116
117
118
120
122
124
АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ УЛУЧШАЕМ «КАЛИНУ»Урок хороших манерПримерив на «Калину» несколько комплектов амортизаторов и другого «железа», а также шин разной размерности, в роли педагогов выс тупили Сергей Воскресенский и Максим Сачков. Фото: Александр Кульнев.Задумав привить «Ка лине» хорошие манеры, мы даж е не предполагали, с какими тру дностями столкнемся. Одну из передовых моделей ВАЗ выпускает у же третий год, а на прилавках ив интернет-маг азинах многие оригина льные дета ли до сих пор в дефиците. Ни российские, ни зару бежные производители особо не рв утся «улучшать» автомобиль. Но мы-таки собрали с миру по нитке, точнее, по «железке». К шта тным амортиза торам СААЗ добавились демпфирующие элементы питерской«Плазы» и самарского предприятия «Сис тема технологий». Кс тати, вдобавок к последним, грозно имену емым SS20, получили оригина льные верхние опоры амортиза торных с тоек, увели чивающие угол продольного наклона (кастер). Компанию им сос тавила растяжка передних с тоек. Калужская фирма «Ав тоэлектроника» предложила электроусилитель руля, который будут устанавливать на конвейерные автомобили. Еще решили поигра ть шинами – проверить, как ведет себя «Калина» в обувке разнойразмерности. Д ля максима льной корректнос ти взяли 13-, 14- и 15-дюймовые типоразмеры одной модели – оте чественные Amtel Planet-301. С них и начнем!НЕ В ДЮЙМАХ СЧАСТЬЕ175/70R13. Бюджетность этих шин чувс твуется сразу. Видимо, ориентиром д ля разработчиков послужили далеко не самые современные ав томобили, будь то наши или зару бежные. «Ка лина» на таких покрышках ведет с ебя вяло и скучно. Легкий, но совершенно «пус той» руль, задум чивыереакции в поворотах и откровенное ж елание при первой же возможнос ти выва литься передней осью нару жу виража. В скольж ении ав томобиль очень неохотно реагиру ет на доворот руля и сброс газа. Замеры на динамометрической дороге выявили с табильные, но совершенно неинформативные тормоза. За то на 13дюймовых покрышках ав томобиль мягко и да леко ка тится. Как с ледствие – самый низкий расход топлива. 175/65R14. По тому , как заскрипели разболтанные жизнью обивки салона, чувствуем –116 За рулем 12/2007 машина стала жестче. Хотя чуть большая вибронагру женность – сравните льно не большая плата за приобретенную це льность реакций и неожиданную активность при маневрах, которой «Калина» не славится. Даже усилитель руля, б удто спохватившись, попыта лся нагру зить баранку хоть какой- то обра тной связью. Коне чно, реакции далеки от совершенства – в быстром повороте и на «переставке» водителю по-прежнему мешают большие крены ку зова и запаздывания, но машина едет надежнее, понятнее. Тормозной же пу ть практически не изменилс я, хотя 14дюймовые шины резче срываются в блокировку. За то более внятное усилие на педа ли позволяет точнее управ лять замедлением. Совершенно неожиданно у «Ка лины» ух удшилась способность к свободному качению – иными с ловами, выбеги, что сказа лось на рас ходе топлива, хотя и незна чительно. Посему имеет смыс л задума ться: стоит ли пожертвовать лишней порцией бензина ради лучшего поведения на дороге. 185/55R15. Эти шины добавили «Ка лине» прив лекательности не только внешне, но ив поведении на дороге. Она с тала чу ткой, импульсивной, по-Комплект амортизаторов от питерской фирмы «Плаза» обойдется в 5–6 тыс. руб. Амортизаторы SS20 вот-вот появятся в продаже – ориентировочные цены для «Калины» 6,5–7,5 тыс. руб. Комплект со с тойками в сборе с передними пружинами и верхними опорами, изменяющими кас тер, будет дороже примерно на 2,5–3 тыс. ру б.Они одинаковые не только по модели, но и по рисунку протектора. Но как меняет поведение «Калины» каждый дюйм!За рулем 12/2007 117 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ УЛУЧШАЕМ «КАЛИНУ»Три типоразмера – 13, 14 и 15 дюймов. Согласитесь, если оценивать глазами, выбор очевиден.