ВТОРЫЕ РУКИРЫНОК РЕАЛИЗУЕМ АВАРИЙНОЕ АВТОДолгие проводыГоворят, абсолютную гарантию дает только страховой полис. Так ли это, узнавали Игорь Козлов и Игорь Теременко. Фото: Константин Якубов.О том, как из обычных автомобилистов мы превратились в «потерпевших», журнал рассказывал в прошлом номере (ЗР, 2007, № 12, с. 24). СВЯЗЬ БЕЗ БРАКАТелефон, указанный в страховом полисе «РЕСО Гарантия» (новый вседорожник мы застраховали по полной программе), сработал безотказно – паролем послужил номер документа (в крайнем случае хватило бы и госномера машины). Зафиксировав наступление страхового случая, диспетчер вызвался проинформировать о событии все необходимые службы (01, 02, 03 и далее по порядку номеров), но нам понадобились лишь сотрудники ДПС и погрузчик-манипулятор – передвигаться самостоятельно «Санта-Фе» отныне не мог. Профессионально жизнерадостный водитель эвакуатора собрался было свезти вседорожник в один из «страховых» сервисов, где тот мог бесплатно дожидаться решения своей судьбы (не бросать же распотрошенное авто на улице!), но мы предпочли собственную территорию – под боком и под охраной. Последующая пара дней ушла на разбор «полета» – кулуарный с коллегами и руководством и официальный – в ГИБДД. Итогом работы последней стали четыре бумаги: справка о ДТП, протокол с указанием виновного в ДТП, постановление опривлечении к административной ответственности и форма, содержащая перечень повреждений и сведения об участниках (если в нем указано, что страхователь был «под мухой», возмещения ему не видать!). Первые три документа нам выдали без всяких условий, последний – по запросу страховщика (его вместе с бланком справки мы получили в ближайшем офисе компании). Очередной визит нанесли в офис страховой компании – сдать бумаги и оформить заявление. Здесь же нам предложили выбрать способ возмещения – в денежной или натуральной (ремонт) форме. Независимый эксперт, согласно договоренности, появился через 10 дней, хотя при желании мы могли встретиться и раньше – на ожидание ответчика закон отводит от трех до пяти дней. С осмотром специалист справился куда быстрее – через час был готов акт с указанием внешних повреждений. При этом все, что оказалось выше уровня земли, но ниже достоинства эксперта (то есть нижняя часть авто, включая132 За рулем 01/2008 подвеску – не портить же костюм, заглядывая под машину!) – пополнило раздел «скрытые повреждения». Смысл формулировки стал ясен позже. Как оказалось, чтобы признать автомобиль не подлежащим восстановлению (на сленге страховщиков – тотальным), стоимость ремонта должна достичь не менее 80% от страховой суммы (т. е. той, на которую он застрахован). Так вот, именно неучтенные дефекты порой способны склонить чашу весов в ту или иную сторону. Правда, для этого может понадобиться еще одна экспертиза – на сей раз с разборкой машины на автосервисе. Нам повезло – документы сразу ушли в «Отдел полной гибели». Далее предстояло решить, как поступить с «годными остатками» – деталями, не пострадавшими в ДТП. Забирать их себе для последующей реализации, лишившись пропорциональной части страхового вознаграждения, мы не стали – слишком много хлопот. (Зато пришлось восстанавливать невесть куда подевавшийся инструмент, запасное колесо, щетки дворников и т.д., дабы не поступиться соответствующей суммой.) А так снятый с учета своими силами и за свой счет «Санта-Фе» отправился на вторичную площадку страховщика, а мы – в кассу за деньгами. Выплата за минусом пятипроцентного износа (итог двухмесячной эксплуатации) составила 686 тыс. рублей. Вычтя из нее сумму, потраченную на страховку (страховую премию), получаем «чистую прибыль» – 635 тыс. руб. Почти хватает даже на новый «Санта-Фе», правда, в гораздо более скромной комплектации. А вот пара месяцев беготни потрачена безвозвратно – отнесем их к издержкам всеобщей автомобилизации. Завершив все дела в страховой компании, мы задумались – а нельзя ли было провернуть это дело с большей выгодой? Ведь страховщики – акулы капитализма! Почему бы не смоделировать иной вариант, ограничившись официальной выплатой по ОСАГО? Предположим, виновник в пределах своей страховки рассчитался полностью, то есть его компания выплатила максимальное возмещение – 120 тыс. рублей. Возможность отсудить что-то сверх того рассматривать не стали – долго и дорого. А все, что осталось от «СантаФе», попытались «реализовать», вывесив объявление с фото в интернете.НАША СПРАВКА«Санта-Фе Классик» 2,0 CRDi MT GLS (МТ2) производства ТагАЗ куплен новым в 2007 году за 723 тыс. рублей. Срок эксплуатации до аварии – 2 месяца. Пробег – 3735 км. Застрахован на полную стоимость в компании «РЕСО Гарантия».