170
171
172
174
ГРУЗОВИКИАВТОБУС MERCEDЕS-BENZ TRAVEGOНе расплескать кофе!Ю рийНеч ет ов . Ф ото : Ге оргийСадковколько-сколько? Тринадцать метров, двадцать четыре тонны и почти полтыс ячи лошадиных сил? Ни за что бы не поверил, что вс ем этим можно так легко управ лять, ес ли бы сам не сидел за рулем. Шес тнадцатилитровая «восьмерка» легко разгоняет здоровенный желтый автобус, перебирая через одну дюжину переда ч «зэтэфовского» ав томата. За явленную максима льную скорость 155 км/ч проверить неСпришлось, но готов поверить – судя по динамике и запас у тяги, так оно и есть. Хороша эргономика водительского мес та – небольшой толс тый б ублик удобно лежит в руках, управление легкое и чувствительное.БЕЗОПАСНОСТИ МНОГО НЕ БЫВАЕТИдущий впереди грузовик сбросил скорос ть – до него всего пара дес ятков метров, и нога у же повис ла над педалью тормоза, но ав тобус началзамедляться самос тоятельно. Однако не нас только интенсивно, как грузовик – тут же заверещал зуммер, замиг ал тревожный сигнал. Вот теперь моя очередь давить на тормоз... Именно так работает система контроля с ближения AR T (Proximity Control, опция, 5 тыс. евро) на турис тическом ав тобусе «Мерс едес-Бенц Травего М». Когда автобус идет на круиз-контроле, спрятанный под пластиковой эмблемой радар каждые 50 миллисекунд скани-рует дорог у на расс тоянии 150 м. Ес ли в поле его зрения попадает догоняема я машина, сближение продолж ается лишь до ус тановленной водителем дис танции, котора я затем и под держивается. Возможный диапазон – от 40 до 100% в метрах от чис ленного значения скорос ти в км/ч. То есть, скаж ем, ес ли «лидер» идет 80 км/ч и заданы 70%, система ART будет поддерживать дистанцию 56 м. Ког да передняя машина увели чивает ско-170 За рулем 12/2007 Расстояние до впереди идущей машины для системы контроля сближения ART выставляется поворотным кольцом на правом подрулевом переключателе. Штатный индикатор на приборной панели снимает демонстрационная камера, на стойке – ее дисплей. Включен сигнал «Опасное сближение!». Расстояние до грузовика 11 ми оно продолж ает уменьшаться – автоматического торможения с 20-процентной эффективностью не хватает. Пора тормозить «вножную»... На изображение наложены две прямоугольные зоны, в которых удерживается разметка. Наклон линии в центре изображения подсказывает, в какую сторону корректировать курс.рость, разгоняетс яи ав тобус, пока не достигнет заданной на круиз-контроле. Ког да уменьшает, ав тобус тормозит с замедлением до 20% от максимального – такой уровень выбран из соображений комфорта, у пассажиров при этом не должно расплеска ться кофе. Если же дис танция продолж ает опасно сокраща ться, включается сигна лизация, поб уждая водителя к активным действиям. А ужв его распоряж ении дисковые тормоза на вс ех колесах, ус тройство дотормаживания Break A ssist, сис темы антиблокировочная ABS ис табилизации ESP. Любопытно, что для ускорения срабатывания пневматиче-ская тормозна я сис тема снабжена электронным управ лением EBS (Elec tronic Bracing System) – электроклапаны расположены у каж дого колеса и открываются мгновенно при нажатии на тормоз. Кроме того, да тчики контролируют состояние тормозных колодок и перераспределяют усилие по осям, добива ясь равномерного износа. В результа те уменьшается коли чество визитов на сервис, поскольку вс е колодки меняют одновременно. Другая новинка – ограничитель скорос ти при продолжительном тормож ении СBL (Continuous Braking Limiter). Он пригодится в горах – используя ретардер, автоматика огра-ничивает максима льную скорость на спуске. Удалось опробова ть и еще одну инновацию – систему слежения за разметкой SP A (Lane Assist). Специа льная камера внизу лобового стекла просматривает дорог у впереди и определяет на личие по бокам контрастной разметки – не важно, сплошной или прерывистой. Ес ли ав тобус наезж ает на линию при выключенном сигнале поворота, в сиденье водителя с соответс твующей стороны проб удится вибрационное ус тройство. Пос ле трех прерывистых сигналов оно выключается – значит, перестроение было произведено намеренно. Сис тема с леженияпредназначена д ля шосс е и, чтобы не отв лекать водителя лишним ж ужжанием в городе, отключается на скорости меньше 70 км/ч. Хороша я штука, но в России эта опция за 4 тыс. евро, скорее вс его, не б удет востребована – где ж на нее столько разметки напастись?ТУРЕЦКИЙ «МЕРСЕДЕС»Такое сочетание давно не в диковину. На самом деле вс е закономерно: высокий уровень жизни в Европе дикту ет и высокие цены на рабочую силу , энергию, землю, сырье и комплектующие и, как с ледствие, обуславливают высокую с ебестоимость продукции. Р абочему на конвейере вГ ерманииЗа рулем 12/2007 171 ГРУЗОВИКИАВТОБУС MERCEDЕS-BENZ TRAVEGOПо правому борту остался лишь один большой отсек для багажа, место позади него занимает кабина туалета. За средней дверью может размещаться или небольшой багажник, или спальный отсек для сменного водителя.