230
231
232
РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ «ЛАДА-110»Охота на сверчковНе ждать, когда «хороший стук наружу выйдет», а найти и обезвредить его ис точник предлагает Владимир Арбузов.Положив одну руку на чашку, другой качают кузов вверхвниз. Если ощущается постукивание, обычно говорят, что виноват опорный подшипник. Однако стучать может и опора стойки, и сама стойка, и обе вместе, поэтому опору для проверки нужно снять.230 За рулем 12/2007 Грохот погремушки радует разве что младенца, а стуки, скрипы и прочие посторонние звуки в автомобиле – головная боль владельцу. Шумы эти раздражают сами по себе, но главное – часто предвещают куда большие неприятности. Поэтому сезон охоты на «сверчков», особенно в отечественных машинах, открыт круглогодично: если они расплодятся, выловить каждого в отдельности будет непросто. Скрип пластиковых панелей легко выявить, если на них энергично понажимать рукой. Дребезжащие звуки провоцируют легким постукиванием кулаком по подозрительному элементу. Нормально закрепленные панели на это не реагируют. Лечение здесь простое – между трущимися (скрипящими) и дребезжащими панелями ставим мягкие прокладки. Эффективен поролон на клею или самоклеящиеся уплотнители окон. Где это возможно, панели лучше стянуть саморезами. Пластиковый наружный обвес – завоевание беспощадного тюнинга – хоть и невероятно красив, тоже зачастую вносит свой голос в оркестр. Его погромыхивания слышны более отчетливо при движении соткрытыми окнами. Эффект усиливается, если ехать вдоль бетонного забора или в туннеле. Кстати, таким же способом легко прослушать систему выпуска: уж если сечет – эхо от забора услышит самый тугоухий. Одно условие: дефилировать вперед-назад, чтобы прослушать обе стороны автомобиля, лучше в одиночестве, чтобы шум потока машин не смазывалПросевшая пружинка нижнего клапана сжатия передних и задних стоек ВАЗ2108–2110 – одна из причин стуков в амортизаторе.картину. Рецепт для обвеса тот же – мягкие прокладки и жесткое крепление. Сложнее обстоит дело с поиском «барабашек» – бывает, вроде и шуметь нечему, а поди ж ты – шумит! К примеру, в дверях. Снимаем обивку, на всякий случай подтягиваем винты стеклоподъемника и замка и стучим по двери изнутри, поднимая и опуская стекло. Дребезг жестянки можно убрать, если наклеить на эти панели куски битумной шумоизоляции (она продается в магазинах). Люфты в петлях дверей проявляются глухими стуками на разбитой дороге. Обильная смазка способна чуть приглушить стуки, но совсем от них не избавит. При подозрении на петли поочередно приоткрываем двери и, взявшись рукой снизу, пытаемся приподнять их. Характерный щелчок – верный признак износа. Устраняется заменой осей петель. Аэродинамические шумы проявляются, как правило, при высокой скорости наСо временем резиновый демпфер выдавливается, шарики набивают лунки по краям рабочей канавки и опора начинает стучать.Если не обращать внимание на стуки…На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИСДОВОДИМ «ЛАДА-110»Треснувший чехол очень быстро приведет к стукам и щелчкам в приводе.Оспины на штоке – причина течи амортизатора. Ремонт – замена в сборе.Вполне «рабочий» амортизатор порой стучит по вине изношенного уплотнительного кольца.хорошем шоссе. Свистеть и подвывать могут крепежные отверс тия в зерка лах, неудачно ус тановленная антенна или даж е свищ от сквозной коррозии. Дырки придется задела ть хотя бы плас тилином, антенну с легка наклонить или перенес ти в другое место. Теперь, ког да с надоед ливыми, но по сути безопасными кузовными шумами мы разделались, врем я занятьс яж алобами подвески, которых до поры прос то не было слышно.УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫСтуки мог ут генерировать раскру тившиеся г айки на штоках амортиза торов. С тук глухой, ухающий, хорошо с лышен, ес ли вывесить колесо и пока чать его монтажкой вверх-вниз. Кс тати, проверка за тяжки гаек крепления с тоек и штоков амортизаторов входит в перечень работ ТО. Изношенные наконечники рулевых тяг шума создают немного, за то предупреждают о ку да более с ерьезной опаснос ти, чем, например, дребезж ащая декора тивная накладка. Люфт заметен на г лаз при покачивании рулем или, ког да он не большой, – на ощупь, если положить ладонь на сомнительное сочленение. Щелчки рулевой рейки ощу тимы на руле при перекладке его из одного поворота в другой. (Ес ли машина с усилителем рулевого управ ления – проверять при работающем двиг ателе.) Вс е дело в зазоре между ведущей шестерней и зубьями рейки. Под нагрузкой ва л приподнимается и, если тарельчатая пружина просела, с тучит. Под тягивать такую бесполезно – только зажмете ва л, придется заменить новой. Шаровые опоры сигналят глухими ударами при езде по разбитому ас фальту.Чтобы у бедиться, что изношены именно опоры, вывешиваем колесо и пытаемс я покачать монтажкой в вертикальной плоскости. Изношенна я опора, не нагру женная весом автомобиля, издает отчетливые глухие с туки. Кс тати, ес ли подвеска дв ухрычажная («Лада»-классика, «Волг а» Г АЗ31105), домкра тс тавим под нижний рычаг, ина че шарова я опора б удет заж ата силой пружины. Износ сайлент-блоков проверяем монтажкой, пока чивая концы соответс твующих тяг. Исправный едва заметно сминается, но тут же возвращается на место. Неприятные шаркающие зв уки мог ут издавать трущиеся о подкрылки пружины – потертости видны невоору женным г лазом. Но все это – цветочки, ис точники этих шумов найти не так уж сложно. Резкий дробящий металлический стук на «стиральной доске», машина «плывет» в сторону уклона дороги? Так «умирают» амортизаторы, точнее, пру жины их клапанов. Причиной курсовой неус тойчивости и стуков в подвеске мож ет быть изношенный или «прова лившийся» в резиновом демпфере подшипник передней опоры. Вычислить его прос то: вывешиваем колесо и качаем его в вертикальной плоскости – разбита я опора б удет с тучать. Этим дефектом, как правило, греша т родные вазовские с тойки и опоры, поэтому , ког да придет врем я их менять, с тоит обра тить внимание на изделия хорошо зарекомендовавших себя фирм. Для «самар» и «десяток» это, к примеру , «Асоми» или SS-20 («Система технологий»). Пос ледние у же 20 тыс. км работают на нашей машине и проявили себя наилучшим образом. Трансмиссионные шумы, как правило, вызываются изношенными подшипникамиколес – гул усиливается и пропадает в разных поворотах; ШРУСами – симптомы те же и, ес ли ес ть карданные ва лы, ще лканьем крестовин. Шум подшипника четче проявляется у же в незна чительном повороте и исходит от нару жного колеса. При чем не важно, идет машина внатяг или на нейтрали. ШР УС, как правило, гром че щелкает под нагрузкой в повороте. А поскольку внутреннее колесо повора чивается на больший угол – в левом повороте с лушаем левый шарнир, в правом – правый.АРАНЖИРОВКАНаконец, при поиске источников шума неизбежен элемент с лучайности – мой знакомый перебра л полмашины, довел с ебя до нервного истощения, а скрип в подвеске никак не пропада л. Оказалось, под глушитель забилась с ухая ветка. Она- то временами и скребла по днищу. В торой поймал на кардан «классики» одеревеневший ствол репейника. Пока не заеха л на эс такаду, многое переду мал. И уж совс ем анекдотичный с лучай рассказа ли специалисты-подвесочники. Как-то зимой к ним на с танцию приехала дама с жалобами на стуки в подвеске «дес ятки». Машину отремонтирова ли, проверили и, убедившись, что теперь вс ев порядке, вручили владелице. Дело было в пятницу, а у же в понедельник блондинка возвращаетс яи зака тывает сканда л: грохот в задней час ти машины, за что, мол, деньги берете. Экспресс-осмотр никаких огрехов не выявил. Попросили открыть багажник, а там – осколки трех литровой банки и дес яток крупных за леденевших огурцов! Благодарим НПП «СИС ТЕМА ТЕХНОЛОГИЙ» за помощь в подготовке материала.232 За рулем 12/2007