СПОРТСЧЕТОВОДСколько стоит гардеробВВсем известно – занятия гонками требуют больших финансовых затрат. Конкретные цифры вы найдете в новой рубрике «Счетовод». Начнем с самого необходимого – экипировки. Какую брешь в семейном бюджете пробьет ее приобретение, рассчитал Вадим Крючков.автоспорте есть множество способов сэкономить, но амуниция, как говорится, дело первое. Во-первых, без нее судьи не допустят вас к старту любых официальных соревнований, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, экипировка не просто спортивный инвентарь, а то, что контактирует непосредственно с вашим телом и отвечает за безопасность, гигиену, удобство, комфорт и, в конечном счете, как прямым, так и косвенным образом влияет на результат. Цены на гоночную амуницию «по минимуму» и «по максимуму» вы найдете в таблице 1, а к ним – небольшой комментарий. Рынок экипировки весьма специфичный и тесный. Фирм-производителей на нем не так много. А уж в нашей стране и подавно – на прилавках продукция пары именитых «итальянцев» (Sparco, OMP) и пяти-шести не столь распространенных брендов (Stand 21, Momo, Sabelt, Puma, GA, Alpinestars). В этом мирке качество продукции прямо пропорционально ее стоимости. Причем правило – чем дороже, тем лучше – действует железно. Неужели нельзя выступать в минимальном наборе? Ну, м-м-м-м-м, в общем можно. Однако тут же поделюсь собственным опытом использования дешевой экипировки. Сожалеть о том, что не нашел средств на вещи из самых современных материалов, начинаешь уже при первом выезде в обновке. И очень скоро понимаешь – причина того, что один пилот заканчивает заезд в полуобморочном состоянии, а другой вполне свеж, не только в различном уровне физической подготовки. Высокая утомляемость – спутник дешевой экипировки. Тяжелый шлем, чересчур плотный, недышащий, да еще плохо подогнанный по фигуре комбинезон… В общем, пожалейте себя. Если настроены серьезно – покупайте дорогую амуницию известного производителя. Кстати, если в нашей стране спортивные чиновники сделают обязательным для ряда дисциплин использование системы HANS, защищающей202 За рулем 01/2008 шею, это будет стоить гонщикам дополнительные 30–40 тысяч рублей. Пока речь шла об автоспорте. А что же картинг, который в нормативных документах назван не видом автоспорта, а видом соревнований. Он-то, пожалуй, самый массовый и уж точно самый демократичный в финансовом плане. Адресую к таблице 2. Как видно, и здесь цены кусаются, причем разница между минимумом и максимумом тоже велика. Самое интересное, что, скажем, у картингового комбинезона еще и ограниченный пятью годами срок службы. Цифры не утаить: даты – изготовления и когда «продукт придет в негодность» – вышиты на воротнике, дотошные судьи за ними следят. В зависимости от вида омологации таким же скоропор-тящимся товаром может стать и шлем. Причем как картинговый, так и автомобильный. Утешение одно – старый комплект амуниции подойдет для тренировок. Еще один факт – быстрее других предметов экипировки изнашиваются перчатки. Касается всех, но особенно картингистов: у этих – так просто «горят» на руках. Две-три пары в сезон далеко не предел. Напоследок несколько советов. Коли решились разориться на амуницию, подберите именно то, что вам нужно. Не покупайте только по картинкам в каталоге шлем, комбинезон и обувь. Мелочевку еще можно, а эти три позиции крайне нежелательно. Глаза и размерные линейки, напечатанные на бумаге, – плохие советчики, здесь обязательно нужна примерка. И вот почему: если вам когдато идеально подошел шлем 58 размера компании А, то, несмотря на всеобщую стандартизацию, это вовсе не значит, что шлем того же размера компании Б вообще налезет на голову. Даже разные модели одной фирмы могут существенно отличаться. То же с обувью и комбинезонами, особенно если у вас нестандартные пропорции. Можно ли обойтись без примерки? Да, в одном-единственном случае: если вместе с заказом на комбинезон вы приложите заполненный формуляр с вашими реальными размерами (его можно найти на веб-сайте производителя или получить у продавца) и внесете доплату за индивидуальный пошив. Услуга эта стоит около сотни условных единиц, и заказ выполняют дольше, чем стандартный. Но ожидание и расходы того стоят – вам будет удобно! А кроме того, комбинезон – достаточно сложное швейное изделие: разница между более или менее подходящим стандартным и пошитым по вашей фигуре всегда бросается в глаза.Таблица 1 ЭКИПИРОВКА АВТОГОНЩИКА Наименование Шлем Подшлемник Комбинезон Белье огнезащитное: водолазка кальсоны Перчатки Обувь Носки Сменное стекло для шлема Ошейник (опора для шлема) Сумка для шлема Сумка для амуниции Всего: мин. 11 000 900 12 000 2300 1800 1600 3500 500 400 1300 1000 2000 38 300 Цена, руб. макс. 28 000 3200 44 000 6000 5000 4700 8600 750 3500 2500 3700 5000 114 950Таблица 2 ЭКИПИРОВКА КАРТИНГИСТА Наименование Шлем Подшлемник Сменное стекло для шлема Турбовизор Ошейник (опора для шлема) Комбинезон Комбинезон дождевой Майка потоотводящая Защита ребер Защита локтей Перчатки Обувь Бахилы дождевые Носки потоотводящие Сумка для шлема Сумка для амуниции Всего: мин. 2500 150 400 1700 1100 3500 1200 1200 1200 500 600 2100 600 300 1000 2000 20 050 Цена, руб. макс. 18 000 600 3500 2500 2000 14 000 4000 1400 5100 750 1900 4100 800 400 3700 5000 67 750За рулем 01/2008 203