Делать журнал так интересно!Представим себе, что в Селиверстовом переулке, 10, в кабинете главного редактора, идет заседание. Дискуссия началась с обычного письма в редакцию. Автор его – давний поклонник журнала, как он отрекомендовался, Алексей Харитонов из города Чебоксары, в своем поздравлении к юбилею ЗР написал: «Хотел бы узнать, как вы готовите материалы для журнала». Как всегда на планерках, звучал один и тот же острый вопрос: «Кому это будет интересно?» Раскрыть тему взялись Игорь Моржаретто, Андрей Морозов, Юрий Нечетов. Фото: Александр Батыру, Георгий Садков.За рулем 02/20083 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА4За рулем 02/2008 От идеи до тиражаЧАСТЬ 1В редакции «За рулем» работает 42 человека. Средний возраст сотрудников – 38,5 года. Ежемесячный их продукт для сдачи в типографию – журнал объемом 220–250 страниц (не считая рекламы). Это 90–105 статей.Можно сказать, все, что появляется в журнале, начинается с идеи. Мало кто из нынешних авторов работал в ЗР в советские времена, но мы дружно снимаем шляпы перед коллективом тех лет. Отечественный автопром «выдавал» в лучшем случае одну-две модели в пятилетку, на презентации иномарок советских журналистов не звали, множество экономических и социальных тем были, по существу, закрытыми… Но наши коллеги ухитрялись ежемесячно издавать интереснейший популярный журнал! Сейчас идей и тем вокруг более чем достаточно. Только поспевай за появлением новых моделей повсюду в мире, организуй сравнительные тесты, находи в них изюминку, а вдогонку – готовь обзоры новинок современной техники. Автопром в России и за рубежом все время в движении: новые заводы, альянсы, соглашения – ничего не упустить! А еще тенденции рынка, дилерские новации. Ну и, конечно, дорожное движение, безопасность, пробеги, путешествия, автоспорт и тюнинг. Море тем! Результатом месяца напряженной работы всей редакции (а этому предшествовал как минимум месяц подготовительной) становится виртуальный (электронный) номер «За рулем». Его в виде файлов PDF отправляют в печать – в типографию за три тысячи километров от Москвы.За рулем 02/20085 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА1 24 5366За рулем 02/2008 7 89 101 Соперничество продолжится на скоростном кольце полигона («Надежно едешь – первым будешь», ЗР, 2007, № 9). 2 Геннадий Емелькин измеряет шум проносящихся машин («Надежно едешь – первым будешь», ЗР, 2007, № 9). 3 Фотофакт: «Нива» работает и под водой («Рыбный день», ЗР, 2007, № 10). 4 А можно ли ехать без бензина? Оказывается, иногда это вполне реально (материал будет опубликован после оформления патента).настоящая внучка. («Леха и Рудольф встречают праздник», ЗР, 2007, № 1).5 Анатолий Фомин в роли внука деда Мороза; рядом –116 Для съемок мы привлекаем только лучших фотомоделей (во время кастинга). 7 «Ща как завинчу!» Валерий Жаринов из техцентра ЗР готовится менять шины на полигоне. 8 Последние шинные новинки испытывает Сергей Мишин (круглый год). 9 Первенство заводской марки «60 часов за рулем». За окном со скоростью 180 км/ч проносятся кусты полигона («Надежно едешь – первым будешь», ЗР, 2007, № 9). 10 Чтобы знать, как поднять автомобиль со дна, его надо сначала утопить («Спаси и сохрани», 2005, № 8). 11 Зимний тест. Команда спасателей всегда готова к бою («Утонувшие в снегах», ЗР, 2006, № 4).За рулем 02/20087 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛАЧАСТЬ 2Скреплено печатьюПредприятий, готовых выпускать журнал солидного объема (350–500 страниц) тиражом 550–580 тысяч ежемесячно, в России пока нет, да ив Европе совсем не много. «За рулем» печатается в Италии – в Турине, в одном из крупнейших европейских комбинатов ILTE. Страницы журнала поступают сюда в виде файлов; методом электронно-механического гравирования изображение (иллюстрации и текст) переносят на печатные цилиндры. Изготовление этих цилиндров – цепь сложных операций, включая электрохимические, в ходе которых на стальную болванку цилиндра наносят съемное покрытие – медную рубашку (слой для гравирования изображения). Это чем-то напоминает штамповку в автомобильном производстве – процесс дорогостоящий и поэтому рентабельный лишь при очень больших объемах выпуска. Печать последовательно происходит в четырех секциях машины, каждая из которых наносит одну из основных красок (желтая, голубая, пурпурная, черная), а их точное наложение друг на друга позволяет получить любой оттенок радуги. Бумажное полотно разрезают на ленты – их складывают в тетради объемом до 132 страниц. В брошюровочном цехе тетради комплектуют, склеивают, обрезают. Из нескольких тетрадей и получается в конце концов журнал.