214
215
БЕЗОПАСНОСТЬСТАТИСТИКА ДТПЧерные выходныеОпираясь на статистику аварийности, Игорь Моржаретто составил «портрет» среднего ДТП и проанализировал, где, как и почему мы больше всего бьемся.ЦИФРЫ НАШИХ ПОТЕРЬС недавних пор ДОБДД МВД РФ начал в открытом доступе публиковать сведения об аварийности в стране. Причем не просто сухой отчет, а подробные таблицы, из которых каждый может узнать, насколько безопасны дороги его региона. За девять месяцев 2007 года в Российской Федерации произошло 170 482 дорожнотранспортных происшествия, в результате которых погибло 23 615 человек, а 214 824 несчастных получили ранения. Причины аварий представлены на диаграмме; добавлю, что в 11 976 ДТП (8,3%) виновны нетрезвые водители. Случилось 18  540 ДТП с участием детей, в которых 900 человечков убито, а 19 198 ранено. Можно бы ограничиться этими ужасными цифрами, и так все ясно – с каждым годом, с каждым месяцем ситуация на дорогах страны ухудшается. За каких-то 9 месяцев число ДТП выросло почти на 5%, на столько же – количество погибших и раненых. Два года действия Федеральной целевой программы по безопасности дорожного движения показали… что не сделано ничего. Хотя дополнительно к обычным (немалым) расходам на содержание стотысячного войска инспекторов ГИБДД (нигде в мире нет такого!) и разные «оргмероприятия» было выделено свыше 50 млрд. рублей. И освоено! Впрочем, кто бы сомневался… ших на 100 раненых) зимой наиболее высокая (11,1 в декабре; для сравнения: весной, как правило, около 9). Самый спокойный день – вторник, но начиная со среды, ситуация стремительно ухудшается и достигает пика к выходным. Самые страшные дни недели – пятница, суббота и воскресенье. Вдобавок тяжесть аварий в эти три дня максимальная.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТРАДАВШИХ В ДТП ПО КАТЕГОРИЯМВРЕМЯ И МЕСТОЛюбопытно, в какое время года чаще всего происходят аварии? Оказывается, самый спокойный месяц – февраль: в спячку все впадают, что ли? Затем кривая аварийности начинает расти и достигает пика в августе. Вроде бы время отдыхать, расслабляться; в Москве как раз меньше всего пробок на улицах… Затем следует небольшой спад, а в декабре-январе – снова всплеск ДТП, да еще какой! Причем тяжесть аварий (измеряется числом погиб-214 За рулем 01/2008 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДТП В РОССИИПОРТРЕТ «ОБЫЧНОЙ» АВАРИИАвгуст, пятница, середина дня (скажем, три часа). Некто – назовем его Владимиром Смирновым (самое распространенное сочетание в России), 40-летний житель крупного областного центра, на своей 12-летней «шестерке» спешит по делам или торопится сделать коекакие покупки. Ведь вечером он поедет на дачу! Время от времени он превышает скорость или проскакивает перекрестки на желтый свет, уже готовый смениться красным… Г-н Смирнов уверен в себе, ведь за спиной – почти 10 лет водительского стажа. Но вдруг через дорогу, где нет пешеходного перехода, неожиданно бросается пешеход – тоже 40-летний Александр Кузнецов. Он тоже вымотался за неделю и… Да мало ли зачем ему понадобилось перебежать улицу! Смирнов пытается резко затормозить – это ему почти удается. Но дорога после дождя скользкая, машину заносит, и он все-таки «догоняет» Кузнецова, который получает травму средней тяжести. Скажем, перелом ноги… Считай, легко отделался: пару недель в больнице, потом – еще месяц с палочкой… Кстати, лечение ему оплатит обидчик. Но это не освободит от наказания: по ст. 12.24 КоАП Смирнова обяжут уплатить штраф 1,5–2,5 тыс. рублей или лишат «прав» на срок от шести месяцев до года. Это как суд решит. Напомним, с 1 января наказание ужесточили (штраф теперь 2–2,5 тыс. рублей или лишение «прав» на 1,5–2 года). Еще предстоит ремонт машины и возрастет в два с лишним раза цена следующего полиса ОСАГО.