164
165
166
167
ГРУЗОВИКИHOWO 10x6Пятиосный многотонВ России начали продавать самосвал HOWO – один из самых больших дорожных «одиночников». Юрий Нечетов. Фото: Георгий Садков.КНа HOWO установлена «вольвовская» кабина серий FL7, FL10, FL12.огда увидел на полигоне этого зе леного монстра, даже опешил – вот это да! Пять осей, почти одиннадцать метров д лины, громадный кузов, с ловно ж елезнодорожный вагон, какието невероятные цифры грузоподъемности – такие показатели впору самосва льному ав топоезду, а не одиночной машине. Я не говорю о крупног абаритной карьерной и другой специальной технике, которой путь на дороги общего пользования закрыт в принципе. А этот HOWO, производс тва китайской компании Qingdao Turbo M achinery, с колесной формулой 10х6 и традиционно непроизносимым индексом ZZ3537N28D7B имеет полное право ездить по любым дорогам. Его размеры и снаряж енная масса не превышают максимально разрешенные. Сложнее с грузоподъемностью: найти дос товерные цифры д ля китайских ав томобилей подчас прос то невозможно. Для самосва лов, которые гру-164 За рулем 12/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ HOWO 10x6 Общие данные Размеры, мм: длина...............................................10 790 ширина...............................................2550 высота...................................3350 (3000*) база....................1800+2890+1350+1350 колея спереди/сзади................2030/1870 дорожный просвет..............................298 Снаряженная масса, кг...................20 930 Полная масса, кг.............................52 740 Грузоподъемность, кг....................31 740 Объем кузова, м з ..................................28 Максимальная скорость, км/ч.........78** Топливо/запас топлива, л..............ДТ/200 Расход топлива, л/100 км.....................45 Конструкция: рамнонесущая Двигатель: ТД Steyr WD615.69, Р6, 9,7л, 247 кВт/336 л.с. при 2000 об/мин, 1350 Н . м при 1800 об/мин, ЕвроII, расположен спереди продольно Трансмиссия: заднеприводная, М9 Eaton Fuller RT11509C, колесные редукторы, блокировки межосевые и межколесные Ходоваячасть: подвеска – зависимая рессорная; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза: моторный, пневматические барабанные Wabco; шины 12.00R20 Громадный кузов разгружается мощным подъемником Hyva – естественно, лицензионным китайского производства.* Высота по кабине. ** Ограничена электроникой.На правах рекламы ГРУЗОВИКИHOWO 10x6Кресло водителя не подрессорено, но снабжено множеством электрорегулировок. Внизу – кран опрокидывания кузова. Центральная консоль развернута к водителю, на двери – дефлектор обдува стекла в зоне зеркал заднего вида.зят «на г лазок», многие мировые производите ли привод ят нормы допус тимого перегруза – обычно процентов 15–20 от грузоподъемности. Д ля тяж елых ус ловий эксплу атации запас прочнос ти ну жен побольше, а учитыва я, что вс транах с плохими дорог ами, как правило, почему-то ик законам отношение дос таточно панибра тское, считается возможным несколько занизить паспортную грузоподъемность, но за ложить 50 и даже 100% перегруза. Покупатель ос тается в выигрыше: он избегает мороки со спецразрешениями на сверх тяжелые машины, имеет меньше весовых ограничений на дорог ах, но мож ет реа льно использовать скрытые возможнос ти по полной программе. И даже если попадет на весовой контроль – в России эта проблема решается «не отходя от кассы»... Надо полаг ать, именно поэтому на кабине у пятиосника висит табличка с указанием грузоподъемности 31,7 т, в России машину сертифицируют под 33 т, а посулы дилеров прос тираются до 53 и даже 60 т! И такая оценка не выглядит завышенной: в громадный 28-ку бовый кузов (а с «шапкой» и вовс е 33 м з!) даж е сравнительно легкого песка поместится 47–55 т. Но ведь не только песок возят самосва лы. Днище кузова из с тального лис-та толщиной 8 мм явно расс читано на то, что из ковша экскаватора будет валиться и щебень, и скальный грунт, а у него плотность раза в полтора раза выше. Впрочем, на закрытых технологических дорог ах, в карьерах и т.