308
309
310
РЕТРОИСТОРИЯ CHEVROLET CORVAIRРодственники за границей«Шевроле-Корвэйр» – иллюстрация поговорки «От любви до ненависти один шаг». А еще он связал Детройт и… Запорожье. По с ледам скандально знаменитого «американца» отправился Сергей Канунников.Ранний «Шевроле-Корвэйр» оснащали 6-цилиндровым оппозитным мотором. При объеме 2,3 л он развивал вс его 81 л.с.Отчет Ф едерального департамента транспорта США 1972 года стал д ля нашумевшей некогда моде ли лишь посмертной реабилитацией. Прошло не только с емь лет с начала тяжбы, но и три года, как «Корвэйр» сняли с производства. Даже его идеологические потомки с берегов Неккара уже сделались историей, зато на Днепре им еще предстояло рождаться два десятилетия! В с ередине 1950- х в США стали продава ть вс е больше европейских машин. Причем в лидеры вышел заднемоторный компактный «Фольксваген-Жук», который пона чалу лишь смешил американцев.Конечно, на фоне общих продаж сбыт «жуков» был не большим, но компании Большой тройки решили, что и это – непорядок. Треб уется созда ть модели, которые мог ли бы отвлечь покупателей от заокеанских ма лышей. Как с делать компактный ав томобиль поамерикански? Взять большой, уменьшить вд лину и ширину , установить шес тицилиндровый мотор («четверка» д ля США тех лет – это ужс лишком!). Конс трукция – рама, подвески, трансмиссия – ос тавалась прежней. Лишь инж енеры «Шевроле», вдохнов ленные Эдвардом Коулом, г енеральным менед жером компании, пошли по иному пу ти.Компактный нес ущий кузов с двигателем, причем воздушного ох лаждения, располож енным с зади, независимые подвески вс ех колес! А еще – широкие низкопрофильные шины. Д ля США тех лет така я машина – революция! Правда, мотор вс его 81-сильный, за то вместо трехс тупенчатой механической коробки переда ч можно заказать милый с ердцу американцев автомат. «Шевроле-Корвэйр» (это имя еще в 1954-м дали концепту – купе на основе спортивного «Корвета», но вс ерию автомобиль не пошел, а название – не пропа ло) де бютировал в 1960-м. В том же году машина попала на обложку еженедель-ника « Тайм», ав торитетный журнал «Мотор Тренд» назва л ее ав томобилем года, а покупателей нашли более 250 тысяч экземпляров. Д ля США – немного, но вполне прили чно, учитывая, что ав томобиль с довольно скромной, почти спартанской по меркам США отделкой с тоил не очень- то дешево, поскольку оказа лся сложен в производс тве. Однако многим, в том чис ле дамам, нравился лакони чный, поевропейски изящный дизайн «Корвэйра». В 1961-м г амму моделей дополнили универсалом, а такж е микроав тобусом, фургоном и пикапом – ана логами заднемоторного «Фольксвагена-Т1». О днако вскоре в308 За рулем 12/2007 голову создателям «Корвэйра» пришла еще более светла я мысль: созда ть дв ухдверные модификации д ля молодых, ориентированных на спортивные модели покупателей. Купе и кабриолет с более мощными моторами, в том числе с турбонаддувом, действительно приняли очень хорошо, хотя ос трословы и называ ли их «Порше» для бедных»… На другом конце света, в СССР некоторые еще верили, что вскоре мы дейс твительно обгоним и перегоним США. Ну а пока ме чтали хотя бы о «Запорожце». Правда, граж данам великой держ авы, соревнующимся с Америкой, машинка европейского с тиля не нравилась: вызыва ла иронию, а то и злобные насмешки. У же в 1961-м, едва ЗАЗ-965, позж е прозванный «горба тым», с тал серийным, появилс я прототип модели, которой предс тояло его сменить. Трехобъемный кузов с выс тупающим с зади моторным отс еком – внешне «правильный» автомобиль. Ребром ж есткости и молдингом кузов зрите льно разде лен по горизонтали (потом придет прозвище «мыльница»), над фарами – козырек, с зади – круглые фонари... Ни чего не напоминает? Обычно, говоря о ЗАЗ-966, вспоминают западног ерманскую ма лолитражку НС У. Но модель «Принц 4» из Неккарсульма, что на реке Неккар (действительно похожая на советскую), появилась в 1961-м, сменив версию «Принц» с иным дизайном; в это время опытный образец нового «Запорожца» у же с уществовал. Вряд ли советские инж енеры видели немецкие ана логи. Создатели ЗАЗ-966, с которыми ав тору доводилось говорить, машин НС У, по крайней мере на ЗАЗе или в НАМИ, не припомнили. А вот «Корвэйр» в головном НИИ отрас ли был! Кузовщики и моторис ты особенно интересова лись ох лаждением двигателя, пытаясь понять, почему же наш «Запоро-«Шевроле-Корвэйр Спайдер» выпускали с 1962-го с моторами 96 – 152 л.с. Самый мощный – с турбонад дувом.