198
199
200
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЗИМНИЕ ШИНЫ 205/55R16 В ИСПОЛНЕНИИ RUN FLATУмышленное убийствоО способностях летних шин типа ран-флэт мы рассказа ли в майском номере журнала. А что могут зимние? Результаты тестов ЗР комментирует Сергей Мишин. Фото автора.Как ив летних испытаниях, мы решили сымитирова ть универса льный, хоть и малотипичный вариант – «проколоть» сразу два колеса по одному борту. Но перед тес том оба комплекта – шипованные Nokian Hakkapeliitta 5 Run Flat и нешипованные Pirelli SOT TOZERO Winter 210 Run Flat – аккуратно обкатали. «Шиповки» – 500 км, для «нешипов» достаточно 200. На чинаем с самых прос тых упражнений, повторяя их на накачанных и спущенных шинах. Первый тес т – «перес тавка» на плотном ука танном снег у. Скорос ть на обоих комплектах в «повреж денном» сос тоянии падает на 4–5 км/ч, но г лавное – изменения в поведении ав томобиля. На обеих шинах возникает сильный снос, зна чительно увели чиваются уг лы поворота руля, во в тором коридоре «Шкода» быс тро теряет скорос ть. Мора ль очевидна – на спущенных зимних колесах не надейтесь четко выполнить маневр.Наступает черед разгонов и тормож ений. И... перва я неожиданнос ть: на дв ух спущенных колесах «Шкода» не то что разгоняться, даже трогаться не хочет. В рыхлом снег ус лишком велико сопротив ление качению спущенного заднего колеса: оно б уквально складываетс я, приподнимая над дорогой с ередину протектора. Шипованное («Нокиан») провора чивается рывками, а нешипованное («Пирелли») и вовсе стоит на месте. В предыдущем упражнении на ука танном снег у сопротивление качению было ниж е, а сцепление – выше, поэтому такой проблемы не возникало. Та же картина и на льду: в ус ловиях низкого коэффициента сцепления трог анье и разгон на дв ух спущенных колесах невозможны. Задним ходом иног да еще удается трону ться, но вперед – никак! Приходится корректировать программу – далее б удем выпуска ть воздух только из одного, переднего колеса.В разгоне на льду «трехколесного» варианта «Нокиан» проигрывает сама с ебе 11,6%, а «Пирелли» – в полтора раза больше (17,9%). В тормож ении проигрыш «шипов» составляет 3,2 м, а «нешипы» «привозят» заметно меньше – лишь 1,1 м. На ледяном круге «Нокиан» тоже теряет больше, чем «Пирелли». Д ля «финна»Сложность троганья на льду вызвана тем, что сопротивление качению спущенного колеса немногим меньше, чем тяга исправного.198 За рулем 12/2007 205/55R16 В ИСПОЛНЕНИИ RUN FLAT Nokian Hakkapeliitta 5Место изготовления – ФинляндияPirelli SOTTOZERO Winter 210Место изготовления – ГерманияМаксимальная скорость – Т/190 км/чРисунок/глубина рисунка протектора – направленный/10,7 мм Твердость по Шору – 50–53/53–55 ед.* Масса шины – 11,9 кг Ориентировочная цена – от 9000 руб. Количество/выступание шипов – 128/1,0–1,5 мм При дв ух спущенных колесах трог анье на льду невозможно, с одним затруднено – эффективность разгона резко падает, заднее колесо из-за деформации провора чивается рывками. Управление торможением не меняетс я, но автомобиль при замед лении рыскает. При повороте вс торону спущенного колеса поведение у довлетворительное, а в противоположную – опасное. Неохотно вс тавая на дугу поворота, ав томобиль распрям ляет траекторию, затем вдруг срывается в глубокий занос. На заснеженной прямой машина рыскает, у ходит в сторону спущенного колеса, ее затягивает в сторону обочины. По глубокому снегу лучше двигаться ходом. Тронуться вперед со спущенным колесом практически невозможно. Назад – немного проще. На ас фальте ав томобиль уводит в сторону спущенной шины – сказываетс я возросшее сопротив ление ка чению по одному борту, приходитс я пос тоянно корректировать направление рулем. При движении даже с одним «проколом» слышен гул хлопающего спущенного колеса. Экстренное торможение на асфальте противопоказано. Переднее колесо провернулось на ободе – мы впервые с толкнулись с этим у шин ран-ф лэт. Р езина с передней покрышки летит клочьями. При спущенном переднем колес е машина хорошо тормозит на льду; очень высокие сцепные свойс тва на ас фальте; торможение на асфальте не зависит от состояния заднего колеса. При спущенном переднем колес е ухудшаются разгон и торможение на снегу; интенсивный износ шин при тормож ении на асфальте, проворачивание шины на ободе при торможении на асфальте, очень высокая цена.Максимальная скорость – Н/210 км/чРисунок/глубина рисунка протектора – асимметричный/9,9 мм Твердость по Шору – 61–66/66–68 ед.* Масса шины – 12,6 кг Ориентировочная цена – 6000 руб. Спущенное переднее колесо зна чительно затрудняет трог анье и разгон, особенно на льду. При дв ух спущенных по борту колесах невозможно трону ться на льду вперед. Здесь без помощников не обойтись. Назад проще, но получается не всегда. И уж во всяком с лучае на подъеме, особенно обледеневшем, останавливаться не следует. При торможении автомобиль уверенно держит прям ую, не пыта ясь отклонитьс я от заданного направления. В поворотах скорос ть ограничена сносом – когда спущенные колеса оказываются снаружи (поворот вс торону исправных колес), снос заметно больше. На заснеженной дорог е машина рыскает, но к обочине (в глубокий снег) не стремится, несмотря на правое пустое колесо. В глубоком снегу при попытке трону ться пустое колесо б уксует и закапываетс я. Пос ле этого трону ться даже назад не у дается. На асфальтовой прямой «Шкоду» с легка уводит в сторону спущенной шины, треб уется легкое подруливание. Рулевое управ ление при этом с тановится вялым и неинформативным. При спущенных шинах с лышится шум ж ующейся резины – как и «Нокиан», эти покрышки озв учивают пус тое сос тояние, ду блируя сигнализацию о падении дав ления воздуха. Торможение на асфальте стабильно, как и на льду и снегу, подруливания почти не треб уется. При спущенном переднем колесе сохраняется низкое сопротив ление ка чению (лучше, чем у летних шин), а также почти не ухудшаются тормозные свойства на льду. При спущенном переднем колес е заметно сниж аются эффективнос ть разгона на льду и тормозные свойства на асфальте.*В числителе – твердость новой шины, в знаменателе – твердость после пробега.потери сос тавляют 11,1% на грани скольжения и 10,8% при буксовании. «Пирелли» более с табильна – мед леннее вс его на 3,7% при движ ении на грани скольж ения, но зато на 8,8% с пробуксовкой. На заснеженной дороге со спущенной «Нокиан» «Шкода» разгоняетс я заметно медленнее (хуже на 17,6%), «Пирелли» ж е почти не заме чает «прокола» – здесь разница всего 3,6%. Торможения тоже в пользу «итальянца» – пус тая «шиповка» увеличивает тормозной пу ть «Шкоды» на 2,6 м, а «нешиповка» – на полтора. В г лубоком снег у дос таточно одного спущенного переднего колеса, чтобы с делать автомобиль беспомощным, не говоря уже о дв ух пробитых по одному борту.Отметим, что шипованный ран-флэт или нет – не важно. Оба позволяют продолжить движение без воздуха. Однако, несмотря на то что на скользких покрытиях потеря характеристик у «шипов» в процентном отношении больше, абсолютные показатели их остаются все же более высокими.За рулем 12/2007 199 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЗИМНИЕ ШИНЫ 205/55R16 В ИСПОЛНЕНИИ RUN FLATНа двух спущенных колесах тронуться будет очень непросто.НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ Поведение зимних шин в исполнении ран-флэт в спущенном состоянии отличается от летних большим чис лом ограничений и особенностей в управлении. Если спущено хотя бы одно из колес, для ос тановки выбирайте чис тый асфальт. На нем будет легче тронуться. Избегайте экс тренных тормож ений на ас фальте, особенно на таких мягких шинах, как Nok ian HKPL5 RF : два-три таких упражнения – и от протектора не останется ни чего. И коне чно, при маневрировании не кру тите руль на неподвижном автомобиле – поворачивайте лишь тогда, когда он пусть медленно, но катится. Старайтесь двиг аться со скорос тью 60–80 км/ч (конечно, если это не представляет опасности) – центробежная сила на такой скорости помогает спущенной шине чуть-чуть «исправить осанку». С увели чением скорос ти перес траивайтесь на заснеж енную или лед яную полосу – здесь износ шин б удет гораздо меньше, чем на асфальте. Скользкие учас тки иг лубокий снег пытайтесь преодолеть с ходу. Ес ли пришлось-таки ос тановиться на льду или в сугробе, попробуйте задним ходом выбраться на учас ток дороги с более высоким коэффициентом сцепления. Не получается – зовите на помощь, хотя бы д ля того, чтобы с тронуть машину с мес та и набрать минимальную скорость. На скользком покрытии при маневрировании заранее снижайте скорость. Напоминаем, что и зимний, и летний Run Flat допустимо использовать только вместе с сигна лизацией о падении дав ления в шинах.Тогда уж ос танавливаться не льзя, поскольку трону ться вперед практи чески нереально. Задний ход чуть-чуть увеличивает шанс выбраться из сугроба, но не всегда достаточно. На ас фальте пов торяем упражнения дважды – с одним и дв умя спущенными колесами. Хорошо, что трог аться и разгоняться здесь можно без проблем. Начинаем с выбегов – они характеризуют сопротив ление ка чению. С одним спущенным колесом «Нокиан» выбег уменьшается почти в два раза – 55,2% от нормы, а с «проколотым» бортом – вс его 41,5%. «Пирелли» менее приверед ливы: с одним «проколом» – 70,1%, с дв умя – 54,2% (почти как у «Нокиан» с одним пустым колесом). Прикладное зна чение этих результатов – увели чение рас хода топлива. Спущенная «Нокиан» прибавит в рас ходе более ощутимо. Завершаем тест самым вредным упражнением для любых зимних шин – тормож ением на с ухом асфальте. «Нокиан» без давления увеличивает путь до остановки всего на 1,6 м, причем независимо от коли честваспущенных по борту колес. О днако здесь с «финном» случается конфуз – шина переднего колеса провора чивается на ободе, а протектор на ее плечах слезает клочьями – такова расплата за более мягкую резину. «Пирелли» в «трехколесном» варианте тормозит на 1,2 м дольше (это 12,5%), а с пустым бортом добавляет еще 0,4 м, увели чивая тормозной путь на 14,8%. Причины разного поведения шин понятны – более мягка я по сос таву смеси «Нокиан» в спущенном сос тоянии деформируется больше, чем «Пирелли». О днако на льду шипы цепляются-таки за лед, даже частично приподнявшись над дорогой. Ресурс этих шин мы проверять не с тали. Во-первых, напомним, что заявленный пробег летний ран-флэт одолел с большим запасом. Во-вторых, еще летом мы у бедились в том, что пробег пус того колеса зависит от температуры ас фальта и воздуха, а еще больше – от шероховатости покрытия. Отсюда ясно, что на льду и снег у этим шинам сносу не будет (в пределах разумного, конечно). И уж в любом случае до шиномонтажа в об житой части России они доедут запросто.200 За рулем 12/2007