РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ TOYOTA COROLLAКоролева красотыЗЕсли о внешности «Тойоты-Королла» 9-го поколения еще можно спорить, то красота и изящество ряда технических решений сомнению не под лежат, с читает Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.нологических отверс тий, надо демонтировать – четыре болта по уг лам и один в центре, на «лыже». Перед установкой нового фильтра рекомендуем заполнить его маслом, чтобы не посадить мотор на голодный паек в первый момент после запуска. И не экономьте на прокладке сливной пробки – не окупится ! Для замены свечей зажигания снимаем декоративную накладку двиг ателя – две гайки М6 и два плас тиковых пистона (могут быть и винты). Да лее, нажимая на фиксатор, снимаем колодки с четырех ка тушек зажиг ания, отвора чиваем болты их крепления и две г айки короба проводки. Приподнимаем его одновременно с ка-алогом лег ендарной надежнос ти «королл» служит не только добротная конструкция, но и час тые плановые ТО – через 10 тыс. км. Услуги дилеров стоят дорого, и по ис течении гарантийного срока (3 года или 100 тыс. км) многие в ладельцы взва ливают бремя обслуживания на свои пле чи. Тяжела ли ноша, мы решили выяснить на себе.САМ СЕБЕ МОТОРИСТПоменять мас ло в двиг ателе не с ложнее, чем на оте чественных машинах. Дос туп к масляному фильтру возмож ен только снизу, поэтому дополните льную защиту картера, если в ней не предусмотрено тех-тушкой 3-го цилиндра и отводим вс торону, пос ле чего вынимаем из колодцев остальные ка тушки. Ес ли уплотните льные кольца ос тались на двиг ателе, перед сборкой их необ ходимо отде лить и вернуть на мес то – только така я пос ледовательность г арантирует тре буемую г ерметичность. Поменять воздушный фильтр под силу даже ребенку, а вот д ля ролика ав томатического на тяжителя поликлинового ремня потреб уется м ужская сила. Ключ «на 19» надеваем на прилив-шестигранник лапы кронштейна и, преодолева я сопротивление демпфера, отводим ролик по ходу авто, после чего снимаем ремень со шкива г енератора. Перед ус тановкой нового проверяем легкос ть вращения и отс утствие закусываний подшипников навесных агрегатов и обкатных роликов.НА КРЮЧКЕЕсли над осью крайнего левого ролика (смотрим со стороны шкивов) есть потеки масла, значит, подошло время менять уп-214 За рулем 12/2007 лотнительное коле чко на тяжителя цепи ГРМ. Д ля этого отвора чиваем две г айки крепления и изв лекаем узел из колодца передней крышки головки. Пользуясь случаем, проверяем его работоспособнос ть: при поднятом храповике плунжер с «елочной» нас ечкой долж ен свободно (без заеданий) перемещаться, а при отпущенном – только выдвигаться. Затем взводим узел в боевое положение, для чего утапливаем плунжер и зацепляем его крючком (с боку на корпусе) за штифт. Если после этого додавить плунжер, крючок должен его освободить, провернувшись на оси. Убедившись в норма льной работе, надеваем новое коле чко, смазанное тонким слоем моторного мас ла, наносим г ерметик ближе к фланцу и аккуратно, чтобы не соскочил крючок, ус танавливаем натяжитель на место (момент затяжки гаек 9Н . м). Потом провора чиваем коленва л на полоборота против часовой с трелки (например, за вывешенное колесо при включенной IV передаче) – левая ветвь цепи, натягиваясь, давит на плунж ер и освобож дает крючок. Ос тается лишь поменять направление вращения и напрячь с лух, чтобы распознать треск выс трелившего плунжера. При отс утствии зв ука придетс я снять натяжитель еще раз и разобра ться в причине заедания крючка. Виновными мог ут оказаться смолистые отложения, которые смываем, например, ацетоном (при снятом резиновом колечке!). Если замена кольца надолго не помогает, в проточку под него можно намота ть несколько витков термос тойкой нити, уплотнив поверхнос ть г ерметиком. Главное не переус ердствовать, ина че выпирающая резинка не позволит вс тавить на тяжитель в гнездо.мать «дв ух зайцев», как извес тно, ку да сложнее. Скорость опорожнения сис темы невелика – успеете приготовить замену , смешав концентрат свежего антифриза с дистиллированной водой в пропорции 1:1. Смесь вливаем тонкой с труей, поддерживая уровень на 5–7 см ниж е среза за ливной горловины и ориентируясь по «б улькам» из радиатора. Как только они прекратятся, пускаем двигатель и постепенно добавляем еще около 300 мл. Затем закрываем пробку радиатора и, прогрев мотор до срабатывания вентилятора ох лаждения, глушим. Спус тя 10–15 мин доливаем последнюю порцию (примерно 200 мл).ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позицииПериодичность, тыс. км (лет) 10 (1) 40 80 20 30–40 40 (2) 80 (4) 40 (2) 40 (2)Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания Масло МКП Масло АКП Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов и сцепленияСТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРаботаСтоимость, руб.* 2400 960 1600 300 2000 500 640 640 1280 960 640 1600КЛЮЧ К УСПЕХУЗаменить фильтр са лона проще неку да: отворачиваем саморез демпфера-амортизатора «барда чка», снимаем его и, наж ав на два фиксатора лючка фильтра, вынимаем элемент. Несложно поменять и тормозные колодки – при отвора чивании болта суппорта палец от провора чивания удерживают специальные лыски на нем. Новые колодки с тавим скосом накладки вниз, при этом плас тина-индикатор износа должна быть на вну тренней колодке. Не забываем об очистке и смазке! Отдельные колодки ручного тормоза в задних механизмах подводим поворотом коронча той гайки через отверс тие в диске-барабане при снятой резиновой заглушке. О подобной конс трукции мы подробно рассказывали в предыдущих материалах рубрики. Топливный фильтр с наскока не поменять: с ложно отверну ть г айку крепления насоса в баке (фильтр – в нем), поэтому работу лучше доверить специа листам. Тем, кто возьмется за дело самостоятельно, рекомендуем предварительно изготовить нехитрое приспособление. На торце трубы вну тренним диаметром 150 мм ид линой 200–300 мм делаем 12 равноу даленных пропилов на г лубину 25 мм. Ширина 11 пропилов должна быть 3 мм, а 12-го – 15. С противоположной с тороны проделываем пару диаметра льно противоположных отверс тий под вороток. Сняв колодку с топливного насоса и отсоединив шланги, надеваем приспособление короной на гайку, вставляем в отверстия вороток, отвора чиваем г айку и вынимаем насос из бака. Во избежание неверной сборки топливные тру бки необ ходимо пометить. Деталь, впрочем, почти одноразовая – лучше бы сразу запас тись новыми, что, увы, не так- то легко. Выручит наш ав топром – похожие есть в насосе впрысковых ВАЗов ( да ис тоят они дешев ле – околоКомпьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена охлаждающей жидкости двигателя Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена фильтра салона Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена уплотнительного кольца натяжителя ГРМ Замена передних колодок Замена задних колодок Нормочас* Без учета расходников.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВ*ЗапчастьСтоимость, руб. 5300/9500 7000/6600 7000/3400 8200 270/560/ 1100 850 560 100 2890 5660 3170/2000ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЕЙПеред заменой ох лаждающей жидкос ти внимательно изучаем наклейки с внутренней стороны капота, одна из которых может предупреж дать о заполнении сис темы антифризом Super Long Life розового цвета (на авто примерно с апреля 2004 года): его ни в коем с лучае нельзя смешивать с ранее использу емым «красненьким». Для с лива жидкос ти предусмотрены два крана-пробки: на левом ба чке радиатора и на блоке цилиндров левее нейтрализатора. У обоих есть штуцеры для шланга: подобрав подход ящий, можно с лить жидкость в емкость даже с узким горлышком, не пролив ни капли! Только не надо выворачивать пробки полнос тью, ина че антифриз поте чет и по их резьбе, а пой-Крыло переднее/заднее Бампер передний/задний Блок-фара/задний фонарь Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный Фильтр салона Свечи зажигания, комплект Кольцо натяжителя цепи ГРМ Поликлиновой ремень Натяжитель поликлинового ремня Тормозные колодки передние/задние* Цены на рынке ниже на 10–13%.600 руб. с фильтром «в нагрузку»). При сборке новые тру бки осаживаем на штуцерах промышленным феном, строго контролируя температурный режим.ДНЕМ С ОГНЕМПоменять сгоревшие лампочки в задних фонарях тру да не сос тавит, а вот с остальными помучаетесь. Д ля замены лампы указа теля поворота ну жна ловкос ть рук: особенно тесно в хэтчбеке. Протиснувшись, снимаем колодку , наж ав на скобку-фиксатор, повора чиваем па тронЗа рулем 12/2007 215 РЕМОНТ И СЕРВИСМоторный отсек снизу. Масляный фильтр обозначен кружочком, заливная пробка МКП – зеленой стрелкой, а сливная – красной. Отворачивать пробки лучше головкой – низкие грани легко сорвать. Поменять свечи зажигания сложнее обычного, зато нет нужды возиться с высоковольтными проводами. Короб проводки и катушку 3-го цилиндра вынимаем и ставим одновременно!