248
249
250
251
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯА человек играет на трубеОказывается, иногда стоит пересмотреть казавшиес я незыблемыми пос тулаты моторостроения. К примеру , во впускном коллекторе при работе двиг ателя вс егда возникают пульсации дав ления воздуха меж ду дросс ельной заслонкой и клапанами. До сих пор с читалось правильным так выбра ть размеры коллектора, чтобы подг адать фазу сжатия к моменту открытия впускных клапанов. Так можно повысить наполнение цилиндра и, с ледовательно, мощность двигателя. Но не вс е так прос то и однозначно. При с жатии воздух нагревается, его плотнос ть уменьшается. Из-за этого мощность не растет в той мере, как хотелось бы. Разработчики двиг ателя нового «Порше-GT2» отбросили каноны ис делали укороченный впускной тру бопровод, дос тигнув оптима льной связи впуска с фазами газораспределения. А чтобы компенсировать у меньшение массы наполняющего цилиндр воздуха, подняли давление наддува. Стоп, скаж ет внима тельный читатель, но ведь тог да воздух опять нагреется. Верно, только после компрессора с тоит интеркулер, эффективность которого тоже повысили. В результа те вс ех этих манипуляций получили ж елаемый эффект: воздух на впуске стал холоднее, угол опереж ения зажигания удалось увеличить. Понятно, никто из в ладельцев авто с термометром вНовый двигатель для «Порше-GT2» в разрезе.Простая с виду деталь, а сколько, оказывается, тонкостей в ее конструировании!двигатель не полезет, градусы оставим специа листам. А вот «лошади» и литры – это по-нашему. Так вот: новый мотор при 3,6 л рабочего объема выдает 530 л.с. и рас ходует на 15% меньше бензина в рас чете на каж дую сотню километров (по сравнению с ис ходным двиг ателем модели «911 турбо»).Благотворно сказа лась модернизация и на крутящем моменте. В «Порше-911 турбо» с опцией «Спорт Хроно Пакет турбо» двиг атель мог лишь кратковременно развива ть 680 Н . м ( так называемый «овербуст»). Теперь такой же крутящий момент дос тупен постоянно в диапазоне от 2200 до 4500 об/мин!248 За рулем 12/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНа правах рекламыЭлектричество ловит маслоФирма «Хенгст» разработала устройство для отделения частиц масла в вентиляции картера, которое не только обеспечивает близкую к стопроцентной очистку воздуха, но и обладает почти нулевым сопротивлением его потоку. Поводом для создания новой конструкции послужили все более ужесточающиеся экологические требования. (Они, кстати, касаются не только выхлопных газов.) Принцип сам по себе не нов: речь идет об электростатическом улавливании частиц. Другое дело, что ставили подобные фильтры на заводских трубах для улавливания сажи. Электростатическое сердце маслоотделителя получилось весьма компактным, что позволило спрятать его в недрах двигателя. Электронный блок, расположенный прямо на устройстве, повышает напряжение бортсети с 12 или 24 В до 9–12 кВ. При этом потребление мощности ничтожно: всего 10 Вт. Зато для частиц масла размером от 0,5 до 10 мкм коэффициЧистый воздух Воздух с частицами маслаПРОБКИ ДАВЯТ НА НЕРВЫ?Капли маслаМаслоотделитель «Хенгст» в работе.ент отделения равен 99%, а перепад давления воздуха на входе и выходе фильтра не превышает 5 мбар. Причем эти параметры пожизненные: электростатический маслоотделитель не требует замены или очистки – частицы масла постоянно стекают в картер. Новинка сначала появится в двигателях грузовиков «Мерседес-Бенц» (МВЕ 900 ЕРА07 и МВЕ 4000 ЕРА07).Сравнительный график эффективности маслоотделения для различных систем: видно, что преимущества новинки прежде всего проявляются при малом размере масляных частиц.реклама ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯШариков им хватаетФирма «Шеффлер груп отомотив», извес тная брендом F AG, разработала новые с тупичные подшипники, которые должны внести свой скромный вклад в дело экономии топлива. За счет сниж ения трения в узле она может достичь 1,5%. А это, между прочим, около 40 л топлива в год! Более того, а тмосфера не получит до 67 кг выбросов углекислого газа с каждого переобору дованного авто. Предназна чена новинка прежде вс его д ля легких коммерческих автомобилей и вседорожников. В новом кони ческом подшипнике каж дый из рядов роликов заменили дв умя рядами шариков. Таким образом, подшипник превра тился в четырехрядный. Х арактерная д ля ролика линия контакта заменилась дв умя точками – трение уменьшилось вдвое, а вместе с ним и нагрев у зла. Соответственно, вырос срок с лужбы смазки. Чуть выше мы употре били слово «переобору дованного»: это не с лучайно. Новые подшипники по своим размерам полностью соответствуют штатным роликовым, а значит, переход не только выгоден ав топроизводителям, но и доступен для любого ав товладельца, желающего сэкономить на подарок к Рож деству: цена дв ух канистр топлива нынче не так ужи мала!