168
ГРУЗОВИКИСТАТИСТИКАПРОДАЖИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ2005 2006 Легкие коммерческие 150 474 184 895 Российские 141 102 170 434 Импортные новые 9372 14 461 Среднетоннажные 35 121 37 946 Российские 23 968 26 981 Импортные новые 4258 5493 Импортные подержанные 6895 4972 Тяжелые 68 764 95 111 Российские 31 381 41 793 Импортные новые 18 197 23 150 Импортные подержанные 19 186 30 168 ИТОГО 254 359 317 952Источник: аналитическое агентство «Автостат».За год – на четвертьФРынок грузовых автомобилей в России бурно растет, меняется его структура. Разобраться в этих процессах пытались Игорь Моржаретто и Сергей Целиков.ормально наша страна обладает огромным парком грузовых ав томобилей – на 1 января 2007 года их чис лилось на учете 4 928 563 (без учета армейской и прочей спецтехники!). Только что это за парк? Увы, львиную долю его сос тавляют ус таревшие тяж елые и среднетоннажные грузовики, оставшиеся в наследство от Советского Союза. Спрос потребителей, конкуренция меж ду производителями (продавцами) опреде ляют теперь, какие продукты ну жны рынку. «Старые» российские автозаводы, чтобы выжить, осваивают новые с егменты и расширяют модельные ряды. В страну пришли ведущие мировые игроки. А рынок тем временем растет – с каждым годом... кации все грузовики делятся на три группы. К легким коммерческим (LCV) относят автомобили полной массой до 3,5 т, средним (CV) – от 3,5 до 16 тик тяжелым (HC V, или Trucks) – свыше 16 т. Так вот, быстрее всего в России по-прежнему рас тет рынок легких коммерческих машин: в 2006 году их продано 185 тыс яч (или 58% от вс его рынка грузовиков); рос т продаж за год – 23%. Причина такого успеха лежит на поверхности: ма лый бизнес ис ектор мелких час тных перевозчиков развиваются довольно быс тро. А объем продаж среднетоннажных автомобилей за год вырос вс его на 6,6%, да и доля этих машин на рынке с узилась – до 12%. Говорят, что средние грузовики в будущем станут покупать охотнее – когда крупные города «обрастут» крупными же торговыми центрами, а такж е увеличится спрос на меж дугородные автоперевозки по России. Но это – перспектива. А вот с егмент тяжелых грузовых автомобилей рос самыми быс трыми темпами: 38,3% за год. Доля рынка HCV увеличилась до 30%! надлежало лишь 13% российского рынка, то по итог ам 2006 года «инос транцы» занимают уже почти 25% рынка; при этом продажи рас тут с умасшедшими темпами: за год на 43% (в секторе тяжелых грузовиков). Как ив случае с легковыми автомобилями, ведущие инос транные компании за являют о намерениях открыть в России с борочные производс тва. В перв ую очередь планируют собира ть тяжелые машины. На них спрос выше и прибыль – соответс твенно.РЫНОК ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФПРОДАЕТСЯ ВСЕВ 2006 году в России продано рекордное коли чество – почти 318 тыс яч грузовых ав томобилей. Рос т за год 24% – очень серьезный рывок, ведь годом раньше прирост составил всего 5%! Видимо, связано это ис назревшей необ ходимостью замены с тарой техники, и с ростом экономики страны в целом. При этом рынок грузовиков развивался очень неоднородно. По европейской классифи-НОВЫЕ РУССКИЕ И СТАРЫЕ АМЕРИКАНЦЫЕсли пять лет назад инос транным ав топроизводителям при-«Наши» еще занимают три четверти рынка – это зас луга предприятий, которые прочно «держат оборону». Так, «Группа ГАЗ» занимает львиную долю в секторе LCV за с чет «Газели», а сейчас в под держку ей (а в перспективе – на замену ) выводит более современный «Максус». Кроме того, ниж егородская группа пу тем пог лощения чужих и развития собс твенныхпредприятий проникает ив другие с егменты. Холдинг КамАЗ продолжает наращивать выпуск тяжелых грузовиков иу же предлагает среднетоннажные. «Северсталь-Авто» все еще поддерживает выпуск на УАЗе устаревших легких грузовиков и фургонов, но параллельно запустил вУ льяновске производс тво среднетоннажных машин марки «Ис удзу», а вЕ лабуге – фургонов «ФИАТ-Дукато». ТагАЗ наращивал объемы выпуска развозного грузови чка «Хёндай-Портер». На «Иж-Авто» продолжают выпуск ф ургонов ИЖ27157 на базе ВАЗ-2104, но не вкладывают средс тва в развитие производс тва – «каблуки» пока продаются, и ладно. Если парк L CV прирас тает преимущественно новыми автомобилями (как российскими, так и импортными), то в тяж елом и среднем классах картина несколько ина я. На пять новых отечественных среднетоннажных грузовиков пока приходится по одному новому и подержанному инос транному. А вот среди тяжелых иномарки занимают у же больше половины (56%), при чем подерж анных – в 1,5 раза больше, чем новых. В общем, все вместе российские производители в 2006 году выпустили 258,2 тыс. грузовых автомобилей (на 20% больше, чем за год до того). При этом уже 3% выпущенных в 2006 году в России грузовиков – иностранных марок («Вольво», «Исудзу», ИВЕКО, «Хёндай», несколько китайских). И это только начало...168 За рулем 12/2007