КОЛИЧЕСТВО ДТП ИЗ-ЗА НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ВОДИТЕЛЯМИ (С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ УПРАВЛЕНИЯ)За девять месяцев 2007 года в России произошло более 170 тысяч дорожнотранспортных происшествий, в которых погибло 23 615 человек.Веселенькие у нас выходные получаются, земляки… В течение суток аварии тоже распределяются неравномерно: больше всего – с 11 до 18 часов, нередки ДТП вечером (дачные потоки!) и только после 22-х их число снижается. Зато ночью, на пустых дорогах народ уж если разгонится, то «тапку в пол» – и до предела, поэтому ночные аварии самые тяжелые. Причем самый распространенный вид происшествий в темное время – наезд на пешехода (45,1% от всех ДТП). Лично яс некоторых пор проезжаю населенные пункты с черепашьей скоростью – после того, как однажды прямо под колеса мне буквально вывалился невменяемый сельский житель. Увернулся от встречи с огромным трудом – но многим, похоже, это не удается…. Основная часть (72,4%) всех аварий происходит в городах и прочих населенных пунктах. В разных регионах эта доля меняется – от 60 до 90%, а в Корякском, Ненецком и Таймырском автономных округах все ДТП случились только в населенных пунктах. Впрочем, там в иных местах дорог нет вовсе… Чуть больше четверти (27,3%) всех дорожно-транспортных происшествий регистрируется на самых разных автомобильных дорогах. Тяжесть последствий ДТП на автодорогах в два с лишним раза выше, чем в населенных пунктах – 16,3 против 7,2. Тоже легко объяснимо – скорости выше, а медпомощь, как правило, далеко. Кстати, у дорожников есть свой показатель аварийности – количество ДТП в расчете на 100 км дорог. В среднем по стране оно составляет 44 (за год увеличилось на единицу). Но есть свои «передовики» и «отстающие». Так вот, самая опасная дорога – М7 «Волга» (Москва–Нижний Новгород– Казань), где на 100 км регистрируется ежегодно 104 аварии. А самая безопасная федеральная трасса – М56 «Лена» (Невер– Якутск). И я знаю почему – сам там был: она настолько «убитая», что средняя скорость не превышает 10 км/ч. А потому возможен только один вид аварий: машина развалилась, не выдержав испытания дорогой… чем доля пассажиров неуклонно увеличивается… Вывод простой – в первую очередь, как водится, в авариях страдают самые невиновные и незащищенные. Характерно, что в ДТП попадает больше мужчин, чем женщин; первые получают более серьезные травмы и гибнут чаще. Основной вид ДТП в стране попрежнему – наезд на пешехода; на его долю приходится 40,4% аварий. В Удмуртии, Чувашии, Омской области, СанктПетербурге (культурная столица!) пешеходов особенно не любят – здесь доля таких ДТП выше 50%. Это еще и самый страшный вид происшествий: 13 из 100 пострадавших погибают. Около трети всех происшествий (31,4%) – столкновение транспортных средств; далее идут опрокидывание (13,3%), наезд на препятствие (6,7%) и наезд на стоящий автомобиль (2,8%). А еще при оформлении каждого пятого происшествия в стране в качестве одной из причин названы недостатки в состоянии или содержании дорог (низкие сцепные качества, неровности покрытия, отсутствие разметки и т.д.). Но, кажется, хватит цифр; пора подводить итоги. Познакомьтесь с обстоятельствами «обычной» аварии – одной из 170 тысяч. Действующие лица вам никого не напоминают? Если узнаете себя – остановитесь, подумайте, стоит ли спешить. Похоже, мы упорно не хотим учиться на чужих ошибках…За рулем 01/2008 215ВИНОВНИКИ И ЖЕРТВЫВо всем мире принят один показатель, которым судят об уровне риска попасть (и пострадать) в ДТП. Он оценивается числом пострадавших на 100 тыс. населения и составляет в среднем по России 223, причем число это последние 10 лет растет. Тут есть свои рекордсмены – скажем, в Тюменской области показатель 396, в Сахалинской – 385, Владимирской – 346… То есть у жителей и гостей этих регионов поводов беспокоиться за свою безопасность на дороге больше, чем у других россиян. Самые невезучие в ДТП – пассажиры: 35,9% от всех пострадавших; далее идут пешеходы (31,2%) и водители (30,9%). При-