бСреди новых ступичных подшипников есть и простые (а), и более сложные (б) с датчиком системы ABS.aИ думать не смей!На деле вс ек тому идет: «думать» полаг ается компьютеру , а от че ловека тре буется лишь ловкость рук. Р ечь идет о внедряемой на фирме «Дайм лер» технологии «расширенной реальности» ( Augmented Reality) – по сути своеобразном интерфейсе «человек-машина». Итак, рабочий надевает на голову миниатюрную видеокамеру и специа льные очки, соединенные с компьютером. Допустим, необ ходимо пос та-вить предохранители в соответствующий блок. Но в какое из десятков гнезд нужен 10-амперный, а ку да – 20- ти? Ошибка может обернуться пожаром. Теперь излишне контролировать свои действия по чертежу или технологи ческой карте: берешь пинцетом любой предохранитель, а стрелка на дис-плее в очках у же направ ляет руку в нужное место! Аналогичным образом компьютер дает инс трукции по с борке любых узлов, их сервису или ремонту. На экране (он мож ет быть и отде льно стоящим) прямо на фоне реального изображения появ ляются подсказки д ля очередной операции. Ту т захочешь – не ошибешься, а если нарочно сделаешь что-то не так, компьютер поднимет тревог у: вызовет мастера и «проиграет» ему действия нерадивого работника – д ля орг выводов. Вс е это выг лядит на б умаге очень просто, но как жес ложно было добиться, чтобы компьютер узнавал любой у зел под любым уг лом зрения и мгновенно подгонял под каж дую перспективу изображ ение своих рекомендаций! Описанные идеи уход ят корнями в детские мультфильмы, г де рисованные персонажи действуют среди живых г ероев. Только там это с деланная раз и навсегда съемка, а теперь «мультяшные» подсказки расширяют видимую нами реальность!250 За рулем 12/2007 Чисто снаружи, прозрачно изнутриФирма «Пре» (Германия) придумала комбинированный датчик дождя и запотевания ветрового стекла изнутри, работающий не на оптическом, а на емкостном принципе. Хотя устройство комбинированное, работу двух составляющих его сенсоров придется рассмотреть отдельно. Итак, капли воды теперь засекаются по изменению электрической емкости микроконденсатора, обкладки которого обращены к стеклу. Преломление света не играет более никакой роли. При этом ни следы от насекомых летом, ни соляные разводы зимой не могут сбить новый датчик с толку. А вот запотевание изнутри на самом деле не измеряется, а прогнозируется на основе измерения температуры стекла и относительной влажности воздуха. Как только электронный «метеоролог» сочтет, что условия для конденсации созрели, он даст команду климатической установке изменить режим обдува так, чтобы не нарушать заданный водителем микроклимат в салоне. Интересно, что сам датчик крепится в приклеенной к стеклу рамке, так что при замене стекла он не пропадает. Еще одно преимущество: благодаря емкостному принципу новый сенсор можно закрепить в зачерненной зоне стекла, так что его не будет видно снаружи, а обзорность вообще не пострадает. Связь датчика с микропроцессорами, управляющими стеклоочистителем и климатической установкой, происходит по единственной цифровой шине данных, выглядящей как обычный тонкий проводок.На правах рекламыСПОКОЙСТВИЕ В ВАШИХ РУКАХрекламаwww.persen.ruСохранить спокойствие в любой ситуации Вам поможет натуральное успокоительное Персен. Благодаря сбалансированной комбинации растительных компонентов, средство действует быстро и эффективно. Персен не вызывает сонливости и не снижает концентрации внимания. Теперь даже за рулем Вы можете быть спокойны и уверены. С Персен любая дорога будет легкой!Телефон горячей линии: 8 800 100 05 35 8 800 1000 LEK Звонок по России бесплатный.ПЕРСЕН ФОРТЕ® П №013803/01 ПЕРСЕН® таблетки П №016317/01. В этом маленьком устройстве спрятаны и метеостанция, и регистратор водяных капель.