Самый мощный мотор – V-образная «восьмерка» ОМ 502 LA 16 л/ 476 л.с. Электроснабжение дублированное – сверху установлены два четырехкиловаттных генератора. Справа над глушителем – отопитель «Вебасто».ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Модификация Travego MERCEDES-BENZ Travego M Travego LОбщие данные Колесная формула 4х2 6х2 6х2 Размеры, мм: длина/ширина/высота 12 140/2550/3710 12 960/2550/3710 13 990/2550/3710 база 6080 6080+1350 7110+1350 Радиус поворота, м 10,5 10,6 11,8 Снаряженная масса, кг н.д. 15 970 н.д. Полная масса, кг 18 000 24 000 24 000 Количество мест* 48, 44, 40 52, 48, 44 56, 52 48 Вместимость багажных отсеков**, мз 9,6 9,6 12,1 Максим. скорость, км/ч 90*** 90*** (155,3) 90*** Топливо/запас топлива (мочевины), л ДТ/490(61) ДТ/475(47,5) ДТ/475(47,5) Двигатель ТД OM 457 LA, P6, 12,0 л, 315 кВт/428 л.с. при 2000 об/мин, 2100 Н . м при 1100 об/мин; ТД OM 502 LA, V8 16,0 л, 350 кВт/476 л.с. при 2000 об/мин, 2100 Н . м при 1080 об/мин (кроме Travego); расположен в заднем свесе продольно Трансмиссия заднеприводная, М6 GО 120 или A12 ZF Astronic Ходовая часть подвеска – независимая (средняя ось – зависимая) пневматическая; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза – пневматические дисковые вентилируемые, ретардер; ABS, ESP, ВА; шины 295/80R22,5*Соответственно, в исполнениях 3, 4 или 5 звезд. **Ту алет уменьшает объем багажников на 1,2 м з, спальный отсек сменного водителя – на 1,4 м з. ***Скорость ограничена электроникой.нужно пла тить три тыс ячи евро в мес яц, а в Венгрии или Турции – лишь вос емьсот при более д линной рабочей неделе. Именно поэтому многие автопроизводители перемещают свои производс тва в Вос точную Европу и Азию. Глобализация, понимаете ли... Не стало исключением и автобусное подразделение «ЕвоБус» компании «Дайм лерКрайслер» – вс лед за моделью «Туризмо» в прошлом году в Турцию перенесено и производство флаг мана «Мерс едесТравего». О днако на лаживать на новом месте выпуск модели образца 1999 г. (ЗР , 2005, № 3) не с тали. При сохранении общего силуэта с характерными передними с тойками обновленная версия с тала чу ть длиннее, имеет иное оформление носа и кормы, друг ую светотехнику. Пол и люки баг ажного отс ека с тали а люминиевыми, а вот водительска я дверь за ненадобнос тью исчезла. Д емонстрируя работу хитрых сис тем безопаснос ти, специальный ж елтый ав тобус – Safety Coach теперь колесит по разным странам.Как и предшес твенник, автобус предс тавлен сразу в трех модификациях: двенадцатиметровый дв ухосный «Травего» (15RHD ), тринадцатиметровый трехосный « Травего М» (16RHD ) – на таком как раз и довелось прокатиться – и четырнадца тиметровый трехосный « Травего L» (17RHD). Третья под держивающая ось управ ляемая, но на скорости выше 30 км/ч д ля безопасности она фиксиру ется неподвижно. Кроме того, пневмоподвеска позволяет ее полностью разгрузить, увеличив сцепной вес средней ведущей оси, например, на скользком подъеме. Дос тоинство трехосных модификаций – 24 т разрешенной максимальной массы против 18 ту двухосной, что полнос тью снимает ограни чение по вес у багажа у пассажиров. Все три модификации могут быть в исполнениях с количеством звезд от трех до пяти и, соответс твенно, различаются уровнем комфорта – в зависимости от коли чества рядов кресел меняется и расс тояние между ними. На борту ес ть172 За рулем 12/2007 ГРУЗОВИКИАВТОБУС MERCEDЕS-BENZ TRAVEGOДвигатели такие же, как и упрежней модели: рядная «шестерка» OM 457, 12 л/428 л.с. и Vобразная «восьмерка» LA OM 502 LA, 16 л/476 л.с. – последний агрегат на двухосную машину не ставят. Благодаря впрыску мочевины моторы удовлетворяют нормам токсичности Евро IV. Прежние коробки передач – шестиступенчатая механическая «Мерседес-Бенц» GО 210 или двенадцатиступенчатая автоматическая ZF «Астроник». Любопытно, что за 12 тыс. км пробега демонстрационного автобуса расход топлива составил 29 л/100 км – вернитесь в начало и прочитайте еще раз, какие параметры у этого «серванта»! Достойна уважения и цена – даже несмотря на азиатское происхождение, тестовый четырехзвездный «ТравегоМ» стоит в Европе 350 тыс. евро. Впрочем, трехлучевая звезда на носу гарантирует качество независимо от страны производства. «Мерседес» – он ив Турции «Мерседес»...На правах рекламыСалон остался без изменений – кресла с удобной обивкой имеют откидные подлокотники, регулируемую спинку и могут быть чуть выдвинуты в проход, чтобы пассажирам было свободнее вплечах.кухня, а по заказу – и туалет, испальный отсек для сменного водителя. Впечатляет мощность систем кондиционирования и отопления – в пассажирском салоне, соответст-венно, 32 (35 для «Травего L») и 38кВт, да еще плюс 8и 20кВт взоне водителя! И это при том, что боковые стекла в салоне – это стеклопакеты с отличной термо- и шумоизоля-цией. Любопытно, что узкая панелька под окнами обогревается, предохраняя их от конденсата и запотевания, а пассажиров – от контактов с холодным стеклом.174 За рулем 12/2007