300
301
КЛУБКОНКУРСКапельницаЗа ответ на задачу № 57 Александр Белых из Ельца получит от редакции премию 6000 рублей, а от ОАО «Концерн «Моринформсистема-АГАТ» – электрический компрессор.Напомним, о чем спорили герои задачи. Представьте: машина дымит, картерные газы забивают грязью воздушный фильтр... В таких случаях автомобилисты ведут себя по-разному. Один приступает к ремонту, другой не торопится, решая проблемы «малой кровью». Таковы и наши герои. Федор сделал просто: вывел шланг вентиляции картера под машину, и мотор стал работать лучше... Но его оппонент с действиями приятеля не согласен. Кто прав? На машине Федора вентиляция картера напрямую связана с воздухофильтром. Так сделано на многих автомобилях, в числе которых и знакомые «Жигули». Хитрости с их вентиляцией известны с тех времен, когда дефицит запча-стей и сервиса фантастически подхлестывал нашу изобретательность. Это мы были первопроходцами в езде без тормозов, амортизаторов, с танковыми аккумуляторами, на шинах от электрокаров. Сегодня запчастей и сервисов – навалом, но качество плачевное – отсюда новые Кулибины. Итак, Федин мотор заработал лучше – но верно ли, что беспокоиться не о чем? Известно, что в исправном двигателе лишь малая часть газов прорывается из камеры сгорания в картер, но с износом цилиндров, колец, поршней утечка усиливается. Картерные газы выносят к воздушному фильтру все больше копоти, масляного тумана – «гармошка» загрязняется, пропускает воздух все хуже, одновре-менно засоряются воздушные жиклеры карбюратора, да и свечи замасливаются... Мощность мотора падает, расход топлива растет. А что будет после Фединой «рационализации»? Конечно, доля топлива, недогоревшая вцилиндрах, выброшенная (в составе картерных газов) в атмосферу, полезной работы не совершает. Отсюда дополнительный расход. Но зато продлевается жизнь фильтра, облегчается работа карбюратора, мотор как бы оживает... На впрысковых машинах рядом с патрубком вентиляции датчик массового расхода воздуха. Грязь искажает сигнал – мотор работает хуже. Выходит, и тут отсоединять шланг полезно? Читатели напоминают Феде, что сам двигатель исправ-ней не стал. В этом состоянии он напоминает тяжелобольного, которого подключили к капельнице, так как на операцию денег нет. Устранять надо причину беды, а не следствие! Если сама по себе принудительная вентиляция картера исправна (например, не забита отложениями), то отказ от нее ведет к еще большему росту давления газов и немалым потерям масла через сальники и прокладки. Двигатель «потеет» маслом, нынче не дешевым. Еще быстрей выходят из строя свечи. Говоря проще, плюсы от «тюнинга» вентиляции сильно спорят с минусами, хотя мы пока говорили только о вреде для мотора. А это не самое важное. Дело в том, что газы сильней прорываются через кольцаНа правах рекламы300 За рулем 12/2007 Рисунок Се р ге яСавиловапри высоком дав лении в цилиндре – ина че говоря, в начальной фазе сгорания, ког да поршень только что проше л верхнюю мертвую точку ив цилиндре много недоокис ленных, очень токсичных соединений. Даж е их отта лкивающий запах долж ен нас торожить! Неспроста им перекрывают прямой путь в атмосферу и дожигают при «в торичной переработке» в двигателе. Однако наших людей отрава не пуг ает! Главное – зас тавить машину работа ть. Такое отношение к проблеме прослеживается ив час ти ваших писем – тревожный симптом. Нельзя ограни чиваться лишь технической с тороной дела: скажем, не забыл ли Федя, сняв шланг, за ткнуть пробкой па трубок – а то ведь в мотор будет попадать песочек! Здесь мы, в с ущности, привели выдержки из лучших ответов чита телей, в том чис ле призера – Александра Бе лых. Поздравляем его с победой!На правах рекламыЗа рулем 12/2007 301