БЕЗОПАСНОСТЬДЕТСКИЕ КРЕСЛАПо-взросломуПСамый свежий тест детских автомобильных кресел, проведенный немецким клубом ADAC, представляет Юрий Нечетов.рошел год, как российских водителей обязали использовать детские кресла. В корне ситуация не изменилась, но постепенное понимание необходимости нововведения приходит. Все больше молодых родителей серьезно относятся к безопасности своих чад. Факты упрямы и очень убедительны: детское кресло в десять раз (!) снижает риск травмировать ребенка в аварии ив четыре раза – вероятность его гибели. Недавно в Канаде произошел уникальный случай – при катастрофе легкомоторного самолета «Сессна-172» уцелела лишь трехлетняя девочка… сидевшая в детском автомобильном кресле!НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМСегодня в Европе действуют две редакции Правил ЕСЕ R44, регламентирующих требования к детским креслам. Более мягкая (44/03) сохранит силу до кон-ца 2008 года; она предписывает испытания при фронтальном соударении на скорости 36 км/ч. По более жесткой норме (44/04), которая станет обязательной с начала 2009 года, скорость увеличена до 50 км/ч – энергия соударения при этом возрастает почти вдвое. Однако перегрузки возросли не столь сильно – с 33 до 35 g. Ведь с точки зрения травматизма важна не только пиковая величина нагрузки, но и время действия. Его увеличили в 1,3 раза, удлинив дистанцию торможения – кузов машины с установленным в нем детским креслом ударяется теперь в более длинный гидроамортизатор. При этом предельно допустимые перегрузки для груди 55 gи позвоночника 30 g остались прежними, а для головы снижены c 80 до 60 g.220 За рулем 01/2008 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ДЕТСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРЕСЕЛ (ADAC)Модель, страна, цена в Германии (евро)/ в России (руб.) Особенности Безопасность Удобство пользования Комфорт Уход Общая оценкаГруппа «0+», 0-13 кг (с рождения и, примерно, до 1,5 года) MAXI COSI Cabriofix EasyFix, Голландия, 268/5700+5500*. Кресло с платформой «изофикс». Устанавливается против хода. Вес 3,5 кг + 8,7 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Кресло с платформой «изофикс». Устанавливается против хода. Вес 4,2 +6,0 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Одиночное кресло. Устанавливается против хода. Крепится автомобильными ремнями. Вес 2,75 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. 5** Отличная фиксация. Очень незначительные фронтальные нагрузки и малые боковые. Оптимальное расположение ремней. 5 Отличная фиксация. Очень незначительные фронтальные нагрузки и малые боковые. Оптимальное расположение ремней. 4 Стабильная фиксация. Очень незначительные фронтальные и средние боковые нагрузки. Оптимальное положение ремней. 5 Очень простое и безошибочное в эксплуатации. Понятная инструкция. Малый вес кресла. 4 Малая вероятность ошибки. Простой монтаж и пристегивание. Малый вес кресла. 4 Незначительная вероятность ошибки. Простые монтаж и пристегивание. Очень понятная инструкция. Исключительно малый вес. 5 Безошибочная и простая в эксплуатации система. Регулировка без расстегивания ремней. Малый вес. 4 Простые установка кресла и пристегивание ребенка, однако не исключена путаница с ремнями. Понятная инструкция. Малый вес. 4 Простая установка кресла и пристегивание ребенка, однако возможна путаница с ремнями. Понятная инструкция. Малый вес. 4 Незначительная вероятность ошибки. Несколько затрудненные монтаж и пристегивание. Понятная инструкция. Большой вес. 3 Вероятна ошибка из-за сложности монтажа и пристегивания ребенка. Понятная инструкция, малый вес. 4 Удобное положение ног, очень приятная обивка, хороший обзор. 4 Удобное положение ног, приятная обивка. Не очень хороший обзор. 