КОМПОНЕНТЫВЫБОР ЗИМНИХ ШИНБИ никаких гвоздей?С шипами или без? Для ответа на этот вопрос мы снарядили в пробег по российской глубинке два автомобиля – одинаковых, но в разной обуви. Преимущества и недостатки покрышек в реальной эксплуатации оценивали Сергей Мишин и Анатолий Сухов.148 За рулем 01/2008ольше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге не существовало. Сегодня мягкие «липучки» – прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты тестов ЗР), они присутствуют в гамме каждого известного производителя. Основное достоинство шипованных покрышек – лучшее сцепление на льду благодаря твердым коготкам. Недостатки тоже известны. В современных автомобилях гул шипов на фоне тихих двигателя и трансмиссии слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше – выше нагрузки на подвеску. Не говоря уже об износе дорожного полотна – это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм. Так стоит ли овчинка выделки? Точки над i призван расставить сравнительный тест в реальных условиях российских зимних дорог. Автомобили – «Шкода-Октавия», шины – Nokian HKPL5 (шипы) и Michelin X-Ice (без шипов). Маршрут Москва–Тольятти проложили по разным дорогам: от многополосных асфальтовых до проселков. Пробег чуть не сорвала погода. Прошлая зима выдалась бесснежной, но за день до намеченного срока закружила долгожданная вьюга, да такая, что к утру намело сугробы, а асфальт МКАД и Ярославского шоссе скрылся под толстым слоем снежной каши. Противобуксовочную систему на обеих машинах пришлось отключить – она не давала тронуться с места, придушивая двигатель. Зато с пробуксовкой и курсовая устойчивость, и разгон на обоих комплектах – без нареканий. Из Ярославля в Нижний Новгород выехали пораньше – в планах значилась прогулка За считанные сотни километров шипы – как новенькие, но вырывы резины вокруг них красноречивы: под нагрузкой шип перекашивается, приподнимая резину вокруг себя – она и стирается о покрытие.Множество извилистых ламелей под разными углами – почти без следов износа. Мягкая резина современных шин обладает неплохой износостойкостью.по целине (снега на полях было уже достаточно, 10–15 см). Глинистый разбитый проселок, схваченный двадцатиградусным морозом, превратился в стиральную доску с беспорядочными «каменными» колеями. Съезд в поле – на пределе проходимости «шкод». По ровному снегу и те, и другие шины гребли без затруднений, но вот на выезде пришлось помучиться. «Мишлен», отчаянно буксуя, взял подъем со второй попытки. «Нокиан» рыла шипами глубокие канавы в мерзлой глине, но без посторонней помощи выехать на дорогу не смогла. Следующим испытанием стал слалом на ледяной дороге. Мы нашли пустынное широкое шоссе, ведущее к какой-то деревне (не иначе – однажды ее посетил глава обладминистрации, вот и построили «автобан»). Перекрыв пятикилометровый участок дороги, по очереди проходили повороты, оценивая управляемость, разгон и торможение на льду и укатанном снегу. На провокацию – резкий доворот руля под сброс газа – оба автомобиля отвечали заносом, но восстановление качения у «Нокиан» происходило более резко, словно удар о бордюр. «Мишлен» на той же скорости реагировал мягче, предсказуемее. Наверное, поэтому многим кажется, что «шиповки» лучше держат дорогу – у них болеерезкий отклик. Впрочем, обе шины прощают почти все, кроме откровенного хулиганства, и разница в поведении минимальна. А вот в торможении у «Нокиан» заметное преимущество. Хотя удобство управления тормозами (если нет ABS) у обеих шин схоже. Последний участок – узкие шоссе с неровным асфальтом, местами покрытые наледью (от Димитровграда до Тольятти вообще ехали по «стеклу»!). Здесь «липучки» не уступают «шиповкам» ни по курсовой устойчивости, ни по управляемости; правда, по шуму не сильно отыгрывают, хотя гул «Мишлена» скорее неприятен, чем громок. Наш вывод: в большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего», однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды – в голове. Осмелимся предположить, что в ближайшие годы в России «липучки» потеснят «шиповки», особенно в премиум-сегменте, где они, как показал наш пробег, действительно идут «ламель в ламель».В снегу по бампер обе «шкоды» движутся уверенно, сложен только момент троганья (с включенной противобуксовочной системой тронуться вообще невозможно). Выезжать обеим лучше задним ходом. Тестовый подъем: под слоем снега – смерзшаяся кочковатая глина. Обе переднеприводные машины выезжали почти на брюхе, но все же одолели склон.За рулем 01/2008 149