156
157
158
160
ГРУЗОВИКИПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОДЮбилейный 600-тысячный автобус – «старичок» ПАЗ-3205, на который приходится до 90% выпуска. Хотя морально устарел, но все еще востребован в небогатых регионах.В мировой десяткеВ нынешнем году Павловскому автобусному заводу исполнилось 75 лет ис его конвейера сошел 600-тысячный автобус. Юрий Нечетов. Фото: Константин Якубов.История ПАЗа на чалась в 1932 году, ког да в Пав лове д ля снаб жения Г АЗа и других предприятий был построен ЗАТИ – завод ав тотранспортного инс трумента. В на чале 50-х годов в Горьком на шасси грузовика ГАЗ-51 пос троили опытный образец ка-потного ав тобуса д ля пригородного сообщения. Машина оказалась удачной, но поскольку Г АЗ у же был загру жен программой легковых и гру зовых автомобилей, новое производс тво решили на ладить на ЗАТИ. Пос ле модернизации он стал называться Павловским автобуснымзаводом ив 1952 году на чал выпуск новинки под маркой ПАЗ-651. Важным этапом стал ПАЗ-652 вагонной компоновки, освоенный в 1958-м. Спус тя 10 лет в результате г лубокой модернизации появился ПАЗ-672, а в 1989-м его сменил ПАЗ-3205.156 За рулем 12/2007 Сварные швы каркаса зачищают, добиваясь ровной поверхности, к которой приваривают панели обшивки.Он и по с ей день ос тается базовой моделью, на которую приходится до 90% выпускаемых машин. Е жедневно с конвейера с ходит до шес тидесяти различных модификаций. Среди них полноприводна я, длиннобазная, школьная, автобус в северном исполнении и другие. У читывая сравнительно невысокую цену, простую конст-рукцию, хорошую проходимость и ремонтопригодность, этот автобус еще долго будет востребован в регионах России. Некоторая час ть идет на экспорт в Индию, страны Юго-Вос точной Азии и Африки. Создается с борочное предприятие во Вьетнаме, которое с будущего года станет выпускать 500–1000 машин. Так что неИстория собственно автобусного завода началась в августе 1952-го, когда здесь собрали пять таких ПАЗ-651.За рулем 12/2007 157 ГРУЗОВИКИПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОДПАЗ-3237Первый оте чественный низкопольник малого класса имеет размеры 7885х2505х 2815 мм; максимальная масса – 10 250 кг. В салоне 17 крес ел, полна я пассажировместимость 55 человек. По современным европейским тре бованиям средняя дверь оборудована пандусом д ля инва лидных колясок, а накопительная площадка в центре салона – специальным креплением дляних. Силовой агрег ат – рядна я турбодизельная «четверка» «Камминс-ISBe», 3,9 л, 150 л.с. (Евро III) и пятиступенчатая автоматическая коробка переда ч «Аллисон2100». Особенности ходовой час ти: дисковые тормоза «по круг у» (коне чно, с ABS), рулевой механизм «Чепель», задний мост и независимая передняя подвеска «Р аба». Регулируемые пневмоэлементы в подвеске под держивают пос тоянный дорожныйпросвет, а также реализуют функцию книллинга – прис едания на ос тановке, уменьшая высоту пола от зем ли до 250 мм. В штатную комплектацию входит ав тономный отопитель «Ве басто», кондиционер по заказу. С тоимость ав тобуса – около 2,2 млн. руб., ресурс – 1 м лн. км. ПАЗ-3237 выпускают малыми сериями на заказ, десяток машин находится в опытной эксплуатации в Мосгортрансе.На водительском месте необычен лишь типично легковой селектор автомата на консоли – в автобусах чаще используют кнопочное управление.Высота потолка в передней и средней частях салона составляет 2300 мм, в корме, где пол поднимается над силовым агрегатом, высота уменьшается до 1760 мм.Чтобы в любых условиях сохранить видимость расположенных на капоте фонарей, крышку подвесили на параллелограммном механизме.