4 Удобное положение ног, хорошая обивка. Хороший обзор для ребенка. 4 Хорошая отделка. Легкосъемный чехол. Очистка затруднена. 4 Легкосъемный чехол с возможностью машинной стирки. Хорошая отделка. 4 Легкосъемный чехол. Хорошая отделка. Очистка затруднена. 5 Отличная система. Без платформы оценка ниже.RECARO Young Profi Plus Isofix (аналог STM Storchenmuhle Twin 0+), Германия, 238/7500+4200*. MAXI COSI Citi SPS, Голландия, 99/5400.4 Очень хорошая система. Без платформы оценка ниже. 4 Хорошее и очень легкое кресло. Лучшее по соотношению цена/качество.BEBE CONFORT Creatis fix, Франция, 225/6800+3000*.Кресло с платформой, пристегиваемой штатными ремнями автомобиля. Устанавливается против хода. Вес 3,8 + 3,4 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Одиночное кресло. Устанавливается против хода. Фиксируется штатными ремнями автомобиля. Вес 4,1 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03.4 Не очень стабильное положение в машине. Очень малые фронтальные и средние боковые нагрузки. Хорошее положение ремней. 4 Стабильная фиксация. Очень незначительные фронтальные нагрузки и средние боковые. Оптимальное положение ремней с широкими регулировками. 4 Не очень жесткая фиксация. Малые фронтальные нагрузки и средние боковые. Оптимальное расположение ремней. 4 Стабильная фиксация. Малые фронтальные нагрузки и средние боковые. Оптимальное расположение ремней с очень простыми регулировками.4 Удобное положение ног, очень приятный чехол. Ограниченный обзор для ребенка. 4 Удобное положение ног, очень приятная обивка.4 Легкосъемный чехол. Хорошая отделка.4 Хорошая система. Пристегивается даже коротким ремнем.CONCORD Ion, Германия, 149/6100.4 Легкосъемный чехол с возможностью машинной стирки. Мелкие недостатки отделки.4 Хорошее кресло со стабильно высокими характеристиками.CHICCO Synthesis X-Plus, Италия, 99/3900.Одиночное кресло. Устанавливается против хода. Фиксируется штатными ремнями автомобиля. Вес 3,1 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03.4 Удобное положение ног, очень приятная обивка. Хороший обзор для ребенка. 4 Удобное положение ног, очень приятная обивка.4 Легкосъемный чехол. Легкие недостатки отделки. Чистка затруднена.4 Очень легкое и недорогое кресло с хорошими характеристиками.HTS BeSafe iZi Sleep, Норвегия, 159/5300.Одиночное кресло. Устанавливается против хода. Фиксируется штатными ремнями автомобиля. Вес 5,9 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03.4 Легкосъемный и легкомоющийся чехол. Мелкие недостатки отделки.4 Достаточно хорошее кресло, хотя и тяжелое.Группы «0/1», 0-18 кг (с рождения и примерно до 4 лет) TEAMTEX Driver SP (серия Nania +), Франция, 80/3800. С ребенком 0-10 кг устанавливается против хода, 9-18 кг – по ходу. Фиксируется штатными ремнями. Вес 6,1 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. 3 Нечеткая фиксация. Малые боковые нагрузки и повышенные фронтальные. Оптимальное положение ремней. 4 Удобное положение ног, приятная обивка. Плохой обзор для ребенка. 3 Чехол сложно снимать и чистить. Мелкие недостатки отделки. 3 Широкий возрастной диапазон – причина компромиссов и не самых высоких оценок.* Цена кресла + платформы «изофикс». ** Здесь и далее – оценка в баллах (см. с. 224).