304
305
306
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯным гонораром ни найти, ни воспитать не мог. Претенденты приходили и уходили. «Свято место» занял Володя Князев. Нет, у него не было ав томобильных корней, он располагал другим – со школьных лет «тяжело заболел» фотографией. Не излечило пос тупление в технический в уз – камера оказа лась сильнее. Дв ухгодичный лекторий д ля фотокорреспондентов в Центра льном доме ж урналиста, непродолжительная работа в периодике – отнюдь не весомый баг аж, с которым он пришел в «За рулем». Но именно здесь он нашел свою тему , свое призвание – фоторепортаж с автомобилем в главной роли. По первому сигна лу Владимир готов был м чаться ку да угодно, будь то пуск огромного завода или скромна я выставка автоаксессуаров, меж дународное ав торалли или с тарты школьников-автомобилистов. Его приход в редакцию случился в памятное время: ВАЗ уже вс трою, ав томобильная жизнь в СССР обретает совершенно новые черты. «За рулем» откликается на перемены своими экспедициями, рейдами, вс тречами, обс уждением возникающих проблем. За всем этим долж ен был поспевать ж урнальный «фотог лаз», иначе не донес ти до чита теля масштабы перемен и нашу общую причастность к ним. Взяв наугад несколько подшивок ЗР разных лет, можно легко предс тавить диапазон князевских работ – от фоторепортажей в нескольких номерах о самом важном до узко практических ма териалов «на страничку». Скаж ем, «Поволжье ав томобильное» – фотоочерк, г де предс тавлены гиганты ВАЗ, КамАЗ – и утилитарные, необ ходимые каж дому фоторассказы «Как носить ремни безопасности» и «Водитель наж ал на тормоз». Не вспомнить даж е толики того, что с тало объектом его съемок. Назов у только отме ченный тог да вниманием чита телей фоторепортаж в несколь-Фотокор Владимир КнязевМарк Тилевич«Когда я привожу журнал из Москвы, – пишет наша чита тельница в Берлине Эмма Леонид, – им вос хищаются даже мои немецкие друзья, видя выдающиеся фото...».Да, нынешняя команда фотокоров «За рулем» делает свою работу превосходно. С этим согласятся, пожалуй, все читатели, а меж ду тем еще несколько лет назад «команды» и в природе не было – ее заменял единственный по штату человек с фотоаппара том и кучей обязаннос тей. Поспевать с камерой за ав томобильными новостями, обеспе-чивать съемкой обложки и материалы в каж дый номер, придумывать, пред лагать. Бесконечные командировки, проявка, пе чать… Четверть века – с 1976-го по 2001-й эту нелегкую ж урнальную ношу нес Владимир Князев – просто Володя, как мы вс е его зва ли. Нес с радос тью и полной самоотдачей. У ис токов «зарулевской» фотолетописи с тояли хорошоизвестные в те да лекие годы мастера – Аркадий Шайх ет и Семен Фрид лянд из ж ургазовской когорты Михаила Кольцова, а после них и вынужденной паузы (в военные и первые послевоенные годы ЗР не выходил) новых имен не появ лялось. Фотокора, посвятившего себя ав томобильной теме и преуспевшего в этом, журнал в его тог дашнем 35-с траничном варианте с более чем скром-304 За рулем 12/2007 Четверть века камера фотокора «За рулем» поспевала за ав томобильными событиями в жизни страны, будь то сверхдальние пробеги новых моделей, испытания машин или ралли с таринных автомобилей.ких номерах ЗР – «Каракумы-2» (1977 г.), ког да сотру дники журнала и ВАЗа провели новые «нивы» по маршру ту легендарного пробега 1933 года, прочувствовав до конца вс е прелести песчаной пустыни. Рассказ о фотокоре Владимире Князеве невозмож ен без упоминания его любимой темы – ав томотоспорта. Здесь он был, можно сказать, вездесущ – первым предс тавлял появ лявшиеся у нас тог да мотобол, кросс на легковых машинах, экоралли, мототриа л. Особенно ярко проявилось мас терство Володи в фотолетописи «Гонки звезд» на призы «За рулем», которую он блес тяще вел с первого старта в 1978 году на Московском ипподроме. Поныне его кадры, запе чатлевшие неповторимые моменты гонки и ее г ероев, ме лькают на выставках, появ ляются в разных изданиях – словом, живут.