МЕНЯЕМ КАСТЕРЭто помог ут с делать нес тандартные опоры передних стоек, выпускаемые предприятием «Сис тема технологий» (на фото с лева, справа – шта тная опора). В отли чие от оригинальной дета ли, у самарской опоры точка крепления с тойки с двинута назад, из-за чего продольный угол наклона (кастер) уве личился. АВ ТОВАЗ рекомендует не более +1,5° – после ус тановки тюнинговойопоры он вырос до +2,5°. Кстати, абсолютно норма льный показатель д ля современных автомобилей, и «Ка лине» он явно прише лся впору. Машина с тала четкой, це льной, напористой в управ лении, что отрадно сказа лось на предельной скорости при выполнении «перес тавки» (быс трее на 1,1 км/ч). Но главное, заметно улучшились водительские ощущения – руль стал точным и понятным.слушной. Норма льно заработал и усилитель руля – в крутом повороте теперь не приходится уг адывать, на какой угол поверну ты колеса. Но самое г лавное – «Ка лина» почти безупречно отс леживала заданную траекторию, что, безусловно, сказа лось на «переставке». У вы, беспла тных пирожных не бывает: ав томобиль чувствовал на дорог е каждый шов чик, каж дый камешек – в общем, обс тоятельно вытрясал душу. Однако это полбеды – вдобавок с тало тяж елее тормозить, поскольку машина на чала рыска ть из с тороны вс торону. Более того, возникло ощущение, что сцепные свойства шин превышают возможности с тандартных тормозов. Выросло усилие на педа ли, появились рывки при интенсивном замед лении. Возможно, поэтому завод не рекомендует переоб уваться в покрышки этого типоразмера.Почитателей больших дисков и низкопрофильной резины, пожалуй, еще сильнее расстроит, что автомобиль растерял несколько километров максимальной скорос ти. Не говоря о том, что х уже с тала эластичность на высоких скоростях, вырос аппетит. Предварительный итог: «Калине» больше по нраву шины, рекомендованные заводом-изготовителем, – 13- и 14дюймовые. Причем последние – оптима льный вариант с точки зрения комфорта, экономичности, ус тойчивости и управляемости.ХОД АМОРТИЗАТОРОМСААЗ. Перед тес том на машину установили комплект новых демпфирующих элементов Скопинского ав тоагрегатного завода, которыми сейчас комплектуют новые «калины». По настройкам видно – разработчики пыта лись улучшить аморфную управ ляемость «Ка лины»,118 За рулем 12/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ УЛУЧШАЕМ «КАЛИНУ»На трех комплектах амортизаторов «Калина» не только показала разную скорость на «переставке», но в зависимости от марки демфирующих элементов выделывала самые разнообразные «па».с ленцой реагирующей даже на довольно резкие движ ения рулем. С рос том скорос ти «Ка лина» активизируется и выг лядит довольно бодро на «перес тавке» и в поворотах. Но и здесь не хватает быс тродействия и точности рулевого управ ления. Хотя надо отда ть ав томобилю должное – ведет он с ебя вполне логично и ожидаемо. Не вс е так однозна чно с плавностью хода. Ес ли передняя подвеска неплохо справляется с обязаннос тями, разве что ж естко и шумно отс леживает мелкие неровнос ти, тозадняя прояв ляет излишнюю самостоятельность. Она явно грубее реагирует на ямы и колдобины, с тарательно передавая их на ку зов. В результа те «Калина» ощущаетс я излишне жесткой. Хотя запаса энергоемкости в подвесках и так даже с избытком. Амортизаторы СААЗ работают стабильно, но им не хватает с балансированности характеристик. Непонятно, зачем делать с толь упругими демпфирующие элементы задней оси. Если таким образом пыта лись улучшить управ ляемость, топочему увеличили именно вертикальную жесткость? «Плаза». Передняя подвеска с тала мяг че и комфортнее. Зато на пологих волнах появилась вальяжная раскачка кузова, увели чились крены. Прежде чем поверну ть, машина заваливается в противоположную от виража сторону и только потом реагиру ет на руль. При этом задние амортиза торы, наоборот, пытаются продемонстрировать ж есткий, «плазовский» характер, собира яс дороги всю мелочь. Получается, что оси «еду т» с ловно быотдельно друг от друг а, а это здорово вредит управ ляемости. Комфорта тож е нет – на неровностях с едоков вс е равно изрядно потряхивает. И это не самое досадное. В некоторых ситу ациях «Ка лина» с тала коварной: ведь «в унисон» увели чившимся кренам кузова активнее заработали ж есткие задние амортизаторы. В быстрых поворотах появилась склоннос ть к занос у. Возникает он неожиданно и развивается очень резко, требуя от водителя недюжинной реакции и мас терства, чтобыПредельная скорость выполнения маневра «переставка» на «Ладе-Калина» с разными шинами и амортизаторами.