За рулем 01/2008 221 БЕЗОПАСНОСТЬДЕТСКИЕ КРЕСЛАРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ДЕТСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРЕСЕЛ (ADAC)Модель, страна, цена в Германии (евро)/ в России (руб.) KIDDY Infinity Pro, Германия, 150/6900. Особенности Безопасность Удобство пользования Комфорт Уход Общая оценкаГруппа «1», 9-18 кг (примерно, от 9 месяцев до 4 лет) Монтируется по ходу. Встроенных ремней нет, ребенок с креслом пристегивается автомобильным ремнем. Вес 5,2 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Крепление «изофикс». (Возможно крепление автомобильными ремнями). Монтируется по ходу. Вес 13,9 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Крепление «изофикс» с дополнительным задним ремнем (или автомобильными ремнями). Монтируется по ходу. Вес 13,0 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Крепление «изофикс» с дополнительным задним ремнем (или автомобильными ремнями). Монтируется по ходу. Вес 8,5 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Крепление «изофикс» (или автомобильным ремнем). Монтируется по ходу. Вес 14,2 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Монтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Вес 5,7 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Монтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Вес 7,5 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Монтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Вес 8,5 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Монтируется по ходу на платформе «изофикс» (или без платформы с автомобильными ремнями). Вес 11,2 + 6,0 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. 4 Не всегда четкая фиксация в машине. Малые фронтальные и очень малые боковые нагрузки. Оптимальное положение ремня. Высокая спинка. 4 Четкая фиксация. Малые фронтальные и очень малые боковые нагрузки. Оптимальное положение ремня с большими регулировками. 4 Стабильная фиксация. Малые фронтальные и боковые нагрузки. Оптимальное положение ремней. Высокая спинка. 4 Стабильная фиксация. Очень малые боковые, но средние фронтальные нагрузки. Оптимальное положение ремней с большими регулировками. 4 Стабильная фиксация. Малые боковые нагрузки, но средние фронтальные. Хорошее положение ремней. 3 Стабильная фиксация. Малые боковые нагрузки, но средние фронтальные. Высокая спинка. 3 Четкая фиксация. Малые боковые нагрузки, но повышенные фронтальные. Оптимальное положение ремней. 3 Стабильная фиксация. Малые боковые, но средние фронтальные нагрузки. Оптимальное положение ремня. 3 Стабильная фиксация. Средние фронтальные и боковые нагрузки. Оптимальное положение ремней. 5 Безошибочная и простая эксплуатация, малый вес, внятная инструкция. 4 Очень удобное положение ног, отличный чехол. Ограниченный обзор. 4 Легкосъемный и легкомоющийся чехол. Хорошая отделка. 4 Легкое кресло с хорошими показателями. Рекомендована предварительная примерка к ребенку. 4 Хорошее, простое в эксплуатации, но очень тяжелое кресло.MAXI-COSI Priorifix, Голландия, 289/13800.4 Незначительная опасность ошибки. Простая установка и пристегивание. Понятная инструкция. Очень большой вес. 4 Простая и достаточно безошибочная эксплуатация. Очень большой вес.4 Удобное положение ног, отличный чехол, хороший обзор.3 Хорошая отделка. Затрудненные снятие и очистка чехла.CHICCO Key 1 Isofix, Италия, 219/10500.4 Удобное положение ног, отличный чехол. Несколько ограниченный обзор. 5 Удобное положение ног, отличный чехол, хороший обзор.3 Легкомоющийся, но трудносъемный чехол. Мелкие недостатки отделки. 4 Очень хорошая отделка. Легкомоющийся, но трудносъемный чехол. 3 Легкомоющийся, но очень трудносъемный чехол. Мелкие недостатки отделки. 4 Хорошая отделка. Возможность машинной стирки. Чехол сложно снимать. 3 Легкомоющийся, но трудносъемный чехол. Легкие недостатки отделки. 4 Очень хорошая отделка. Чехол легкосъемный. Очистка затруднена. 4 Легкосъемный чехол допускает стирку в машине. Мелкие недостатки отделки.4 Хорошее, но очень тяжелое кресло.ROMER Duo Plus Isofix, Германия, 270/14900.5 Очень малая вероятность ошибок. Простая эксплуатация. Понятная инструкция. 4 Малая вероятность ошибки. Простая эксплуатация. Очень большой вес, скудная инструкция. 