ТЕСТ-РЕМОНТ TOYOTA COROLLAТопливный фильтр-сетка стоит в насосе. Поднимаем спинку сиденья, надрезаем обивку по пунктиру на ней и снимаем лючок. Без спецключа для гайки насоса дальше лезть не советуем. Фильтр салона устанавливаем так, чтобы стрелка на нем, помеченная словом «UP», смотрела вверх. При этом наиболее грязная часть всегда будет повернута к улице.Крышка воздушного фильтра фиксируется на корпусе двумя рычажками с «гуляющей» осью. Разберется даже ребенок!Такой суппорт вряд ли вызовет трудности при замене колодок. Тормозную жидкость меняем через штуцер прокачки, выпуская ее самотеком и добавляя свежую в бачок.Поликлиновой ремень меняем, надев на прилив-шестигранник (показан стрелкой) ключ «на 19» и поворачивая его по ходу авто, то есть по часовой стрелке.Левая фара, вид со стороны снятого аккумулятора. Лампа дальнего света под колпаком (кружок), ближнего – за крышкой с двумя скобками, поворотника – показана стрелкой.Сливную кранпробку на радиаторе полностью не выворачиваем, выпуская жидкость по каналу, предусмотренному в нижней поперечине моторного отсека (его срез белеет снизу).Для замены ламп в задних фонарях снимаем крышку лючка обивки, отжимаем фиксаторы платы (оба вверх!) и выводим ее из отверстия, насколько дает проводка (увы, ненамного).216 За рулем 12/2007 ТЕСТ-РЕМОНТ TOYOTA COROLLAНа правах рекламыОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название Описание операцииИтоговая операцииЗамена масла Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена ОЖ двигателя Замена масла КП Замена тормозных колодок Регулировка ручного тормоза Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах Замена ламп в задних фонарях + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – + – Вертикальное положение фильтра позволяет полностью заполнить его маслом до установки4 Мал интервал замены Не нужен инструмент Минусов не нашлось Большой интервал замены Нужен специнструмент, сложно без повреждений снять трубки внутри насоса Нет высоковольтных проводов Затруднен доступ Есть автомат натяжителя, предусмотрен прилив под инструмент Много обводных роликов На сливных пробках-краниках есть штуцеры Жидкость сливается медленно Доступ к заливной (контрольной) пробке МКП возможен сверху Низкий шестигранник «под ключ» легко сорвать при небрежном обращении Простота конструкции Необходимость контроля ориентации колодок Необходимость в регулировке крайне редка Затруднен доступ к гайке на тросе для регулировки числа щелчков рычага Хороший доступ Минусов не нашлось Не нужно снимать фары Затруднен доступ. Для замены ламп указателя поворота и дальнего света 3в левой фаре надо снимать аккумулятор Предусмотрены лючки в обивках Коротковата свободная петля проводкиоценка5 2,5 3,5 4,5 4,5 44454* По 5-балльной шкале в сравнении с «Ладой-112», трудоемкость обслуживания которой условно оценена на «четыре».против часовой стрелки и, обходя жгуты проводов и наливную горловину бачка омывающей жидкости, выводим из лабиринта. В правой фаре куда ни шло – лампу ближнего света «сторожат» только две проволочные скобки крышки. Лампа дальнего – под резиновой заглушкой, которую просто снимаем подобно крышке с банки. Визуальному контролю мешает наливная горловина радиатора, поэтому ориентироваться приходится с помощью зеркальца. С левой же стороны худо-бедно доступна одна лампа ближнего света – ос-тальные прикрыты аккумулятором. Здесь сперва снимаем пластиковую накладку над радиатором, для чего вынимаем четыре грибка-пистона и отворачиваем два крайних (малых) буфера капота. Потом снимаем клеммы с АКБ, планку крепления (все ключом «на 10») и вынимаем батарею. Для замены лампы дальнего света дополнительно демонтируем раструб впускного патрубка, вынув пистон-грибок. Факт очевиден – ради «разреза глаз», задуманного дизайнером, конструкторы поступились ремонтопригодностью. Ничего не поделаешь: красота – страшная сила.1,6 и 1,8 л (97, 110 и 135 л. с., соответственно), прочие модификации к нам официально не поставлялись. Коробки передач: 5–6-ступенчатая механическая (последняя только с мотором 1,8 л), 4-ступенчатый автомат.ИСТОРИЯ МОДЕЛИ«Тойоту-Королла» 9-го поколения (Е-12) собирали в Японии, Англии и Турции с 2001 по 2006 гг. Кузова: седан, универсал, 3–5-дверный хэтчбек. Двигатели: бензиновые 1,4,