За час печатная машина способна выдать 50 000 журнальных тетрадей. Каждый номер включает тричетыре тетради. Печать тиража – 575 тыс. экземпляров – занимает всего один день.8За рулем 02/2008 Так выглядят статьи из «За рулем» в металле – выгравированные на печатном цилиндре.За рулем 02/20089 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛА1 24 5310За рулем 02/2008 6 781 В зависимости от толщины и формата издания цилиндры для его печати имеют различный диаметр и вес от 3 до 6 тонн. Для печати одной тетрадки, которых в журнале «За рулем» четыре, нужно 8 цилиндров – четыре основных цвета для каждой из двух сторон будущей страницы. 2 Печать контролируется электроникой, ведь наложение четырех отпечатков требует точности в доли миллиметра – при ширине полотна до 3ми скорости протяжки до 1000 м/мин! 3 Пока на бумагу нанесена лишь пурпурная краска. Остались желтая, синяя и черная – получится цветной журнал. 4 У итальянцев есть аналог нашей поговорки «Семь раз отмерь, один – отрежь». И хотя на каждом этапе качество печати проверяет электроника, последняя инстанция – это человек, мастер. 5 Отпечатанное бумажное полотно, высыхая, проходит через многочисленные валки, разрезается на более узкие ленты, которые потом режут на большие листы. Каждый лист складывают в несколько раз и получают так называемую тетрадь. 6 Бумажная лента несется через машины со скоростью 60 км/ч. 7 Готовые тетрадки подают на склад, где они дожидаются окончания процес9 10са печати. Только после того, как будут напечатаны все тетрадки, из которых состоит журнал, начинается операция склейки.8 Территория типографии – огромная, и для связи между этапами работает целый электропарк. 9 Брошюровочная машина собирает вместе тетрадки с первой по четвертую, обрезает корешок, промазывает его клеем, накладывает обложку и потом обрезает заготовку с трех оставшихся сторон – все, журнал готов! 10 Обложку из более плотной бумаги печатают отдельно и до времени тоже отправляют на склад.За рулем 02/200811 КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛАТираж одного номера «За рулем» займет пол-ангара.ЧАСТЬ 3Через Альпы, Карпаты и … таможню– Простоял восемь часов! – продолжает Михаил. – Но под Новый год на границе у нас всегда такие «хвосты». Все стараются ввезти до праздников побольше товара. Кто ширпотреб, кто технику, кто продукты, а мне второй год подряд достался первый номер «За рулем». Михаил – дальнобойщик с большим стажем. Колесит по Европе с 1980 года – пришел в «Совтрансавто» сразу после армии. – Когда везешь «За рулем» и гаишники, и таможенники просят подарить номер! – так водитель оценивает специфику груза. – Я уж не говорю, что журналы куда приятнее и безопаснее, чем скоропортящийся товар. Двадцать одна тонна груза ведет себя «спокойно» – не двигается, не перекатывается, не боится неровностей российских дорог. Хотя как читатель «За рулем» я, естественно, понимаю: журнал должен быть доставлен как можно скорее – свежим! Изо всех сил старался доехать вовремя. В Европе же не сэкономишь на снеДальнобойщик Михаил Хоменков груз доставил!Тираж журнала в 18–20 трейлерах (каждый берет примерно 21 тонну) из Италии отправляется в Россию. Общий вес тиража – под 400 тонн.…Огромный грузовик с логотипом «Совтрансавто» подъезжает длинным бортом к распахнутым воротам складского ангара. Дальнобойщик едва успевает расчехлить кузов, как автопогрузчик уже подсовывает «руки» под первую палету со свежим номером «За рулем». Машина задержалась, времени на разгрузку в обрез – склад будет работать почти всю ночь. Причина задержки – забастовка дорожников в Италии, отстаивающих право раньше уходить на пенсию. Она пришлась как раз на те дни, когда российский караван вставал под загрузку в туринской типографии. – Из-за этой забастовки потерял двое суток! – сетует водитель «Мерседеса» Михаил Хоменков. – Обычно дорога занимает дней шесть-семь, а в этот раз – все восемь. Добирался через Словению, Венгрию, въехал на Украину через пограничный пост в Чопе, а российскую границу пересекал в районе Белгорода. К потерянному времени на итальянских автобанах добавились огромные очереди на переходах.12За рулем 02/2008 Свежий номер – уже на прилавке!