4 Простое и достаточно безошибочное в эксплуатации. Понятная инструкция. Малый вес. 4 Простое и достаточно безошибочное в эксплуатации. Слишком краткая инструкция. 4 Простое и достаточно безошибочное в эксплуатации. Понятная инструкция. 4 Монтаж и пристегивание простые, но возможны ошибки. Понятная инструкция. Большой вес.4 Хорошее, но довольно дорогое кресло.HTS BeSafe iZi Comfort X1 Isofix, Норвегия, 350/13200.4 Очень удобная подножка, приятная обивка, хороший обзор. 4 Удобное положение ног, очень приятная обивка. Обзор затруднен. 4 Очень удобное положение ног, приятная обивка, хороший обзор. 5 Очень удобное положение ног, отличная обивка, хороший обзор. 5 Очень удобное положение ног, отличная обивка, хороший обзор.4 Хорошее, но очень тяжелое и дорогое кресло.CONCORD Trimax, Германия, 135/6400.3 Среднее кресло, легкое и достаточно простое в эксплуатации. 3 Среднее кресло, простое и удобное в эксплуатации.HTS BeSafe iZi Comfort Х1, Норвегия, 189/7600.MAXI-COSI Tobi, Голландия, 239/9300.3 Среднее по безопасности кресло, простое и удобное в эксплуатации. 3 Средняя по характеристикам система без явных достоинств и недостатков.RECARO Young Expert plus Isofix (аналог STM Storchenmuhle Twin One), Германия, 328/9500+4200*.* Цена кресла + платформы «изофикс».222 За рулем 01/2008 Модель, страна, цена в Германии (евро)/ в России (руб.) CHICCO Key 1 X-Plus, Италия, 159/6300.ОсобенностиБезопасностьУдобство пользованияКомфортУходОбщая оценкаМонтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Вес 8,4 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04.3 Не очень четкая фиксация, повышенные фронтальные нагрузки и средние боковые. Хорошее положение ремней.4 Малая вероятность ошибки, простое в эксплуатации. Понятная инструкция.4 Удобное положение ног, отличная обивка, хороший обзор.3 Легкомоющийся, но трудносъемный чехол. Некоторые недостатки отделки.3 Среднее кресло, простое и достаточно удобное в эксплуатации.Группы «1/2/3», 9–36 кг (примерно, от 9 месяцев до 12 лет) STM Storchenmuhle Starlight SP (аналог Recaro Young Sport), Германия, 190/9700. CHICCO Max-3s, Италия, 99/3900. Монтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Вес 8,2 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Пристегивается по ходу вместе с ребенком автомобильными ремнями. Съемная спинка. Вес 3,6 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Пристегивается по ходу вместе с ребенком автомобильными ремнями. Раздвижная спинка и подушка. Вес 9,6 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. 3 Нечеткая фиксация, средние фронтальные и боковые нагрузки. Оптимальное положение ремней. 2 Нестабильная фиксация. Малые боковые, и средние фронтальные нагрузки. Неудачное положение ремня. 2 Слабая фиксация в машине. Средние фронтальная и боковая нагрузки. Опасное положение ремня. 4 Малая вероятность ошибки, простое в эксплуатации. Понятная инструкция. 4 Простая безошибочная эксплуатация. Понятная инструкция. Очень малый вес. 4 Простая эксплуатация с незначительной вероятностью ошибки. Понятная инструкция. 4 Очень удобное положение ног, приятная обивка. Ограниченный обзор. 4 Удобное положение ног, приятная обивка, хороший обзор. 4 Удобное положение ног, отличная обивка, ограниченный обзор. 3 Легкомоющийся, но трудносъемный чехол. Некоторые недостатки отделки. 4 Легкосъемный чехол, возможна машинная стирка. Хорошая отделка. 5 Легкосъемный и легкомоющийся чехол. Отличная отделка. 3 Среднее кресло, удобное в эксплуатации. Может упираться в подголовник машины. 2 Не подходит для самых маленьких с автомобильными ремнями. 2 Не подходит для самых маленьких с автомобильными ремнями. Рекомендован дополнительный столик безопасности. 1 Подходит лишь для детей тяжелее 25 кг. Не рекомендовано.RECARO Start, Германия, 290/14000.TEAMTEX Newfix SP, Франция, 69/3100.