170
171
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧТело «десятое»Автолюбителю с навыками слесаря полезно знать особенности коробок передач. Основные различия узлов «десятки», «Калины» и «Приоры» показывает Геннадий Емелькин.Первичные и вторичные валы рассматриваемых коробок передач взаимозаменяемы (в сборе). В свое время, когда «десятые» КП разрушались из-за поломки вторичного вала в зоне шестерен главной передачи, знатоки заменяли этот узел в сборе надежным вторичным валом от варианта 21083 – некоторые по сию пору с ним ездят.СТеперь на I, II и III передачах вместо прежних латунных блокирующих колец (на фото – слева) применяют новые, с увеличенной поверхностью трения. Новое кольцо легче – и у него три кулачка, а не шесть. Если измерить наименьший диаметр конуса кольца, то у старого он равен 50 мм, а у нового – 52 мм. Естественно, гладкие конические поверхности на ведомых шестернях должны соответствовать этим кольцам. Если нужного блокирующего кольца нет, можно заменить его старым, но в сборе с ведомой шестерней.С конца июля 2007 г. задний подшипник первичного и вторичного валов открытого типа 6-50305А2ЕШ1 (на фото – справа) уступил место закрытому подшипнику 750305-АУ с увеличенной динамической грузоподъемностью. Здесь показаны прежние сальники полуосей – с винтовыми насечками, учитывавшими направление вращения вала. Чтобы упростить монтаж и исключить путаницу, в составе резины левого сальника был красный пигмент, а правого – черный.овременные автомобили ВАЗа – переднеприводные «Приора», «Калина» и уходящая «десятка». Спорить об их сходстве и различиях можно долго. «Калина» – совершенно новая для ВАЗа модель «младшего» класса. Но есть узлы, общие для всех трех машин или мало чем различающиеся, – например, коробки передач. Все они вроде бы «на одно лицо», а потому перед покупкой коробки стоит внимательно изучить ее отличия. Изделие дорогое – не ошибитесь! Что в коробках общего? Во-первых, передаточные числа всех передач и главной передачи – одни и те же. Например, передаточное число главной пары – 3,7. Оно, заметим, для двигателя довольно «тяжелое» – в перспективе возможен переход завода на выпуск «калин» с парой 3,9. Это наверняка улучшит тяговоразгонные характеристики автомобилей, в том числе так называемую эластичность (интенсивность разгона на высшей передаче). Вряд ли это существенно отразится на топливной экономичности – ведь с такой главной парой автомобили в ряде ситуаций будут «выходить на максималку» не на четвертой, как было, а на пятой передаче. С мая 2005-го в КП «прописался» новый синхронизатор передач – с I по III. Блокирующее кольцо стало легче, что способствует более легкому переключению низших, наиболее динамичных, передач. Скользящая муфта и ступица синхронизатора остались без изменения, а ведомые шестерни другие. Их конусные участки соответствуют новым блокирующим кольцам. Кроме того, появились новые датчики скорости, заднего хода, а в коробке «Калины» – и электрическая блокировка выбора заднего хода. Мы рассказали о коробках передач одного семейства, имеющих одинаковую редукторную часть – от коробки ВАЗ-2110. Однако необходимо отметить, что на автомобилях «Калина» применяется и другая коробка передач – с редукторной частью 21083. Здесь ведущая шестерня главной передачи не съемная, а нарезана непосредственно на валу.170 За рулем 01/2008 А это современный, универсальный сальник полуосей – с симметричной насечкой. Его стали применять с начала 2005 года. И у ремонтников, и у автовладельцев проблем теперь меньше.Приводы спидометра. Справа механический – для ВАЗ-2110. Если сломается пластмассовая шестерня, придется коробку разбирать. В середине – пара деталей серого цвета – для «Приоры». Слева – пара черного цвета для «Калины». Не путайте, иначе показания спидометра окажутся весьма далекими от реальных значений.На коробках передач 2110 и «Калины» датчик заднего хода старого образца – справа. На КП «Приоры» поставили новый датчик, рассчитанный под герметичный разъем.Шарниры привода переключения передач. Слева – традиционный для переднеприводных ВАЗов. Его же ставят и на «Приору». На «Калине» более сложный шарнир, с классической крестовиной. При покупке не спутайте!Соленоид блокировки включения заднего хода для «Калины». У первых блокираторов был латунный корпус с резьбовой частью М16. Случалось, тут он и обламывался. Ныне корпус стальной, а резьба – М20. Такой соленоид ставят с декабря 2005 г.211Коробку передач 2110 отличите не только по номеру на картере. Ее выдают также старый шарнир 1 привода переключения передач и механический привод спидометра 2. Новый датчик заднего хода на коробке передач «Приоры» – с герметичным разъемом. Это тоже отличительный признак (если такие датчики не появятся, наконец, также на «десятках» и «калинах»!). Коробка передач «Калины». Ее приметы – новый шарнир 1 привода переключения передач и разъем датчика скорости 2 черного цвета.Коробка передач «Приоры». Наиболее характерное отличие от других – разъем датчика скорости 1 серого цвета. «Калиновский» похож, но он черный.1 22 1Соленоид блокировки включения задней передачи 1 на коробке «Калины» расположен по соседству с датчиком включения заднего хода 2.За рулем 01/2008 171