КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ТАЛЫЙ СНЕГЧтоб ты растаял!Наверное, эту фразу мысленно произносят коммунальщики, выливая или высыпая на дороги противогололедные реагенты. Однако последствия такого ухода далеко не однозначны, убедился Алексей Воробьев-Обухов.Все, что попало на дорожное покрытие, в конечном итоге стекает в ливневую канализацию. Но прежде грязное месиво успевает облепить автомобиль до самой крыши, попробовать на прочность его антикоррозионное покрытие, а также обувь пешеходов и водителей. Впрочем, министры-администраторы не устают повторять: нынче, мол, на дороги льют самые прогрессивные составы, они растапливают лед и снег, но щадят все вышеперечисленное. Однако ум человека, зиму напролет барахтающегося в грязи, отказывается этому верить. Поэтому на экспертизу в АНО «Инженерный Центр – Экология» отправили несами противогололедные составы, а превратившийся в серую кашу снег, который снегоуборщики сгребли к тротуарам и обочинам. Ведь именно эти безрадостного вида кучи либо растают и стекут в ливневую канализацию, а потом в Москвуреку, либо их растопят в снегоплавилках – и отправят по тому же адресу. Мы выбрали восемь характерных мест, среди которых МКАД и третье кольцо, Лубянская площадь и шоссе в ближнем Подмосковье, Садовое кольцо, второстепенная улица и рядовой московский дворик. И, конечно же, родной Селиверстов переулок. В лаборатории центра наши пробы взяли не без доли брезгливости. Суб-При профилактической обработке реагентами дорожное покрытие на некоторое время становится скользким, причем на глаз это незаметно!176 За рулем 03/2008станцию, уже мало напоминавшую снег, проверили на содержание ионов кальция, магния и натрия, хлоридов и нефтепродуктов – основных веществ, которые могли бы оказаться на зимних дорогах. Заодно решили оценить обоснованность слухов, будто бы в Москву с Челябинского комбината «Маяк» завезли шлак, в котором содержатся радиоактивный полоний, цирконий и бог знает что еще жутко вредное. Пришлось применить радиометр, способный обнаружить и гамма-, и бета-, и альфа-радиацию, чем черт не шутит? И вот первый результат: ни в одной пробе не оказалось никаких радиоактивных элементов! Показатели радиометра – на уровне окружающего фона. Но зато все остальное… Содержание хлоридов в тающем московском снеге превышает предельно до- НОРМЫ И КЛАССЫГалогенсодержащие антигололедные реагенты на основе MgCl2, CaCl2, NaCl относятся к третьему классу опасности (вещества умеренно опасные) по ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности». Указанные вещества обладают раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки глаз при непосредственном контакте. При работе с упомянутыми реагентами требуется применять средства индивидуальной защиты глаз, рук, а также спецодежду в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами. Гигиенические нормативы в атмосферном воздухе населенных мест согласно ГН 2.1.6.1338-03 и ГН 2.1.6.1339-03 составляют: MgCl2 – 0,1 мг/мз, CaCl2 – 0,05 мг/мз, NaCl – 0,5/0,15 мг/мз (в числителе указана разовая ПДК, в знаменателе – среднесуточная). Предельно допустимые концентрации (ПДК) содержания хлоридов в поверхностно-ливневых стоках – 300 мг/л, для нефтепродуктов – 0,05 мг/л. Для справки:ХАРАКТЕРИСТИКИ РАСТВОРОВ ХЛОРИДОВ:Классификация раствора Пресная вода Слабоминерализованная вода Солоноватая вода Соленая вода Морская вода Концентрация соли в растворе, мг/л 200–500 500–1000 1000–3000 3000–10 000 10 000–35 000пустимую концентрацию (ПДК) для ливневых стоков в 10, а то ив 25 раз! Почти столько же соли в морской воде. А как она воздействует на металл, наверное, никому объяснять не нужно. Другое дело, что, по заверениям властей, в состав противо-гололедных реагентов, кроме хлоридов, входят специальные ингибиторы коррозии. Похоже на правду: иначе многие фирмы разорились бы на гарантийном ремонте кузовов. А вот Москве-реке и уцелевшим еще деревьям вдоль обочин и троту-Содержание хлоридов в придорожном снеге местами превышает ПДК в 25 раз, а нефтепродуктов – до 300 раз!РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПРОБМесто отбора пробы Для справки: ПДК для ливневых стоков Быковское шоссе (13 км от МКАД) ВАО, Гольяново, двор дома ВАО, ул. Чусовская МКАД, 5-й км, внутренняя сторона Третье транспортное кольцо, юг ЦАО, Лубянская пл. Садовое кольцо, север Селиверстов пер., у д. 10 Са, мг/л – 369 1192 1945 1269 3624 1357 1730 3116 Mg, мг/л – 46,4 20,4 11,7 92,7 69,6 340,0 104,0 14,6 Na, мг/л – 1684 187 104 1181 1351 936 729 412 Нефтепродукты, мг/л 0,05 8,75 11,90 4,60 10,60 11,20 15,40 12,20 6,50 Хлориды, мг/л 300 4250 3000 2800 4160 7664 7134 4806 7126аров придется несладко. Вы не пробовали поливать огород морской водой? По ионам кальция, магния и натрия картина тоже довольно удручающая. ПДК для них не установлен, но эксперты пояснили: проблемы со здоровьем начнутся, когда дороги подсохнут и эти металлы в виде мельчайших частиц пыли попадут нам в легкие. Кашель, першение, аллергия при таком содержании гарантированы. Впрочем, не зря по весне московские дороги и улицы отмывают шампунями – это позволяет хотя бы летом свести к минимуму возможность переноса щелочнометаллической пыли. Еще один сюрприз преподнесли нефтепродукты: по ним ПДК превышены в… 300 раз! Но, позвольте, они-то откуда? Разве из всех машин струей льются масло, тосол, незамерзайка (ее спирты тоже попадают в эту графу)? И, главное, неужелиЗа рулем 03/2008 177 ЭКСПЕРТИЗА ТАЛЫЙ СНЕГНа правах рекламыэти гипотетические протечки столь равномерно распределены по всей уличной сети Москвы? Рискнем предположить: реагенты частично растворяют асфальтовое покрытие. Не этим ли объясняется его плачевное состояние по весне? Впрочем, это только гипотеза, тут нужны дополнительные исследования. В будущем мы обязательно привлечем к подобной экспертизе специалистов-дорожников, а также врачей и биологов: пусть прояснят вопросо воздействии столь высоких концентраций хлоридов и ионов металлов на флору, фауну и на наше здоровье! Увы, даже относительно чистого снега на дорогах мы не нашли. Нигде. Тем более интересным выглядит опыт Скандинавских стран, опирающихся не на химию, а на физику: там просто посыпают дороги гранитной крошкой. А по весне собирают ее машинами-пылесосами. До следующей зимы…СВОЙСТВА ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РЕАГЕНТОВВ качестве основы для противогололедных реагентов в настоящее время используются 23%-ный раствор хлорида натрия, 26%-ный раствор хлорида кальция, 32%-ный раствор хлорида кальция, 25%-ный раствор хлорида магния, 50%-ный раствор ацетата калия и 28%-ный раствор кальциевомагниевого ацетата. Эффективно использовать жидкие реагенты для предупредительной обработки. Однако применение растворов с высокой вязкостью (они – в конце списка) может вызвать эффект «смазки» дороги. Поэтому наиболее приемлемы здесь растворы хлорида натрия и 26%-ный раствор хлорида кальция (ХКМ). При обработке любыми жидкими реагентами дороги с уже образовавшимся ледяным покрытием на некоторое время резко возрастает скользкость. И только после того, как лед расплавится, создаются нормальные условия для движения автотранспорта. Предупредительная обработка сухими реагентами на основе хлоридов кальция и магния также способна создавать ситуацию повышенной опасности, так как на дороге сухие реагенты превращаются в растворы с большой концентрацией и высокой вязкостью. Они рекомендованы к использованию лишь во время снегопада при низких температурах и на дорогах с большой интенсивностью движения. Оценка фитотоксичности реагентов показала, что при концентрации до 2000 мг/л значимые эффекты не проявляются. Наибольшую толерантность растения проявляют к хлористому кальцию. А вот использование магнийсодержащих солей создает угрозу токсичного воздействия иона магния на растения.РЕКЛАМА 1/3 вертикальная (55,5ммх234,7мм) площадь=130,25 см2Все наши пробы выглядят весьма неаппетитно, где бы их ни брали.Но радиоактивной заразы в них, слава Богу, нет!СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКак меняется экология вашего города (региона)?4% улучшается 62% ухудшается 34% не вижу изменений