Монтируется по ходу с помощью автомобильных ремней. Есть встроенные ремни для группы «1». Съемная спинка. Вес 5,7 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04.1 Очень нестабильная фиксация. Средние фронтальные нагрузки и высокие боковые. Неподходящее положение ремней. Спинка рассчитана на старшие группы. 4 Стабильная фиксация. Малые фронтальная и боковая нагрузки. Оптимальное положение ремня, большой диапазон регулировок. 4 Не очень четкая фиксация. Малые боковые нагрузки и средние фронтальные. Оптимальное положение ремня, широкие регулировки. 4 Нечеткая фиксация. Малые фронтальная и средняя боковая нагрузки. Оптимальное положение ремня, широкие регулировки.1 Очень большая вероятность ошибки. Сложное пристегивание. Скудная инструкция. Малый вес.3 Приятная обивка, хороший обзор. Неправильное положение ног.3 Хорошая отделка. Чехол трудно снимать и чистить.Группы «2/3», 15-36 кг (примерно, от 3-4 до 12 лет) ROMER Kidfix, Германия, 160/9300. Пристегивается вместе с ребенком автомобильными ремнями, плюс дополнительное крепление подушки «изофикс». Съемная спинка. Вес 7,6 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Пристегивается вместе с ребенком автомобильными ремнями. Съемная спинка. Вес 4,9 кг. Сертификат ЕСЕ R44/03. Пристегивается вместе с ребенком автомобильными ремнями. Съемная спинка. Вес 6,7 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. 5 Минимальная вероятность ошибки, простая эксплуатация, понятная инструкция. 4 Очень удобное положение ног, приятная обивка, хороший обзор. 4 Легкосъемный и легкомоющийся чехол. Хорошая отделка. 4 Хорошее кресло со стабильными показателями.MAXI-COSI Rodi XR, Голландия, 139/6700.4 Простая и безошибочная эксплуатация. Внятная инструкция. Малый вес.5 Очень удобное положение ног, отличная обивка, хороший обзор. 4 Очень удобное положение ног, приятная обивка, хороший обзор.4 Хорошая отделка. Чехол несколько сложно снимать и чистить. 5 Отличная отделка. Очень легкосъемный чехол, возможна машинная стирка.4 Хорошее сиденье. Может упираться в подголовник машины.ROMER Kid plus, Германия, 140/7200.5 Простая и безошибочная эксплуатация. Понятная инструкция. Малый вес.4 Хорошее сиденье. Может упираться в подголовник машины.За рулем 01/2008 223 БЕЗОПАСНОСТЬДЕТСКИЕ КРЕСЛАРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ДЕТСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРЕСЕЛ (ADAC)Модель, страна, цена в Германии (евро)/ в России (руб.) CONCORD Lift Evo PT, Германия, 134/7000. Особенности Безопасность Удобство пользования Комфорт Уход Общая оценкаПристегивается вместе с ребенком автомобильными ремнями. Съемная спинка. Вес 5,2 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04. Пристегивается вместе с ребенком автомобильными ремнями. Съемная спинка. Вес 5,8 кг. Сертификат ЕСЕ R44/04.4 Нечеткая фиксация. Малые боковая и средняя фронтальная нагрузки. Оптимальное положение ремня, очень простая регулировка. 3 Нечеткая фиксация. Средние фронтальные и боковые нагрузки. Оптимальная прокладка ремня.5 Простая безошибочная эксплуатация. Внятная инструкция. Малый вес, но большая высота. 5 Простая безошибочная эксплуатация. Внятная инструкция. Малый вес.4 Очень удобное положение ног, приятная обивка, хороший обзор. 5 Очень удобное положение ног, отличная обивка, хороший обзор.4 Легкосъемный чехол с возможностью машинной стирки. Мелкие недостатки отделки. 4 Хорошая отделка. Легкосъемный чехол. Очистка затруднена.4 Хорошее кресло. Может упираться в подголовник или низкий потолок. 3 Среднее кресло. Может упираться в подголовник машины.CYBEX Solution S, Германия, 135/5000.