132
133
134
ЭКОНОМИКАКИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИНемножко плохо – это норма. Пока…Экспансия китайского автопрома, неизбежностью которой пугали отечественных автопроизводителей, свершилась. Оказалось, восточный дракон не так страшен, как рисовали его иные российские аналитики, успокаивает Андрей МОРОЗОВ.ПАРТИЯ ЖМЕТ НА ТОРМОЗКитайцы прекратили удивлять мир громкими заявлениями о великих скачках. Они эти скачки совершают. В ушедшем году Китай закрепился на третьем месте в мире по производству автомобилей, оставив позади Германию. Притом что первый автомобиль здесь собрали лишь в 1956 году – кстати, советский ЗиС. А сейчас сравнивать темпы роста автопроизводства в России ив Китае даже не стоит. Между прочим, партийные функционеры КПК отнюдь не в восторге от столь широкого скачка. Когда число предприятий, производящих автомобили, приблизилось к 400 (случилось это еще в 2006 году), партия сказала – хватит. Автопром ответил: «Есть!». Власть по-прежнему жестко контролирует развитие промышленности, пытаясь пресекать губительные, с ее точки зрения, тенденции. Так, в конце прошлого года был подвергнут жесткой критике первый секретарь Шанхайского обкома КПК. Дело в том, что Шанхай – экономическая столи-За седан «Чери-QQ6» – 42 800 юаней или чуть больше 6000 долларов. Сумма для граждан КНР внушительная, но вполне «подъемная».132 За рулем 02/2008 ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ В 2007 ГОДУ.САМЫЕ КРУПНЫЕ ИМПОРТЕРЫ КИТАЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2007 ГОДУ.Бензин в Китае дешевле, чем в России. Но экономичность автомобиля уже востребованный фактор.ца Китая, но, по мнению ЦК, город развивается слишком быстро, заметно опережая средние для страны темпы. Нехорошо как-то… Насколько далеко зайдут оргвыводы, понять пока сложно.ПИРАТСТВО ПО-КИТАЙСКИВ 2007 году в КНР число предприятий автопрома сократилось до 130. На них производили 260 легковых моделей более 90 марок. «У китайской автомобильной промышленности свой путь развития, – считает директор департамента промышленности Госсовета КНР Фэн Фэй. – В отличие отЯпонии, США или той же Европы, где базу автомобильного производства составляют местные производители, у нас основу заложили иностранные компании, а уже на их фоне развиваются китайские марки». При этом власти здесь не церемонятся с иностранными партнерами. Стоит инвесторам не выполнить какое-либо из обещаний, как они рискуют тут же потерять контроль над построенным заводом. Акции иностранцев выкупаются по рыночной цене, а иностранных хозяев вежливо, но настойчиво просят «выйти вон». Казалось бы, западные бизнесмены должны остановить всякое сотрудничество, но,как ни странно, инвестиции и технологии продолжают идти в Китай. Производители иностранных машин, по сути, мирятся с узаконенным пиратством, когда китайские заводы выпускают слегка измененные копии популярных моделей. В позапрошлом году автомобили, «похожие» на «Хонду CR-V», здесь выпускали 12 фирм. Отстаивая авторские права, «Хонда мотор» направила 14 исков, однако ни одно из судебных разбирательств не принесло японской компании успеха, – они лишь добавили «клонам» популярности. Даже логотипы местных производителей часто напоминают западные.На правах рекламыРЕКЛАМА 1/4 горизонтальная (175ммх55,6мм) площадь=97,3 см2 ЭКОНОМИКАКИТАЙСКИЕ АВТОМОБИЛИ В РОССИИВ Пекине мне довелось пообщаться с крупными российскими дилерами из Приморского края. По их мнению, европейцам, американцам и японцам просто не выдержать ценовую конкуренцию с китайскими машинами. К примеру, новая китайская «копия» американского грузовика стоит менее 40 тыс. долларов, тогда как подержанный «чистокровный американец» обойдется в 100 тыс. долл.! По признанию российских предпринимателей, главная проблема совместного бизнеса – это стереотипы китайской стороны. Там до сих пор сквозь пальцы глядят на мелкие нарушения как в финансовых