ТЕХНИКААЛЬТЕРНАТИВАШанхайская альтернативаКогда цены на нефть становятся трехзначными, особенно интересно попробовать в деле автомобили, использующие альтернативные виды топлива. Сделать это удалось в Шанхае Алексею Воробьеву-Обухову. Фото автора.ВЫЗОВ БИБЕНДУМАБибендум – смешной резиновый человечек, ставший лицом фирмы «Мишлен». Он не молод: в 1998 году отметил столетие. И на этом же юбилее прозорливо бросил вызов всем, кому не безразличны экология, безопасность движения, экономичность автомобилей. «Вызов Бибендума» (Bibendum Challenge) похож на тематически ориентированный автосалон, но есть две важных особенности: во-первых, на него приглашают в основном журналистов, а во-вторых, экспонаты разрешают испытать на ходу. «Вызов Бибендума – 2007» проходил в Шанхае, самом современном городе страны, которая, быть может, и несет главную ответственность за небывалый рост цен на нефть. Еще бы: если в 2002 году автопарк Китая насчитывал 20 млн. автомобилей, то к 2010 году их будет уже 50 млн., а еще через десятилетие – все 100 млн.! И ведь эту прорву на колесах надо чем-то заправлять, не говоря уже о расходе энергии на производство авто. В общем, пора, давно пора повернуться спиной к нефтяным концернам и резко снизить долю автомобилей, потребляющих ископаемое топливо (сегодня это 98% из 850 млн. штук). ставившей 2,2 млн. евро из общей суммы проекта в 3,35 млн. При общей схожести концепции с голландским «Кэрвером» «Клевер» бегает на сжатом природном газе, и основной упор разработчики (Берлинский университет, БМВ и целый ряд других партнеров) делали не на скоростные качества, а на экономичность, чистоту выхлопа, маневренность. Сразу покончим с цифрами: тут один цилиндр объемом 213 смз, 15 л.с., 100 км/ч, 7 сек. с 0 до 60 км/ч и выброс всего 60 г/км СО2. Еще бы: площадь поперечного сечения всего 1 м2 – вдвое меньше, чем у самого маленького авто. Жаль, не пустили за руль, зато сумел оценить все «прелести» посадки пассажира. Оказывается, нужно пропустить водительское кресло… между ног, так что и без ремня безопасности пошевелиться было бы решительно невозможно. Впечатления от валящегося набок горизонта в поворотах, конечно, сильные, но долго ехать пассажиром – увольте! А вот в одноместном варианте с багажником – почему бы и нет.НАЧНЕМ С МАЛОГОНа чем бы ни ездить, потребление энергии, в конечном счете, определяется массой транспортного средства и его скоростью. К тому же теснота мегаполисов заставляет задуматься о целесообразности двухместных и, быть может, даже двухколесных экипажей. Такие были в изобилии представлены в Шанхае, причем не только на выставке, но и в… супермаркетах. Да, электровелосипеды, мотороллеры, работающие на сжиженном газе, в Китае уже реальность, их можно встретить на улицах, хотя и не слишком часто. Прибавим, однако, третье колесо и прокатимся на удивительном «Клевере» (Clever = Compact Low Emission VEhicle for uRban transport), созданном при финансовой поддержке Еврокомиссии, предо-Вместо бака в этом скутере баллоныкартриджи, заправленные водородом. «Клевер» из Берлина оказался весьма похожим на «Кэрвер» из Амстердама. Но стоить будет намного дешевле – около 10 000 евро.Благодаря «активным колесам» концепты «Мишлен» показали чудеса устойчивости.204 За рулем 02/2008 «Чери» на топливных элементах свидетельствует, что китайцам по плечу высокие технологии. В мотор-колесе «Эктив Вил» от «Мишлен» уместилось, по сути, все шасси автомобиля. Справа виден тяговый электромотор с водяным(!) охлаждением, слева – электропривод руля, в центре – активный электроамортизатор. Хотя в Шанхае было пасмурно, «Вентури-Эклектик» бодро возил пассажиров на запасенной солнечной энергии. Впрочем, на всякий случай в комплекте у него был и… ветряк! Внешне – обычный «Чери», только розетка выдает его электрическую сущность. Капот водородного «Тахо» такой же огромный, как у серийного собрата.ВОДОРОДНОЕ НАСТОЯЩЕЕВ Шанхае водородомобилей представили столько, что впору говорить о сегодняшнем, а не о завтрашнем дне. И если пару лет назад топливные элементы в «Хёндай» вызывали удивление, то теперь ими может похвастаться и китайская «Чери». Чудес, однако, не бывает: посидев за рулем нескольких водородомобилей, я мог бы, пожалуй, с закрытыми глазами отличить продукцию ведущих фирм от машиныновичка. Согласитесь, довольно странно ощущать при разгоне рывки (правда, несильные), характерные для автоматической трансмиссии, которой, однако, нет. Зато водителю учиться нет необходимости – все рычаги и педали на привычных местах, даже обозначения традиционные: Р, N, R, D. Только «тахометр» оцифрован в киловаттах, причем как в положительных, так ив отрицательных. Минус, на самом деле, скорее плюс: стрелка уходит в него, когда в аккумуляторах запасается энергия при торможении. А в целом водородомобили на ходу весьма приятны. Особенно впечатляет резвость и одновременно полнаябесшумность такого гиганта, как например, «Шевроле-Тахо». А откроешь огромный капот и увидишь… Да нет, НИЧЕГО не увидишь – только еще одна пластиковая крышка. Даже масло и антифриз залить некуда!СЕНСАЦИЯ ОТ ОРГАНИЗАТОРОВКто по-настоящему удивил на нынешнем форуме, так это «Мишлен», выкативший три собственных прототипа, работающих на водороде или «от розетки». Но главное скрывалось не в источнике энергии, а в ходовой части, целиком убранной в колеса! Внутри каждого из них разместились – загибайте пальцы – электромотор, пружины подвески, дисковый тормоз, активный электроамортизатор, электрорулевой привод. То есть, автомобиль превратился как бы в тележку с четырьмя жестко торчащими ступицами. Вот эти электромобили дают действительно новые ощущения от езды! Активная электроподвеска начисто устраняет продольные клевки кузова при разгоне и торможении и поперечные наклоны в поворотах. Демпфирование неровно-стей, пожалуй, мало отличается от традиционной подвески, хотя показалось несколько жестковатым. По мановению руки представителя разработчика, «Мишлен» в широчайших пределах изменял клиренс, приседал на бок или на любое колесо, мог изменить поведение в поворотах вплоть до крутого крена ВНУТРЬ. За что ему охотно прощали отсутствие кожаной обивки внутри и голый металл на торпедо. Впечатляют и характеристики. Итак, запас хода на водороде («Мишлен ХайЛайт 2») – 450 км, на батареях («Мишлен EVлайт») – 400 км. Максималка 145 и 140 км/ч соответственно, разгон до сотни – 10 сек. Интересны и сами тяговые двигатели. Размером со стартер микролитражки, они развивают мощность до 30 кВт (каждый), раскручиваются до 20 000 об/мин, питаются от напряжения 800 В! Пожалуй, я уже не удивлюсь, если успею застать кардинальную смену концепции автомобиля и попрощаться с поршнями, цилиндрами и лошадиными силами. Электрическую мощность давно измеряют в киловаттах!За рулем 02/2008 205