ТЕСТИРУЕТ АDACЧтобы определить запас, с которым кресла преодолевают планку обязательных требований, применяют еще более жесткую методику – лобовой удар на скорости 64 км/ч дополнен не предусмотренным сертификацией боковым при 50 км/ч. Каждое сиденье проверяют с манекенами минимальной и максимальной для данной группы массы в положениях для бодрствования и отдыха. Общую оценку дают на основании баллов за безопасность и за удобство пользования. Последнее очень важно – в некоторых случаях родители допускают до 90% ошибок! Комфортабельность и легкость ухода на общую оценку не влияют, но важны при выборе. Оценки выставляются по пятибалльной шкале: 5 – отлично, настоятельно рекомендуется; 4 – хорошие рекомендации: 3 – рекомендовано; 2 – рекомендованоДетское кресло в десять раз снижает риск травмировать ребенка в аварии ив четыре раза – вероятность его гибели.при отсутствии моделей с более высокими оценками (минимально допустимый уровень безопасности по методике ADAC); 1 – не рекомендовано (кресло не выдержало испытаний). Повторим: все кресла прошли обязательные сертификационные испытания, а оценки показывают степень превышения минимальных требований или, если хотите, запас прочности, что может понадобиться в реальной аварии, которая подчас куда жестче тестов. Учитывая, что большинство образцов зарабатывают четверки, немцы решили усовершенствовать методику испытаний и оценки. Использовали манекены, имеющие большее сходство с телом ребенка, более тщательному анализу подвергли перегрузки, действующие на голову при фронтальном ударе. Соответственно изменились результаты некоторых кресел, испытанных в более ранних тестах. По этой причине некорректно прямое сравнение результатов нынешнего и прошлогодних тестов (ЗР, 2007, № 3). Напомним, что каждое кресло проходит испытания с четырьмя типами кузовов. в таблице приплюсованы к данным соответствующих кресел). Тесты проводили с креплением «изофикс», в других случаях результат хуже. Абсолютное большинство моделей получили четверки и тройки и вполне надежны. Среди рекомендованных с оговорками двоечников – десятилетнее RECARO Start (тройка в тестах предыдущих лет) и CHICCO Max-3s. Единственная единица у TEAMTEX Newfix SP группы 1/2/3 – это кресло излишне универсально. Общая тенденция – модели с узким возрастным диапазоном более безопасны, чем универсальные. Например, в группе 0+ почти сплошь хорошисты (в том числе единственная пятерка), в группе 1 четверки и тройки пополам, в группе 0+/1 только тройки, а в наиболее широкой 1/2/3 средняя оценка – двойка. Стабильные четверки вновь появляются лишь в группе 2/3 – действительно универсальна здесь одна подушка, а съемная спинка используется только при перевозке детей второй группы. В таблице приведены примерные минимальные российские цены без дополнительных аксессуаров. И все равно они в среднем на 20–30% выше немецких! При этом высокая стоимость не является гарантией качества – не представленное в России американское кресло AKTA GRACO Duologic с заоблачной ценой 500 евро получило лишь тройку. Тем не менее подобрать более безопасную модель вероятнее среди дорогих. Перед покупкой обязательно убедитесь, что ребенку комфортно в кресле – самая безопасная, но неудобная модель, скорее всего, будет ездить в багажнике бесполезным грузом.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВаш маленький ребенок сидит в автомобиле...РЕЗУЛЬТАТЫВ нынешнем тесте проверили три десятка кресел, 27 из которых продают в России. Единственное, показавшее отличный результат – MAXI COSI Cabriofix EasyFix с системой крепления «изофикс». Преимущество последней – не только отличная фиксация в машине, но и минимальная возможность ошибок. К слову, многие кресла можно использовать как с жестким креплением к кузову, так ис креплением штатными ремнями автомобиля (цена и масса платформ «изофикс»61%в детском кресле29% на штатном сиденье 10% на коленях у кого-то из старших224 За рулем 01/2008