«Корвэйр Монца Спайдер» строили на базе рестайлинговой версии второго поколения с 1964 года.Спортивный «Корвэйр Корса Купе» со 182-сильным двигателем достигал 175 км/ч.Один из прототипов ЗАЗ-966 самого начала 1960-х делали явно не без влияния заднемоторного «Шевроле».жец» греетс я! Вряд ли ЗАЗ-966 случайно вышел похожим на «Шевроле-Корвэйр». Ну а на то, что «НС У-Принц 4» тож е сделали не без в лияния «американца», неоднократно намекали западные ис торики. Выходит, советский и немецкий автомобили – «племянники» одного американского дядюшки, чья с удьба, увы, с ложилась несчастливо. За год до начала серийного производства ЗАЗ-966 и через год пос ле основа тельной модернизации «Корвэйра» – в 1965-м разразилс я сканда л на всю Америку. Адвока тР альф Найдер опу бликовал книг у «Небезопасен на любой скорости», г де активно критикова л «Дженерал моторс», виня автомобили вообще и концерн в частности во вс ех смертных грехах. Заднемоторному «Шевроле» пу блицист посвятил лишь первую главу. Но именно ее прочитали газетчики и критики. Суть претензий Найдера: конструкция задней подвески «Корвэйра» такова, что машина чуть не на любом повороте может переверну ться! Кс тати, в 1964-м вместе с дизайном изменили и подвеску , ус тановив стабилизатор. Но и до этого претензий от покупа телей не было. Зато после книги Найдера компания «Шевроле» получила около 300 исков. Лишь в одном с лучае с уд призна л виновным ав томобиль, но руководство «Д женерал моторс» уже совершило ошибку. Нет бы повинитьс я: «Были мелкие недостатки на отдельных машинах. Пос ле 1964-го они исключены, а ранние ав томобили мы готовы проверить». Вместо этого компания вс тупила в войну компроматов. Стали выяснять: ес ть ли у Найдера водительское у достоверение (вроде бы не было, что д ля США – признак не лояльности!), каковы его политические взгляды, не коммунис т ли он? К счастью, проявили и здравый смыс л – собра ли экспертов по управ ляемости и гонщиков. Те, вдоволь нака тавЗа рулем 12/2007 309 РЕТРОИСТОРИЯ CHEVROLET CORVAIRчетыре фары – совсем как у заокеанской машины. Концерн «Д женерал моторс» не снял «Корвэйр» с производства пос ле сканда ла, демонстрируя, что не боитс я за репутацию – собс твенную и модели. Но рекламу практи чески свернули, да и газетная шумиха с делала свое: в 1967-м, когда выпуска ли лишь спортивные дв ухдверные версии «Монца», прода ли чу ть более 27 тысяч машин, в 1968-м – менее 15,5 тыс ячи, в пос ледний год производства – всего 6000. Тяжба по поводу управ ляемости машины закончилась ее полной реабилитацией лишь через три года… По американским меркам общее чис ло выпущенных «корвэйров» – 1 786 243 – совсем невелико. О днако поклонники модели под черкивают: более 300 тысяч машин еще на ходу! Ма лолитражки НС У сошли со сцены в первой половине 1970-х, когда фирма стала собственностью «Ау ди». Сколько еще живо «запорожцев» моделей 966 и 968 – доподлинно неизвестно. Их ведь делали аж до 1994-го! По долгожительству даж е самым успешным американским моделям, не говоря о сканда льном «Корвэйре», с нашими, дейс твительно, не сравниться...«Запорожцы» ЗАЗ-966 и 968 за характерное ребро, зрите льно делящее кузов на две части, называли «мыльницей». Тогда «Корвэйр» – большая «мыльница».шись на «корвэйрах», признали их вполне норма льными, конечно, с учетом специфики заднемоторной компоновки. Увы – продажи, хоть и не резко, пошли на спад. Пос ле пика 1962-го, когда реализовали более 328 тыс яч машин, в 1964-м покупа телей нашли 237 тысяч, а в 1966-м, в самый разгар скандала – лишь 103 тысячи. Советская пресса, конечно ж е, с радос тью уцепилась за книгу Найдера – доказательство невысокого ка чества заокеанских автомобилей и очередное свидетельс тво «неизлечимых пороков капита лизма»! А управляемость наших «запорожцев» заботила лишь специалистов... Серийный ЗАЗ-966 напоминал американского д ядюшку лишь чу ть меньше, неж ели опытные образцы. Забавно, что на машинах с тавили б утафорскую хромированную облицовку радиа тора, которойне было на американской модели. Видимо, посчитали, что с ней «Запорож ец» смотритс я элегантней – похож на «нормальные» ав томобили, у которых мотор не в баг ажнике.Лишь в на чале 1970- х от решетки отказа лись, и «Запорожец» стал еще больше напоминать сканда льный «Шевроле». А на компактном немецком НСУ, кс тати, появились даж еНСУ-ТТ выпускали до начала 1970-х. Самые мощные версии с 70-сильным мотором дос тигали 160 км/ч.310 За рулем 12/2007