220
221
222
РЕМОНТ И СЕРВИССЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ УХОД ЗА ШИНАМИПравила эксплу атации шин с тоило бы проходить в ав тошколе – настолько велико их влияние на безопасность. Тем более что с уществует одноименный документ (в сокращении АЭ 001-04), незнание которого не освободит от ответс твенности, в том чис ле за последствия ДТП. Увы, познания многих ограничиваются величиной «радиуса» (хотя R никакой не радиус, а конструкция шины – радиальная): чем больше, тем круче.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКАШины на ав томобиле располож ены неудобно, в самом низу – чуть что, приходится нагибаться. Осмотр с высоты собс твенного рос та позволяет обнару жить лишь серьезно приспущенное колесо или… отсутствие оного (несмотря на рыночное изобилие, мелкие ж улики не перевелись). Меж тем вс якое, даже незначительное отклонение дав ления от нормы чрева то неприятностями. Допус тим, ускоренный износ шин и повышенный рас ход топлива нынче волнуют не каждого («Гринпис» – не в счет!). А вот шатко-валкое поведение машины на дорог еи «г уляющий» тормозной путь вряд ли кому -то понравятс я! Так что еженедельные прис едания полезны не только для здоровья, но и для кошелька. Рекомендуемое давление найдете в инструкции по эксплу атации, а у иномарок – еще и на с тойке водительской двери. Но воспроизвести цифры на практике не такто просто – бытовые манометры чаще всего безбожно лг ут. Фирменный (например, такой, каким пользуютс яв ав тоспорте) – неоправданно дорог, да и не везде сыщешь. Куда проще оттарирова ть тот, что ес ть, сравнив его показания с данными прибора, установленного в крупном шинном центре или на солидной заправке. Ведь по закону они под лежат рег улярному метрологи ческому контролю и потому довольно точны. Прочие требования по уходу за шинами могут показаться и вовсе кощунственными – в конце концов, машина должна обслуживать хозяина, а не наоборот. Но и арг ументы специа листов не безосновательны. Взять хотя бы традиционную с хему перестановки колес – така я есть в любом учебнике по ав тоделу. С одной с тороны, мероприятие ускоряет износ – на новом мес те протектору предстоит вновь притираться к дороге. Так опытная хозяйка, экономя время, периоди чески повора чивает овощ на терке. С другой – оно г арантирует равномерный износ вс ех покрышек, включа я запаску. В этом и выгода: поскольку свойс тва шин будут изменяться синхронно, поведение авто останется привычным и предска-Ставим на черноеВ сервисных книжках шины вниманием не ба луют, требуя от владельца лишь регулярной проверки давления. На самом деле, как выяснил Евгений Борисенков, перечень забот куда больше. Фото: Александр Кульнев.220 За рулем 12/2007 зуемым. Кроме того, через три–пять лет нынешнюю модель покрышек наверняка снимут с производства, а переходить на новую надо, безус ловно, комплектом. Впрочем, ес ли вы ездите так много, что шины для вас расходный материал, с перестановкой можно не связываться. В том, что колеса с ледует тща тельно балансировать, уже никто не сомневается. Вопрос лишь – ког да. Обычно водители доверяют ощущениям: ес ли руль не трясет (дисбаланс не превышает 30 г ), нечего беспокоиться. Но вибрации возникают и при куда меньших отклонениях, провоцируя износ не только шин, но и связанных с ними элементов конс трукции. Поэтому балансировку колес имеет смыс л контролировать рег улярно. Дис баланс, кс тати, возникает и из-за грязи, налипшей на полке обода. Вот вам еще один повод демонтировать колесо – обычным «керх ером» в эти закрома не добраться. Столь же не легко обнару жить опасные повреждения (грыжи, разрывы, порезы) на внутренней, не видимой с боку поверхности шины. Ну не станет же солидный владелец лазить с фонариком под автомобиль! Подытожим: через каж дые 10 тыс. км колеса ж елательно снять с машины, вымыть, отбраковать, проверить балансировку и перес тавить по с хеме. Список работ можно включить в очередное ТО или совместить с переобуванием по сезону – кому как удобнее. Для тех, кто привык доверять специалистам: весь цикл в расчете на одно колесо в Москве обходится от 120 рублей. Те, кому этих забот недос таточно, не пройдут мимо многочисленных препаратов «для очистки и восс тановления цвета шин». Основная задача снадобья – верну ть колесам прив лекательный внешний вид (в обещанной допзащите от ультрафиолета современные шины не очень-то нуждаются). Важно не навредить: в пузырьке может оказаться как специа льный сос тав с силиконовой основой, так и вредный д ля резины дешевый рас творитель. Преж де чем покупа ть, тщательно изучите надписи на упаковке!