ленобласти неуверенно сдает назад – и фартуком разбитого бампера вывора чивает оранж евый поворотник «скорой помощи». – Вот ведь ездок, – тихонько шепче т мой шеф Павел иу же спокойным голосом продолж ает: – Ну , не нервничайте, не переживайте, вс еу же кончилось! С траховка покроит с тоимость этого поворотника… «Клиент» на глазах обретает дар ре чи. Д аже звонит, кажется, на работу, успокаивает: «Милиция у ехала, но прибыли аварийные комиссары». Это о нас с Павлом Можайским. Прорвавшись мину т за тридцать по немыслимым питерским пробкам на расс тояние, которое японские туристы проход ят пешком мину т за десять, мы – в центре Невского проспекта. В прямом смысле этого с лова – с тоим на разделительной в 100 метрах от площади Восс тания, недоумевая, как ум удрились столкнуться здесь, г де скорость езды едва превос ходит черепашью. Но расс уждать неког да. «Скорая» въехала в переднее крыло «Ладе». Машины, как и полагается, ос тановились на месте аварии, водите ли выставили аварийные знаки, три полосы Невского проспекта от Ани чкова мос та к площади Восс тания ав томатически сузились до одной. Образовавшаяся пробка, каж ется, тянется на пару киломе тров, и хвос т ее теряе тся г де-то у Адмиралтейства. Паве л поочередно под зывает водителей, доверив мне измерить рулеткой расстояния для схемы Д ТП. В таком «горячем» месте счет идет на секунды. Уже сматывая катушку, неожиданно проникаюсь тревожной мыслью: – А в «скорой» больного нет?! – Наши сразу же подскочили, перегру зили. На операцию успе ли вовремя, – обыденно покурива я, отве чает Геннадий, врач с Первой подстанции скорой помощи. Прямо куплет из песни Розенбаума! – Еще одна машина минут через пять прибыла, ГАИ – еще мину т через десять. С транно, что вы задержались. – Лиговский- то из-за разборки трамвайных путей стоит. А мы ж без миг алок! – солидно, словно бывалый питерец, отвечаю я. Доктор понимающе вздыхает. Тем временем Паве л заканчивает заполнять с траховые формы, че тко инс труктирует обоих водителей, когда и что им де лать. Водитель «скорой» спокоен, как и полож ено шоферу такого «нервного» транспорта. А «99-й», каж ется, счастлив от того, что вс е закончилось так быс тро и бесконфликтно. Теперь и нам с Павлом можно с облег чением вздохнуть. – И кто винова т, по- твоему? Что говорит ж урналист-142 За рулем 12/2007 ский опыт? – экзамену ет меня «наставник». – С одной стороны, «скорая» – он же въехал в крыло. С другой – спецтранспорт нужно было пропустить, – рассуждаю я. – Только спецтранспорт наш миг алку забыл включить. Но я согласен с тобой: кажется, «обоюдка». Гаишники тоже так постановили. Теперь с траховщики б удут меж ду собой разбираться. Вс е, кончай курить, поехали в офис протоколы заполнять…ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УСЛУГАСтолкновение на Невском случилось уже на второй день моей работы – в понедельник. А вс убботу я почти целую смену провел в «штабе» – полуподвальном помещении, которое занимает фирма «Аварком». Профессия эта появилась на рынке автомобильных услуг всего несколько лет назад. Раньше представить себе частную компанию, которой доверят оценивать ущерб от Д ТП и выносить независимые вердикты, было невозможно. К с лову сказа ть, Санкт-Петербург как место работы аварийных комиссаров мы выбрали не случайно. Даже в Москве эта ус луга пока не настолько привычна, как вС еверной Па льмире. И ес ли в Москве или Самаре на машину с надписью «комиссар» смотрят скептично-недоуменно, то здесь даже дорог у час то ус тупают. – Скорее вс его, относительный успех службы именно в Питере об условлен тем, что аварийные комиссары появились у нас в городе еще до введения обязательного с трахования, – не без гордос ти комментиру ет первые итоги де ятельности Ирина Воробьева, замес титель гендиректора «Аваркома». Оказывается, дело не в том, что в «доосаговский» период петербуржцы чаще других россиян с траховались добровольно. Прос то в силу г еограИнструктаж перед комиссарской вахтой. Профессиональные советы лишними не будут.Аварийного комиссара не всегда пропускают без очереди. Приходится проявлять чудеса водительского мастерства. Урок аварийной фотографии. А теперь попробуем определить, откуда появилось повреждение.