ПРОВЕРИМ НА ЖЕСТКОСТЬРастяжка – в чис ле немногого, что у далось приобрес ти д ля «Калины». Видимо, особым спросом не пользу ется? Наши испытания показа ли, что, в отличие от «дес ятки», особых изменений в поведение ав томобиля она не вносит. «Ка лина» лишь чу точку прибавила в скорости на «перес тавке» (0,5 км/ч на 14- дюймовых покрышках). Вывод: кузов дос таточно ж есткий и не ну ждается в дополнительном усилении.120 За рулем 12/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ УЛУЧШАЕМ «КАЛИНУ»Экспертную оценку подкрепляли объективные данные, полученные на динамометрической и специальных дорогах.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ» («ЛАДА-КАЛИНА» НА ШИНАХ РАЗНОЙ РАЗМЕРНОСТИ)Динамические качестваAmtel Planet T-301 175/70R13Amtel Planet T-301 175/65R14Amtel Planet T-301 185/55R15Разгон, с:ЭластичностьВремя разгона, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V)Выбег, м:15,4 24,2 1348 632 50,5 7,64 5,3 6,1 7,3 8,515,7 25,5 1254 544 50,7 7,6 5,4 6,2 7,7 8,915,9 26,5 1199 533 51,2 7,5 5,4 6,2 7,8 9,4120-50 км/ч 50-0 км/чТорможение со 100 км/ч:тормозной путь, м замедление, м/с2Расход топлива, л/100 км:при 60 км/ч при 80 км/ч при 100 км/ч при 120 км/чвернуть ав томобиль на траекторию. Пожалуй, производителю не мешало бы отшлифовать характеристики. Можно сместить ба ланс вс торону комфорта либо, наоборот, с делать машину по-спортивному ж есткой. Но г лавное – не с тоит ухудшать и без того посредс твенную управляемость. SS20. Кто бы мог подумать, что за названием «Комфорт» скрывается почти 50-процентное увеличение усилия при ходе отбоя, а вариант, более близкий по характерис тикам к заводскому, назвали «Стандарт»? Впрочем, это право изготовителя, который, кстати, обещает начать с ерийное производс тво таких амортиза торов к весне. Мы испыта ли новинку одними из первых.РУЛИМ ЛУЧШЕЗаодно мы решили попробовать на «Ка лине» электроусилитель руля, изготов ленный ОАО «Ав тоэлектроника» (Калуга), которым будут комплектовать часть новых ав томобилей. Р азличия в нас тройках с прежним прибором из Махачкалы проявились в первую очередь при больших уг лах поворота руля и на скорос тях выше 70–80 км/ч – ка лужский усилитель под держивает водителя более четкой обра т-ной связью. Правда, ему вс етаки недос тает отзыв чивости при не больших отклонениях штурвала. Хотя 15- дюймовые покрышки заметно улучшили реактивное дейс твие, а близким к идеа льному оказа лся вариант с увели ченным (за счет верхних опор) продольным углом наклона амортизаторных стоек. Кстати, при кастере 2,5–3° даже на 13-дюймовых шинах рулевое управ ление приобре ло прием лемую информативность.122 За рулем 12/2007 АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ УЛУЧШАЕМ «КАЛИНУ»Как сделать «Калине» хорошо? Наш рецепт – 14-дюймовые шины, амортизаторы SS20, увеличенный кастер.Автомобиль стал плотным, упругим и, пожалуй, более логичным. На небольших скоростях он подробно повторяет профиль дороги, старательно потряхивая седоков на почти незаметных глазу неровностях. Но эдакая спортивность не воспринимается телом как дискомфорт, поскольку машина стала цельной. Она не глотает мягко передними колесами неровности, но и не «лягает» увесисто седоков задними – подвеска равномерно распределяет амплитуду перемещений кузова между колесами. Зато энергоемкость выше всяких похвал, да и на высокой скорости «Калина» ведет себя стабильно. Заметно меньше стали крены кузова, но задняя ось, увы, «выключилась» из работы – вбыстрых поворотах машина все норовит распрямить траекторию. Такие же проблемы на «переставке» – при скоростях, близких к предельным, водителю мешает скольжение передней оси. Надеемся, разработчики прислушаются к нашим рекомендациям и еще поколдуют над характеристиками. Несмотря на небольшие недочеты, SS20 – оптимальный изтрех испытанных комплектов. «Калина» с ним довольно комфортна на плохих дорогах, а при резких маневрах – прогнозируема и не опасна.На правах рекламы124 За рулем 12/2007