Комплект для капитального ремонта проколов есть в любой мало-мальски серьезной мастерской. Цифровые манометры часто точнее стрелочных, зато требуют деликатного обращения и не любят низких температур. Набор из аптечки «скорой шинной помощи» предназначен лишь для временного, аварийного ремонта.Регулярно осматривайте протектор и удаляйте застрявшие в нем посторонние предметы – кстати, порой весьма экзотичные.Правильно поставить грибок и восстановить поврежденный герметизирующий слой можно лишь на снятой покрышке.Cезонную обувь лучше всего хранить в собранном виде при нормальной в лажности вдали от солнечных лучей.ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИСрок службы шин, с частливо избежавших роковых повреж дений, с тандарт ограничивает износом протектора – для легковушек предельно допус тимая ос таточная величина сос тавляет 1,6 мм. Этот экономически обоснованный показатель гарантирует безопаснос ть в рас четных ус ловиях, то есть при «правильной» езде с номинальной нагрузкой и соблюдением скоростного режима. Вс е же большинс тво производителей рекомендуют иметь «аварийЗа рулем 12/2007 221 СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ УХОД ЗА ШИНАМИНа правах рекламыный» запас, меняя летние шины с износом до 3 мм, а зимние – до 4. Мнение авторитетное – стоит прислушаться. Но и это не все. Шина, в отличие от электрической лампочки, стареет постепенно, накапливая усталость и… теряя заданные характеристики! Даже такие важные, как индекс скорости. Изготовители это знают, а потому не рекомендуют эксплуатировать шины более 10 лет. Особенно актуально это при покупке сильно подержанной иномарки – вряд ли продавец ради вашей безопасности раскошелится на новый комплект. Свой срок службы есть иу шин типа Runflat – тех, что позволяют двигаться при потере давления. Здесь все просто – они живы, пока не повреждены либо не эксплуатировались в аварийном режиме. Но даже профильный специалист не в состоянии визуально (без демонтажа) оценить внутренние повреждения.С крупным ремонтом некоторые мастерские по соображениям безопасности связываться не хотят. Но оборудование держат – на всякий случай.ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫПоломать, как известно, можно все что угодно, а вот починить, к сожалению, нет. Это относится ик покрышке – из соотношения цена/качество ремонта (читай – безопасность) целесообразным следует признать только устранение прокола. Хотя современные технологии позволяют ликвидировать и более серьезные повреждения – информационные таблицы на сей счет есть в любом уважающем себя шиномонтаже. В нюансы углубляться, пожалуй, не стоит, но кое-что советуем запомнить. Так, вопреки уверениям некоторых горе-мастеров, и закачанный в полость шины герметик, и вставленный в прокол резиновый жгут – всегонавсего временные меры, чтобы без потерь добраться до ремонтной мастерской. Постоянную «пломбу» (в данном случае – грибок) можно поставить лишь после демонтажа шины с обода. При обратной сборке не забудьте заменить вентиль колеса новым. Работа копеечная, зато повысите надежность системы, исключив слабое звено. Благодарим компанию МВО за помощь в подготовке материала. ВНИМАНИЮ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ШИПОВАННЫХ ШИН Новые шины необходимо обкатать при скорости не более 70 км/ч в пределах 800–1000 км, стараясь избегать резких маневров. Не стоит долго ездить по чистому, тем более теплому асфальту. Максимальная скорость не должна превышать 90% величины, определенной индексом скорости. При перестановке шин, в том числе ненаправленных, нельзя изменять направление их вращения. Регулярно очищайте протектор от твердых предметов (стекол, камней, гвоздей и т.д.). Шипованные шины необходимо менять комплектом – 4 шт. на автомобиль.Перекачав колесо, пятно контакта шины сдорогой невольно превратите в точку. Даже если высота протектора еще находится в допустимых пределах, свойства изношенной шины отличаются от новой.222 За рулем 12/2007