п. гиг антскую гру зоподъемность пятиосника можно использовать совершенно законно. К слову, кузов здесь обогревается вых лопными г азами, но крохотные и неаккура тно прорезанные выпускные отверс тия в его задней части явно не соответствуют диаметру выпускной трубы двигателя. Из восьмимиллиметровой стали с деланы и особо прочные двойные (почти по вс ей длине, до переднего мос та!) лонжероны высотой 300 мм, поверх которых лежит еще 240-миллиметровая усиливающая накладка. В передней части лонж ероны разведены с 850 мм до 1000 мм – с тандартное решение, чтобы вмес тить силовой агрегат. На HOWO ус тановлена рядная «шестерка» китайского производства «Штайр-WD615.69» объемом 9,7 лс турбонад дувом и интеркулером. Она у довлетворяет экологическим нормам Евро II, а при некоторой доработке и Евро III. В принципе, ее показатели – 336 л.с. и 1350 Н . м очень неплохие, но, учитыва я огромную потенциа льную гру-зоподъемность самосва ла, их можно считать лишь минимально достаточными. К сожалению, сполна оценить его тяговые и динамические возможнос ти мотора не у далось: барах лил привод рейки ТНВД. Коробка переда ч тож е лицензионная – чтобы управ ляться с девятис тупенчатым несинхронизированным «Итон-Ф уллером», нужны опыт, твердая рука и верный г лаз. Учитывая еще 35 т балласта в кузове, мне с ней справиться было нелегко. Впро-чем, в линейке ес ть и синхронизированная коробка ZF , и даже автоматическая от «Итона» – говорят, HOWO – это единс твенный «китаец» с автоматом. Ведущие мос ты с однос тупенчатой главной передачей и колесными редукторами тож е сделаны по лицензии «Штайр», они традиционно отли чаются высокой прочностью и надежностью. Подвеска не балансирная, как обычно принято на двухосных тележках; здесь каждый из трех мос тов подве-Тридцать пять тонн сравнительно легкого песка заполняют ку зов лишь на три четверти. Необычное решение: борта длинного кузова стянуты мощными поперечными балками.166 За рулем 12/2007 Каждый из ведущих мостов трехосной тележки подвешен на своих рессорах. В ступицах – колесные редукторы. Бачок стеклоомывателя развернут задом наперед, по идее, его горловина должна выходить вперед под капот.шен на своей паре коротких и толстых (10 листов по 15мм) рессор, дополненных реактивными тягами. Дорожный просвет почти 300 мм, есть блокировки межосевые и межколесные – самосвалу часто приходится съезжать с асфальта. На тот же случай и высокопрофильные покрышки 12.00R20, упрочненные 18-слойным металлокордом. Что-то мне напоминает это оригинальное боковое остекление с опускающимся сегментом... Ну, конечно! Это же «вольвовская» кабина, которая стояла на грузовиках серий FL7, FL10 и FL12 лет десять назад! Только здесь фары переехали вверх да изменилась форма капота. Последний забыл откинуть, поднимая кабину, и чуть не сломал о бампер. Сам, конечно, виноват, но, например, у«Скании» рукоятка гидродомкрата подъема кабины закреплена как раз под капотом – будешь доставать, поневоле вспомнишь. На столь мощном шасси короткая и низкая двухместная кабина HW70 выглядит скворечником: 1340мм от асфальта до пола! Подвешена она на обычных (не пневматических) амортизаторах. Внутри просторно, но лишь два кресла, а посредине громадный, полуметровой высоты «стол» моторного отсека. Сверху над сте-клом вместительные боксы, спальников, естественно, нет. Неподпружиненное кресло водителя – сэлектрорегулировками, две широкие регулировки есть и урулевой колонки, но ее фиксатор (обычный винтовой барашек) не очень удобен. Есть и сомнительные решения. Бачок стеклоомывателя, похоже, стоит задом наперед. Топливный фильтр – внизу у колеса, так же расположены и дудки пневмосигнала – в грязи за подножкой кабины они долго не проживут, да и сама пластиковая подножка хлипковата. Плохо держится краска на кузове. В общем, есть к чему приложить руки. Зато и цена не в пример «европейцам» – 2,5 млн. руб. за такую махину совсем недорого. А если поискать, найдешь и дешевле – дилерская сеть еще не выстроена иу разных продавцов разброс цен может достигать 20%. Разнятся и межсервисные пробеги, и гарантийные обязательства. Компания «Фортас», которой принадлежит тестовая машина, предлагает одни из самых выгодных: в зависимости от условий работы 25–50 тыс. км между ТО и один год или 50–100 тыс. км гарантии. Автомобиль предоставлен компанией «ФОРТАС».На правах рекламы