ТЕХНИКАИННОВАЦИИ NISSANИнтеллектуальный волчокОВ центры перспективных разработок автомобильные компании приглашают, только если очень хотят похвалиться чем-то необычным. В ниссановском центре передовых технологий побывал Владимир Соловьев. Фото автора и «Ниссан».дно из основных направлений, в котором работают дизайнеры и конструкторы компании «Ниссан», – укрепление взаимоотношений между автомобилем и водителем. Речь в данном случае идет не о том, насколько удобны водительское кресло и органы управления, а об интерактивном взаимодействии человека за рулем и машины. Такой сценарий создания автомобиля будущего разработчики окрестили «дружественными инновациями». Наиболее продвинутый в этом отношении концепт экологически безопасного городского электромобиля «Пиво-2» (Pivo2) показали на Токийском автосалоне 2007 года. Название не имеет ничего общего с популярнейшим ячменным напитком – оно происходит от английского pivot – «вертеться», «вращаться». водители в хорошем настроении реже совершают ошибки за рулем и попадают в аварию. Известно, что настроение поднимает обстановка взаимопонимания. А как заставить автомобиль вступить в диалог с водителем? Для этого на панели приборов появилась «говорящая голова». Наблюдая за водителем, она с помощью технологий распознавания речи и мониторинга лицевых мышц определяет его состояние и готова «подбодрить» или «успокоить» его – в зависимости от ситуации. Роль умной головы выполняет Robotic Agent. Он объясняется с водителем интуитивно понятными жестами, например кивая или покачивая в знак согласия. Именно так возникает чувство взаимопонимания, привязанности и доверия по отношению к автомобилю. Ни больше ни меньше. По признанию Масахико Табе, старшего менеджера из департамента прогрессивных конструкторских разработок, в ходе общения с «робот эджент» порой спрашиваешь себя, чем же за-АГЕНТ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯСогласно исследованиям, проведенным компанией «Ниссан»,212 За рулем 02/2008 Такие литий-йонные батареи способны аккумулировать вдвое больше энергии, чем традиционные цилиндрические, а значит, обеспечивают больший запас хода. Веселая вертлявая головка со светящимися глазками – Robotic Agent – вступает в диалог с водителем, может подбодрить или успокоить его.Одна из новейших разработок «Ниссана» – дисковый электромотор, обладающий значительно более высокой удельной мощностью по сравнению с обычным. Благодаря компактной форме легко помещается внутри колеса.нята эта «голова», когда молчит или остается неподвижной. Что уж говорить о впечатлении тех, кто не знаком так глубоко с процессом интерактивного взаимодействия с машиной!ПО МОТИВАМ РУССКИХ СКАЗОКИдея вращающейся на 360° кабины «Пиво-2» явно подска-зана избушкой Бабы-яги, которая могла поворачиваться к молодцу передом, к лесу – задом. С гуттаперчевой избушкой напрашиваются другие параллели. Например, однаединственная дверь, которая может поворачиваться к пассажирам, с какой бы стороны они ни стояли. Дверь, разумеется, не на скрипучих ржавых петлях. Это сложный элементкузова, в который упрятаны все органы управления: педали, рулевая колонка, да и приборная панель вместе с «говорящей головой». Подобная компактность достигнута благодаря тому, что все механические связи уступили место электронным технологиям управления by wire, использующим вместо привычных тяг, валов и шарнировТрехместная кабина «Pivo2» предоставляет водителю место спереди посередине. Возможно, это намек на то, что когда-нибудь направление движения перестанет отличаться от страны к стране.За рулем 02/2008 213 ТЕХНИКАИННОВАЦИИ NISSANСтолкнувшись с таким автомобилем, пусть ив стенах дизайнерского центра, невольно переносишься в будущее.электронные сигналы и электроприводы.ПРАВИЛА ЗАДНЕГО ХОДАКак это ни странно, но у «Пиво-2» заднего хода нет: ведь водитель всегда может повернуться вместе с кабиной в направлении движения. Но это пока заслуга только кабины. А вот какими чудесами конструкторы «Ниссана» наделили колеса. Мало того что все они ведущие с мощными электродвигателями, вдобавок каждое может вращаться вокруг вертикальной оси, задавая любое направление движения этому волчку на колесах. А значит, можно парковаться под прямым углом, разворачиваться на месте – словом, совершать любые маневры, которые позволяют габариты машины длиной 2600 и шириной 1690 мм. Но и это не все. Уникальная система Metamo позволяет менять положение колес относительно кузова в различных условиях движения. Так, при наборе скорости задние колеса сдвигаются назад, а при тор-можении передние выдвигаются вперед. В повороте центр тяжести автомобиля смещается к центру поворота – при этом выдвигаются внешние колеса. Таким образом, нагрузка распределяется на все колеса равномерно, обеспечивая стабильное управление автомобилем и его устойчивое положение. Более того, при замедлении «умный» аппарат способен поворачивать все колеса по направлению к центру, наподобие того, как лыжники подтормаживают на склоне. Иными словами, ниссановский волчок не только отменно крутится, он обладает просто фантастическими возможностями. С его «интеллектуальными» характеристиками он на фоне существующих машин выглядит гением движения. И уж если такие перспективы развития средств транспорта демонстрируют журналистам сегодня, значит, подобных новшеств на серийных авто ждать осталось недолго. Во всяком случае, если вы горожанин и ваш будущий автомобиль – электрический.Кабина занимает диагональное положение относительно колес, сейчас и машинка поедет под углом к прямой, по которой только что двигалась. Как заманчиво распахнута дверца! К сожалению, прокатиться на Pivo2 пока разрешают только специалистам «Ниссана».214 За рулем 02/2008