– специальный прибор контролирует рабочее время, а рулить можно не более 8 часов в сутки – такие здесь строгости! Чтобы журнал вовремя попал к подписчикам ив торговые точки, отдуваться в итоге приходится работникам склада «За рулем». Вячеслав Осипов работает здесь уже пятый год. – Тираж привозят в 18–20 фурах. В зависимости от толщины каждого номера это 23–25 «кубиков» – палет, заполненных журналами, – рассказывает Вячеслав, ловко манипулируя рычагами «Ниссана». Автопогрузчик с веселеньким жужжанием подцепляет полозьями очередной «кубик» и ловко забрасывает его на вершину. Мы беседуем в основном на ходу – в освобожденной для приема тиража части ангара быстро растет стенка из упакованных журналов. – Отдыхать не придется, – сетует Вячеслав, – буквально через несколько часов появится первый «покупатель» из тех, кто забирает тираж и развозит по торговым точкам. Журналы громоздятся все выше и выше. Первый «Мерседес» уехал минут пятнадцать назад, а в декабрьской темноте уже сигналит фарами следующий грузовик – ДАФ. Преодолев Альпы, Карпаты и все границы, караван «За рулем» подтягивается на разгрузку…За рулем 02/200813 КЛУБ ЧАСТЬ 4«ЗА РУЛЕМ» – 80 РОЖДЕНИЕ ЖУРНАЛАСказано – сделанода, чтобы обставить квартиру, пришлось продать старый автомобиль – «копейку», но в планах на этот год покупка в кредит нового. Пока решают, на чем остановить выбор: основные претенденты – «Лада» десятого семейства и «Рено-Логан». – Я участвую во всех акциях ЗР, заполняю все анкеты, – рассказал Алексей. – Мне это интересно, да таким образом, между прочим, легче понять, какой именно автомобиль нужен нашей семье. А может, когда-нибудь что-то да выиграю – я ведь везучий… Может быть… Как показывает наш компьютер, Алексей за последние семь лет заполнил и прислал 39 анкет! Пока не выиграл, но ведь все еще впереди. А наш журнал уже выиграл, раз у него есть такие читатели и подписчики!Первый экземпляр журнала № 1 за 2008 год первым в стране получил подписчик из Чебоксар Алексей Харитонов (справа). А вручает его Игорь Моржаретто, руководитель отдела автомобильной жизни, командор многих экспедиций и пробегов ЗР.Дальше журнал отправляется в путешествие по России. Часть тиража расходится по подписке. Во времена, когда многие издания оставались вовсе без подписчиков, ЗР их сохранил: у него – более 100 тысяч постоянных! Причем многие выбрали возможность получать журнал на дом относительно недавно и подписываются по-современному, через Интернет. Большая же часть тиража продается в розницу – свежие номера с нетерпением ждут в Москве и на Камчатке, в Мурманске и Владивостоке – повсюду. …А первый экземпляр первого номера журнала за 2008 год мы решили доставить тому самому читателю из Чебоксар Алексею Харитонову, который попросил рассказать, как делается «За рулем». Сказано – сделано: распаковали первую пачку, и верхний экземпляр из нее с нашим сопровождающим уехал вечерним поездом за 600 км от Москвы. На наш взгляд, Харитонов – вполне типичный читатель и подписчик. Ему 31 год, ЗР читал с детства (выписывал отец). После армии, когда стал жить отдельно, подписывался сам. При встрече Андрей рассказал, что работает на стройке и не жалуется: платят неплохо, а под обязательство отработать в компании 10 лет получил новую просторную «двушку». Для него это важно – жена Надежда ждет второго ребенка. Прав-Журнал «За рулем» распространяется во всех регионах России, во всех странах СНГ (в Киеве, кроме того, выходит журнал «Украина ЗА РУЛЕМ»), а также более чем в 30 странах.14За рулем 02/2008 Редакция «За рулем» 2008. Мы работаем для вас!Петр МеньшихВячеслав СубботинИгорь ТвердуновАнтон ЧуйкинВладимир АркушаМарк ТилевичСергей КанунниковДенис АрутюнянСергей ВоскресенскийМихаил ГзовскийСергей КлочковСергей МишинЮрий НечетовМаксим СачковАнатолий ФоминВладимир СоловьевАнатолий СуховЕвгений БорисенковАлександр ДобинГеннадий ЕмелькинЭдуард КонопАндрей СидоровИгорь МоржареттоАндрей МорозовМаксим ПриходькоСергей СмирновВадим КрючковСергей ЗиновьевМихаил КолодочкинАлексей Воробьев-ОбуховМихаил ВасильевМаксим ГомянинДенис ЧиликинВладислав КрупчинскийНаталья КледоваОлег ВоеводовАлександр БатыруАлександр КульневГеоргий СадковКонстантин ЯкубовТятьяна ЧикуноваМая Исаенкова