Независимого автоэксперта интересовали только видимые повреждения. Те, что ниже уровня бампера, он отнес к разряду «скрытых». Взламывать заклинивший капот специалист отказался, сославшись на некую инструкцию. Пришлось взяться за дело самостоятельно.Номерные детали подробно сфотографировали – именно по ним будут идентифицировать автомобиль все последующие инстанции.ЧТО ПОЧЕМПотенциальные покупатели ждать себя не заставили – первый звонок прозвучал уже через полчаса. Обладательница приятноЗа рулем 01/2008 133 ВТОРЫЕ РУКИРЫНОК РЕАЛИЗУЕМ АВАРИЙНОЕ АВТОго голоса уточнила подробности и назначила время осмотра. Однако вместо прекрасной незнакомки к месту встречи прибыл серьезного вида мужик. Работал он быстро и точно – сразу видно, что не впервой. Ожидая подвоха, первым делом поинтересовался, почему столь дорогая машина не была застрахована – пришлось соврать, что не успели. Затем гость ознакомился с учетными данными и приступил к осмотру. Облазив все щели и закоулки (и даже пустив двигатель!) он объявил, что видит лишь пыль и хлам, а потому запрошенные нами «от фонаря» 160 тыс. рублей – цифра нереальная. Пожалуй, за 130 тыс. он готов забрать останки сразу после снятия с учета. Мы, интереса ради, настаивали на своем. Проконсультировавшись по телефону (видимо, с той самой дамой-диспетчером), коммерсант уступил, поставив условие: никому больше вседорожник не предлагать. Мы ультиматум не приняли и, как оказалось, правильно – очередной претендент изъявил готовность забрать нашу недвижимость на своем эвакуаторе без осмотра, немедленно выплатив 200 тыс. рублей! Похоже, этого клиента в первую очередь интересовали чистые документы. Иных предложений мы не дождались – объявление странным образом с сайта исчезло… Сдается, кроме перекупщиков-частников, в Москве есть целые конторы, контролирующие в том числе полезные источники информации. Как бы там ни было, вариант показался не слишком привлекательным: 200+120 (ОСАГО) тыс. руб. – менее половины первоначальной стоимости. Маловато!Все обнаруженные повреждения эксперт фиксирует в акте осмотра – решающем документе в судьбе аварийного авто.Годные остатки стоят денег, поэтому отвалившимися в процессе аварии деталями, даже мелочевкой, лучше не разбрасываться. «Благодаря» сработавшим подушкам ступица руля и накладка передней панели пришли в полную негодность. В противном случае на их месте могли оказаться водитель и пассажир.СНОВА ЗДОРОВАЗачем «перекупам» битый автомобиль, ясно как день – для восстановления и продажи. Почему бы не сделать этого самостоятельно? В официальные сервисы мы не совались – раз уж страховая компания предпочла списать «Санта-Фе», нам их услуги и подавно невыгодны. А вот гаражные мастерские, населенные выходцами из южных республик, славятся демократичными ценами – стоит попробовать. Приглашенный спец долго и жалобно причитая о нелегкой судьбе авто, поднял наконец глаза к небу и заявил – джип восстановить можно! Мастер, по его мнению, запросит $3–3,5 тыс., не считая расходов на запасные части. Сам он, к сожалению, за дело не возьмется – машина большая, а гараж у него маленький. Однако искать владельца более просторного помещения мы не стали; один знакомый предложил съездить на разведку в глубинку – туда, где традиционно чинятся перегонщики. Тамошние134 За рулем 01/2008 Мастер со стороны фатальных разрушений кузова не обнаружил, признав экземпляр годным для восстановления «на продажу».цены повергли в шок! Так, покраска одного элемента в Москве обошлась бы нам в $150–200, а на периферии – всего $20! Да и деталей здесь требовалось куда меньше – местные умельцы готовы были «вытянуть в ноль» любую панель. Предварительная (оптимистическая!) калькуляция выглядела так: жестянка – $1500, полная окраска с подготовкой – $1500, мелкие запчасти, мойка, химчистка – $1000, затраты на путешествие к месту ремонта и обратно – $1000. Правда, качество работ соответствовало только внутренним стандартам, то есть машину готовят не для себя, а исключительно на продажу. Была рекомендована и цена – около 600 тыс. рублей. Эту-то сумму мы теоретически могли положить в карман, поскольку стоимость «удаленного» ремонта чудесным образом совпала с размерами выплат по ОСАГО. Вот только осуществить задуманное не так-то просто – путешествие в неизведанное, неровен час, обернется разорительными сюрпризами. Да и продавать под видом авто ходовой макет не очень этично… Как видите, и по размеру выплат, и по трудозатратам самым выгодным оказалось предложение страховой компании. Говорят, снаряд в одну и ту же воронку дважды не падает, но свой новый джип мы все же опять застрахуем – так, на всякий несчастный случай.Права собственности на покалеченный «Санта-Фе» мы предпочли уступить страховой компании, получив взамен максимально возможное в данном случае возмещение.На правах рекламы