фии здесь на улицах во вс е времена было больше машин с иностранцами. Попавший в инцидент финн привычно требовал европейского обс луживания. Ну а после принятия закона об ОСАГ О дополнительная ус луга д ля клиента с тала для страховых компаний необходимостью. Увы, до с егодняшнего дня аварийный комиссар в России – неравноправный учас тник разбора ДТП. – Наши ус луги – это так называемый ассис танс-сервис. Переводя на русский, мы – дополнительные помощники для клиентов страховых компаний, с которыми сотру дничаем, – поясняет свой правовой статус Ирина. – Конечно, если примут дополнения к закону об ОСАГО, так называемый «европейский протокол», ког да ГИБДД освободитс я от ф ункции фиксирования каж дого ДТП, необ ходимость в наших услугах возрастет. Кстати, сами сотрудники Г АИ у же с егодня готовы предос тавить нам такие возможности – квалификация аварийных комиссаров их удовлетворяет. Итак, специа льность, которой предстояло овладеть, позволяла мне, как предс тавителю с лужбы аварийных комиссаров, «ос уществлять оперативный выезд на мес то Д ТП с участием лиц, зас трахованных в компаниях, с которыми сотрудничает фирма; осматривать мес то Д ТП; оказыва ть на месте ДТП правовую помощь и психологическую под держку клиентам; иска ть на мес те происшествия очевидцев; проводить фотосъемку мес та ДТП и повреж денных машин; составлять с хему Д ТП и собирать информацию д ля отчета; анализировать полученную информацию и определять вероятного нарушителя ПД Ди причины возникновения аварии». В списке еще добрый десяток пунктов – вс е прос то не успел запомнить. Е динственное, что меня извиняет – я ведь только учусь...За рулем 12/2007 143 ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ АВАРИЙНЫЙ КОМИССАРБЕЗ КОМАНДИРСКИХ НОТОКСамо собой разумеетс я, что такой новой профессии в России никто нигде не об учал и не учит. Кого же берут на эту ответственную должнос ть в СанктПетербурге? – Самый прос той способ – принимать на работу бывших сотрудников Г АИ, – рассказывает г енеральный директор «Аваркома» Конс тантин Сорокин. – Но он не всегда успешен... Причина такой разборчивости прос та. Оказываетс я, бывшие сотру дники Госав тоинспекции, прекрасно разбираясь в тонкс тях движения, в роли комиссара порой забывают, что учас тники Д ТП – не обычные нарушители правил, а клиенты компании. А зна чит, аварийный комиссар должен быть, в первую очередь, тонким психологом, чутким человеком. – Приезжая на место аварии, мы первым делом должны успокоить человека, – инс труктирует меня наставник Павел. – Бывшие г аишники, приезж ая на аварии, чувс твуют с ебя хозяевами положения. А ведь в ДТП в последнее время попадают совсем неопытные водители. У них и так стресс от происшествия, а тут ими еще и командова ть начинают, «с троят», так сказа ть. Естественно, придя вс ебя, кли-Зачастую сложно определить, кто на самом деле виноват в аварии. «Все в порядке! Я цел. Комисс ар уже приехал!»ент ж алуется вс траховую компанию, а она предъяв ляет претензии нам. Самый ж еланный кандида т на роль комиссара – му жчина старше 35 лет, коммуникабельный, со с тажем вож дения более 10 лет. Комиссару необ ходимо четко зна ть Правила и основные пункты законодательства. Хорошо разбира ться в технике и быть способным в короткое время определить характер повреж дения, понимать возможные скрытые последствия с толкновения, а часто и прикину ть предполаг аемую стоимость ремонта. Желательно, чтобы кандида т был женат и, естественно, без вредных привычек. – То есть я – находка для вашей фирмы? – в шутку спрашиваю заместителя директора. – Возможно, – вполне с ерьезно отвечает Ирина. – Только не рассчитывайте сразу на золотые горы. С тавка аварийного комиссара зависит от его квалификации. При напряж енной работе можно заработа ть до 20 тыс яч ру блей в мес яц. А поскольку движение в Питере рас тет, чис ло аварий не уменьшается, то и зарпла та меньше не с тановится. Так что пока нет вызовов, изучайте документацию, а потом Павел проверит ваши навыки...144 За рулем 12/2007 ПРОФЕССИЯ АВАРИЙНЫЙ КОМИССАРНа правах рекламыПроверяли в обычном питерском дворике: увидев разбитую «девятку», Павел предлагает оценить, в результате чего получены повреждения задней двери. С умным видом фотографирую вмятину. Выдерживаю паузу, приседаю, пытаясь увидеть что-то под днищем: – Думаю, эту машину кто-то приложил сзади. Но, возможно, повреждения получены, когда автомобиль стоял на парковке и кто-то сдавал задним ходом, – пытаясь придать голосу солидности, рассуждаю я. Павел усмехается. Мои выводы комментирует подошедший южанин – владелец «девятки»: – Дорогой, каким ходоммодом! За городом был, ворота открывал, закрепить забыл, ветер подул – мне дверь и смял! Наставник ободряюще хлопает по плечу – научишься, мол.Рулеткой Невский не измерить!В салоне «четверки» аварийного комиссара звучит рация: – Машину комиссара – на Васильевский, авария на Большом проспекте. Побыстрее, мальчики! И мы понеслись по питерским пробкам. Расступись, комиссары на аварию едут! P.S. В Санкт-Петербурге выезд аварийного комиссара на место ДТП (если оформлен договор КАСКО) у большинства страховых компаний бесплатная услуга. За небольшую доплату (до 1000 рублей в год) заключить такой договор предлагают всем, кто приобретаетобычный полис ОСАГО. Но впринципе вызвать комиссарана место аварии можно и без «предварительной договоренности»; правда, его услуги придется оплатить. Однако помощь опытного человека встрессовой ситуации порой просто неоценима.