и документальных частях сделок, так и при соблюдении технологии производства. Фразу, характеризующую отношение к тонкостям технологий, можно перевести с китайского так: «Немножко плохо – это нормально». Отсюда и анекдотичные случаи при эксплуатации машин, и ставшее уже притчей во языцех «китайское качество». Можно, конечно, пафосно возмутиться. Но, положа руку на сердце, разве не по тому же принципу мы оцениваем продукцию отечественного автопрома? А  ведь китайцы куда быстрее нас учатся на своих и чужих ошибках… От международного преследования, как ни странно, местный автопром спасает… государственная политика. То есть той же «Хонде» необходимо подавать иск не на конкретного «пирата», а через свои государственные органы на китайское правительство. А с правительством КНР никакое государство ссориться не хочет.«Амулет», скопированный с «СЕАТ-Толедо», – вчерашний день компании «Чери».ПРОИЗВОДСТВО КИТАЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИКитайская фирма «Чери» «Бриллианс» Российский партнер АВТОТОР, Калининград ИРИТО Модели «Тиго», «Амулет», В-14 Автомобиль класса «С» с двигателем объемом 1,6–1,8 литра Вседорожники «Грейт Уолл» «Джили-Отака» «Лендмарк» «Лифан Бриз» «Аврора» «Плутос» «Дади Шаттл» Планируемый выпуск (шт.) Общий объем – 120 000 Общий объем – 10 000 10 000 17 000 10 000 10 000 700 700 2000«Грейт Волл» «Джили» «Лифан» ZH АutoИРИТО, Гжель АМУР, Новоуральск ДЕРВЕЙС, Черкесс ДЕРВЕЙС, ЧеркессРОССИЯ – ГЛАВНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬНа первой российско-китайской автомобильной конференции в Пекине огласили данные по экспорту машин из КНР: наша страна в 2007 году стала крупнейшим потребителем китайского автопрома! Однако не стоит объяснять успехи соседей лишь тем, что в огромной России нарасхват любой товар, был бы подешевле. Российские потребители год от года становятся все более взыскательными, и китайцы к качеству собственных автомобилей предъявляют повышенные требования. Более того, многие китайские производители сегодня отказываются от традиций «пиратства» и принципа «так сойдет». К примеру, третья по объемам продаж китайская компания «Чери» вышла два года назад на российский рынок с тремя популярными моделями, похожими как две капли воды на «Дэу-Матиз», «Тойоту-RAV4» и «СЕАТ-Толедо». Ныне «Чери» деклариру-ет новую политику на внутреннем и мировых рынках. Компания покупает в развитых странах не только новые технологии, но и приглашает людей, которые могут «привить» эти технологии на местных предприятиях, а также разработать новые, совместные проекты. Так в дизайн-бюро «Чери» в городе Уху трудится группа специалистов, которые прежде работали в дизайнцентрах «Форда». На перспективные автомобили устанавливаются не лицензионные двигатели «Мицубиси» прошлых лет, а современные моторы ACTECO (разработанные «Чери» совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL). Любопытно, что в своей идеологии «Чери» пытается уйти от национальной привязки марки. Скажем, в новом дилерском центре компании в Пекине я не обнаружил никакой «китайской специфики»! Напротив, вызвавшая мой восторг чайнаякомната оказалась рудиментом – в европейских центрах «Чери» о КНР будут напоминать лишь надписи под капотом самих машин – «Сделано в Китае». Но, как выясняется, и эта примета может исчезнуть! Крупнейшие производители «новой волны» совместно с российскими партнерами строят заводы в России и налаживают здесь производство своих марок. На сегодняшний день китайские автомобили не составляют настоящей, жесткой конкуренции традиционным отечественным автомобилям, но это только начало. В ближайшие годы китайские производители собираются сделать основной упор на качестве машин и удобстве сервиса. И если кто не верит, что китайцы смогут избавиться от недостатков, то стоит вспомнить историю развития китайского ширпотреба. Американские джинсы в Америке больше не шьют…134 За рулем 02/2008