280
281
КЛУБ«ЗА РУЛЕМ» – 80 МЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИКто может – пусть сделает лучшеАнтон ЧуйкинБез соперничества мир не интересен. Один чемпион на все времена, один товар без альтернативы, одна информационная программа по телевизору… Фу, как пресно! В 1994-м пресный этап в жизни страны уже миновал. Не в последнюю очередь – в  автомобильной сфере. В Россию вовсю повезли иномарки, и обеспеченный человек мог выбирать не из одной-двух моделей, как раньше, а из десятка, если не сотни. Москва уже принимала международные автомобильные выставки, где представляли и совсем новые машины: одна другой краше и лучше. А какая самая лучшая? Поди разберись…Чтобы ответить на этот вопрос и тем самым подчеркнуть элемент соперничества, журнал «За рулем» учредил свой Гран-при. На обложке августовского номера ЗР, который вышел 13 с половиной лет назад, впервые красовался Пегас в окружении десяти новейших моделейпретендентов на Гран-при. Тогда же мы сформулировали правила: «Лучший – технически совершенный, конструктивно оригинальный и технологически рациональный автомобиль… Важно, чтобы машина по конструкции являлась передовой и, кроме того, была официально впервые представлена в нашей стране». Так «За рулем» стал организатором автомобильного конкурса всероссийского масштаба, получившего и международное признание. БМВ 7-й серии и «Мерседес-Бенц» Е-класса, «ТойотаКоролла» и «Ниссан-Примера», «Хендай-Соната» и «Фольксваген-Пассат» в разные годы получали Гран-при «За рулем». А какие жаркие споры разгорались на заседаниях жюри – редколлегии журнала! Ознако-НЕКОТОРЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ КОНКУРСЫНазвание Гран-при «За рулем» Europian Car of the Year («Автомобиль года») Goldenes Lenkrad («Золотой руль») Auto 1 Auto Trophy International Car of the Year Жюри Читатели журнала Редакторы ведущих европейских изданий 25 экспертов, гонщиков, публичных деятелей, журнал «Бильд ам Зонтаг» Читатели журнала «Ауто Бильд» Читатели журнала «Ауто Цайтунг» 24 американских журналиста ведущих автомобильных изданий (12 мужчин и 12 женщин), организатор – журнал Road & Travel Год основания 1994 1964 1976 1992 1987 1997мившись с выставкой, мы собирались в кабинете главного редактора и до позднего вечера убеждали друг друга в тех или иных достоинствах конкурентов, выбирая лучшего. В 2001 году в дополнение к  «Лучшему автомобилю» редакция предложила еще две номинации: «Прорыв года» и «Доверие потребителя». В первой судьями выступали известные стране люди – политики, журналисты, общественные деятели. Они называли самую отличившуюся компанию– «автора» наиболее яркого события. Вторую, как следует из названия, мы доверили судить потребителям, которые заполняли анкеты в журнале, называя лучшие марки автомобильных товаров. Это был первый шаг к серьезной модернизации Гран-при, последовавшей в 2005-м… Тут уместно небольшое отступление. Все автомобильные конкурсы можно разделить на два типа: одни судят профессионалы, объединяясь в жюри; в других победителя выби-280 За рулем 02/2008 «ЗА РУЛЕМ» – 80 БОЕВЫЕ ПЕРЬЯрают те, ради кого конкурсы и проводят – будущие покупатели автомобилей. Побывав в роли судей, редакция «За рулем» решила полностью передать эту функцию своим читателям. Гран-при уже получил признание, теперь требовалось развитие – и мы «отпустили» любимое дитя в мир. Иначе под родительской опекой Большой приз не мог рассчитывать на всеобъемлющий охват и истинную объективность. Теперь, когда число судей увеличивалось в тысячу (!) раз, конкурс приобретал статус действительно народного, каким мы и представляем себе продукт под маркой «За рулем». Редакция всегда очень ответственно относилась к мнению своей аудитории (в этом, если хотите, «секрет» популярности издания) – и такой шаг навстречу читателям был предопределен. По новому сценарию «Гранпри «За рулем» лучшему автомобилю» действует уже три года. И этой публикацией мы, как нетрудно догадаться, приглашаем жюри начать работу в четвертый раз. Весь автомобильный рынок России будет представлен в каталоге, который читатели получат с апрельским номером журнала. Машины в нем разделены на восемь классов, и судьям (а их, по нашим прогнозам, вновь наберется около 40 тысяч – самая активная, самая подготовленная часть нашей аудитории) мы предложим претендентов, среди которых с помощью таблицы баллов надо будет выбрать лучших – тех, кто обретет золотых пегасов на международном российском автосалоне в августе 2008-го. Как и во все предыдущие годы, их удостоятся автомобили технически совершенные, конструктивно оригинальные, технологически рациональные. А на постаментах золотых пегасов уже пятнадцатый год будет высечен девиз Гранпри: «Кто может – пусть сделает лучше!».ПМои пятьсотоздравляю коллектив любимого журнала с Новым годом, пусть вам во всем сопутствует удача! В январе исполнилось 35 лет, как я связал себя с «За рулем». В журнале (ЗР, 2003, № 11) уже было мое фото. Там возле 401-го «Москвича» (ему посвящалась моя статья) стоит маленький мальчик. Это я, семилетний. Именно тогда, в 1968 году, я впервые увидел «За рулем», а с двенадцати лет уже с ним не расставался. Читал взахлеб, вникал в то, что мог понять, собирал все номера. Позже сам начал делиться опы-том. Первый мой совет («Герметичность восстановлена») был напечатан в 1976 году. В редакции, конечно, не догадывались, что автору 15 лет. Позже окончил тбилисский политех, с 1987 года стал автовладельцем – купил «Москвич-2140». Перечислить все, что отремонтировано, переделано, усовершенствовано с  помощью журнала, просто невозможно. К вашему 80-летию у меня будет собрано уже 500 номеров. Я настолько сжился с «За рулем», что не представляю, как можно без него! Вы, думаю, меня поймете. Часто вспоминаюслова Игоря Масленникова – автора фильма «Гонщики», которые я процитировал в своем давнем школьном сочинении: «Для одних автомобиль – это лишь средство передвижения, а для других – целый мир, наполненный поэзией, страстью, драматизмом». Все это я отношу к журналу «За рулем». С волнением и трепетом жду каждый номер, чтобы уйти в него, окунуться в мир техники, снять стресс, получить положительные эмоции. За все тебя благодарю, мой журнал. Михаил Данилов, ТбилисиБорис Иванович КузнецовВ активном общении с читателями сложилось его представление о массовом издании для тех, кто за рулем, и он обратился в ЦК КПСС с предложением передать журнал из ДОСААФ в другие руки. Такое тогда не прощалось, и ему пришлось оставить «За рулем». Потом он долго работал в Институте военной истории, подготовив около тысячи публикаций, как он говорил, «по зарулевским канонам точности, достоверности, ясности изложения». Свою работу в журнале считал взлетом в жизни. На исходе ее он полностью потерял зрение – результат трех контузий и ранения. Имя Бориса Иванович Кузнецова останется в истории нашего журнала.За рулем 02/2008 281На 94-м году ушел из жизни Борис Иванович Кузнецов – первый главный редактор «За рулем» после возобновления издания, прерванного войной. Фронтовик, к тому времени полковник, кандидат исторических наук, онс жаром взялся за новое для себя дело, осваивал его в гуще автомобильной жизни. Его можно было увидеть в КБ заводов, автохозяйствах, автошколах, встретить на автогонках и автопробегах. Писал он обо всем остро, не боясь конфликтов.