случайно именно ПАЗ-3205 оказа лся юбиляром с номером 600 000 – именно с только ав тобусов вышло из ворот завода за три четверти века. Конечно, здесь хорошо понимают, что по мировым меркам базова я модель давно ус тарела. Современный город треб уетдругих машин: комфортабельных, просторных, безопасных, динамичных. Им нужны дизельные двигатели, регулируемая пневмоподвеска, низкий пол, мощные системы отопления и кондиционирования. Вопрос, как вс егда, упираетс яв деньги и решить его в одиночку заводу с ложно, однако с2000 года ПАЗ входит в крупнейший машиностроительный холдинг «РусПромАвто», а ныне в «Группу Г АЗ», у которой и средств, и возможностей куда больше. В Пав лове разработан, доведен до с ерийного производс тва, а потом в рамках холдинга передан в Кург ан заднемотор-158 За рулем 12/2007 ГРУЗОВИКИПАВЛОВСКИЙ АВТОБУСНЫЙ ЗАВОДПАЗ-3010 «Сити»Здесь в готовый кузов устанавливают всю электрику, стекла, оборудование кабины водителя и пассажирского салона.Компактный тре хосный низкопольный автобус д ля тесных у лиц мег аполиса и парковых зон. Р азмеры 7145х2130х 2625 мм, максимальная масса – 4950 кг. В салоне 13 сидячих мест (из них три откидных на центральной площадке), полная пассажировместимость 25 человек. В конс трукции использован переднеприводный силовой модуль «Фольксваген-Т5» вместе с частью кабины и передней подвеской, ку зов плас тиковый на стальном каркас е. Задние пневма тические подвески «Френо Аэро» позволяют изменять уровень пола от 340 мм в движении до 250 мм на ос тановке. Двиг а-тель – расположенный поперечно пятицилиндровый турбодизе ль (2,5 л, 130 л.с., Евро IV ), коробка переда ч – 6-с тупенчатый ав томат, тормоза дисковые с ABS. На крыше может быть установлен кондиционер в дополнение кс тандартному у водите ля. У средней двери ес ть просторное место для слепых пассажиров – по Правилу 107 ЕЭК ООН в ног ах должна помеща ться собака-поводырь. Цена автомобиля – около 1,3 м лн. руб., ресурс – 1 м лн. км. С ейчас оборудуется участок, на котором со с ледующего года б удут собира ть 200–300 ПАЗ-3010 «Сити».Стандартное «торпедо» «Транспортера» расширено боковыми консолями, на левую вынесены чисто автобусные органы управления.В подиумах под сиденьями – элементы подвески, в коробе в углу кормы – 80-литровый бак. Высота потолка 2140 мм.ный ав тобус «Аврора» ПАЗ-4230 – такие все чаще вс тречаются на пригородных маршрутах. Еще две новинки в сравнительно небольших пока количествах собирают на г лавном конвейере и цех е опытно-промышленной с борки – городской низкопольный ПАЗ-3237 и пригородный ПАЗ-3204 (ЗР, 2007, № 10). Из перспективных моде лей с тоит отметить низкопольный переднеприводный «Сити» ПАЗ-3010 на базе «Фольксвагена-Т5». Другой совместный с бразильской компанией «Маркополо» (M arcopolo) проект – ма лый городской и пригородный ав тобус «Реал» (Real) на шасси «Хёндай». Сегодня на предприятии, занимающем площадь 656 тыс. м 2, работает более 5000 человек. В пос ледние годы идет уверенный рост объемов выпуска и эффективности тру да. Процессы разработки, производства, г арантийного и текущего обс луживания отме чены с ертификатом ка чества ISO 9001. Правда, средняя зарпла та невелика – лишь 9 тыс. ру б. Неплохим стимулом с лужит современное обору дование; так, в нынешнем году введен в эксплу атацию новый окрасочный комплекс «Айземан». С ейчас в Пав лове выпускают в год более 12 тыс. малых автобусов; они покрывают до 80% потре бности вну треннего рынка в этом класс е. Всего же ПАЗ производит до 15 тыс. ав тобусов тридца ти различных моделей и модификаций, что обеспечило ему мес то в дес ятке крупнейших автобусных заводов мира. Похоже, в семьдесят пять жизнь только начинается...160 За рулем 12/2007