Мне не раз приходилось наблюдать нашего Володю в деле – на той же «Гонке звезд», в других соревнованиях, пробегах, на вс тречах с учас тием прессы – там, где борьба между фотомастерами за «мес то под солнцем» для эффектной съемки ведется очень активно. С лучалось, что вг уще схватки я не видел Князева, на чинал беспокоиться – у дастся ли съемка? Напрасно. В полож енные день и час на с тол ложились отменные кадры на выбор. Владимир обладал удивительным «чувс твом места», умел найти лучший ракурс, по-своему , нешаблонно построить кадр. Даже самые мобильные сюжеты снимал без суеты и спешки, с ловно заранее зна л, что вс е получитс я. И получалось, пока внезапный сердечный у дар не оборва л жизнь на отметке 55 лет. Из них двадцать пять были отданы «За рулем».За рулем 12/2007 305 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» В МОЕЙ ЖИЗНИДорогие друзья, участники конкурса! Истекает последний срок присылки материалов, но нам совсем не хочется ставить точку. В том, что вы вспомнили и рассказали, наряду с выражением любви и благодарности к журналу (за что несказанное спасибо) нема ло пожеланий, маленьких «рецензий», а это нам тоже очень дорого. Посоветовавшись, решили не закрывать кон-курс. Первый его итог подведем к апрелю – годовщине, а далее продлим до конца юбилейного года. Победителей второго тура (так же как и первого) будет ждать сюрприз. Об этом читайте у же в новом году. «За рулем» ждет ваших «исповедей» в любой форме, в любом жанре и объеме. Жюри конкурсаНе стал ни космонавтом, ни баянистом…Всем «зарулевцам», а также армии читателей привет и наилучшие пож елания к юбилею!!! Пишу вам впервые, поэтому не судите строго. Впервые увидел ж урнал году этак в 1964-м в киоске на ос тановке, напротив музыкальной школы, в которую ходил по желанию родителей, дабы выучитьс я на баяниста. Тог да это, с читай, – как с ейчас пристроить свое чадо на «Фабрику»... Было мне лет с емь. На деньги, с тыренные из батькиного коше лька (был грех), приобрел «За рулем». И сразу рас хотел стать космонавтом (хотя тог да другой ме чты у нормальных пацанов не было), а захотел стать шофером... и в те чение пяти лет, до окончания ненавис тной музшколы, с тарушка киоскер (ве чная ей память – ж урнал-то был в дефиците!) ос тавляла мне свежие номера, что иногда вызывало раздражение у таких, как яс ейчас, д ядек. С тех пор много-много номеров прочитано (почти вс е), воды у текло нема ло, еще больше намотано километров. И не ж алею, что не с тал космонав том. И ба янистом. Пользы с тране больше принес, работая на Дороге. За что любимый журнал – Уважаю. С уваж ением, Пупынин Владимир Иванович, рожденный с бензином в крови. Ставропольский край, Новос елицкий район, с. КитаевскоеМы неразлучныЖурнал, каж ется, чита л вс егда, а с покупкой ав томобиля мы с ним неразлучны. Вспоминаю, как по с ходной цене приобрел свое первое авто – восьмилетний ВАЗ21099. На чинал, коне чно, с «За рулем». В серии «Ваш первый ав томобиль» С ергей Усков последовательно описывал необходимые дейс твия с только что купленным подержанным авто. Обс тоятельный перечень особеннос тей и болевых точек этой модели почерпнул из другой с татьи – «ВАЗ-21099» Антона Чуйкина (ЗР , 1997, № 5). Был очень благодарен опытным автомобилистам, умеющим к тому же доходчиво разъяснить начинающему суть проблемы и подсказа ть, что конкретно надо делать. Ос тавалось только с ледовать рекомендациям. Подержанный автомобиль потребовал замены аккум улятора, вых лопной сис темы и так да лее. На вопрос «Что выбра ть?» исчерпывающий ответ да ла «Экспертиза «За рулем». Р екомендации специа листов, таблицы, где приведено соотношение «цена-качество» – и вот у же приобретено то, что нужно. Признаюсь, чесались руки заняться тюнингом, но, с ледуя неоднокра тно и тактично высказанному в журнале мнению на сей с чет, напрочь выбросил из головы всякие там проставки, пластиковый обвес, накладки на фары, синие лампочки. За то шумоизоляция под капотом, дополнительный стоп-сигнал с повторителями поворотов и плафон дневного света взамен штатного, почерпну тые из ру брик «Советы быва лых» и «Своими силами», пришлись весьма кстати. Теперь у меня «Мазда-323», но без моего ж урнала по-прежнему не предс тавляю себе жизнь с автомобилем. Владимир Горланов, Печора306 За рулем 12/2007