ТЮНИНГBMW M3Импровизация на тему МВсе БМВ, вышедшие из подразделения «Моторшпорт», отличают литера Ми выдающиеся ходовые качества. С петербургскими поклонниками марки и их заточенными аппаратами знакомился Вадим Никишев. Фото: Александр Батыру.Перед нами три М3 – не похожих друг на друга. Разных поколений и кузовов и, главное, с индивидуальным подходом к доработке. ствие опекающей электроники позволяют готовить машины для соревнований даже международного уровня. Для полноценного дрифт-кара не хватает лишь мощности: ведь в отличие от японских наддувных «зажигалок» повысить отдачу двигателя раза в полтора заменой турбокита не получится. Рецепт для седана БМВ 3 серии Е30, изначально оснащенного мотором М50 объемом 2,5 литра, нашли случайно. Автомобиль покупали с прицелом на гонки по прямой и для езды в заносе. Недорогая подержанная «трешка» в силу упомянутых причин подошла идеально, да только пожилой двигатель не выдержал испытаний и подал в отставку. Тут же нашелся силовой агрегат от первого поколения М5 о шести цилиндрах и 286 лошадиных силах. Тесноват моторный отсек? Не страшно – в питерском BMW Racing Club с этим справились, изготовив новые подрамник, панель передка и капот. Пока он металлический, но в планах установка композитного. Настройка двигателя проводилась уже в центре «BMW-Service на Байкова» – после небольшого вмешательства мощность повысилась до 315 л.с. Время разгона с места до 100 км/ч сократилось до 4,6–4,8 с. Там же доводили ходовую и трансмиссию, в которой появились главная пара 3,91 и дифференциал с 25% блокировкой. Салон… Его нет: ради минимальной массы избавились от заднего дивана и обивок. Водительский «ковш» можно на-М-ДРИФТЕзда в скольжении (дрифт) – как самостоятельная дисциплина появилась в Японии, и у многих авто для дрифта ассоциируются с азиатскими спорткарами. Но старые БМВ М3 ничуть не хуже – отточенная управляемость, задний привод, малая масса и отсут-258 За рулем 03/2008 Вместо родного мотора – шестицилиндровый атмосферник от первой М5.Уже сейчас это полноценный дрифт-кар. Представьте, во что он превратится, когда установят турбонаддув! Чувствовать машину помогают подвеска «Кони Спорт» и эксцентриковые опоры с регулировкой кастера ±30’. Чужеродный агрегат требует больше места – пришлось изготовить оригинальный капот. Вварной каркас и минимум веса – то, что надо для дрифт-кара!звать спортивным без натяжки, в его основе – пластиковая скорлупа сиденья от раллийного автомобиля, а на обивке красуется логотип «Рекаро». Помогли спортсмены ис установкой каркаса безопасности, который увеличил жесткость кузова. Чтобы новый мотор не постигла судьба предшественника, за ним нужен глаз да глаз: на панели появились дополнительные приборы. Еще нужнее они станут впоследствии, когда на двигателе появится турбокит и мощность возрастет до полутысячи лошадиных сил.М-КЛАССИКАСовременные «эмки» третьей серии раcпознают по расширенным крыльям, сдвоенным патрубкам глушителей и благородному басу рядной шестерки… Знаю, знаю, новая М3 се-рии Е92 уже щеголяет мотором V8 – но это, согласитесь, еще непривычно. И как-то позабылось, что с момента появления первой «эмки» в 1985 году вплоть до 1992 года на нее ставили четырехцилиндровые моторы объемом 2,3 л и 2,5 л (на версии «Спорт Эволюшн»). Тем не менее перед нами модель серии Е30 именно с 215сильной «четверкой», да еще ис открытым кузовом! «Заряженных» кабриолетов выпустили всего-то 768 штук – неудивительно, что владелец захотел вернуть своему первозданный облик. Сделать это было непросто. Машина отыскалась в Москве случайно: перед самым выездом в столицу для осмотра аналогов он заглянул на вебсайт подержанных автомобилей – и увидел только что появившееся объявление о прода-же «эмки»-кабриолета. Состояние уникума было средним, на его реставрацию пришлось затратить немало времени и средств. Зато сейчас осталось лишь довести до ума несколько деталей, после чего автомобиль можно смело выставлять даже в фирменном музее. Чистота жанра обязывает сохранить и мощность, и настройки подвески, и типовой свет фар – которые многие тюнеры готовы заменить на «ксенон». Осталась родной коробка передач с «перевернутой» схемой включения: традиционное место первой занимает задняя, второй – первая… Это наследие «кольцевых» БМВ 1980-х. Возможности силового агрегата и сейчас выглядят достойно, однако в хвост и гриву автомобиль не гоняют. Не для того реставрируют классику!М-СОВЕРШЕНСТВОИ наконец, самый современный и технически совершенный автомобиль из троицы – купе М3 Е46. Какими, повашему, возможностями должен обладать автомобиль на каждый день? Оказывается, не всем, кто приобрел М3, достаточно 343 л.с. Владельцу этого тюнинг-кара показалось, что машина «не едет» – не хватает тяги. Так двигатель обзавелся компрессором «Вортек» с водяным охлаждением, что разом прибавило 140 л.с., момент же возрос до 450 Н.м. Свой вклад в показатели мотора внесли и выпускная система, лишившаяся нейтрализаторов, и облегченный маховик. Стандартное сцепление оказалось неспособным передавать такой поток мощности – его заменили двухдисковымЗа рулем 03/2008 259 ТЮНИНГBMW M3Под капотом нового купе М3 прячется компрессор. Распорка между стаканами от «AC Шницер». 18-дюймовые сверхлегкие колеса OZ на каждый день. Тормозные машинки – восьмипоршневые!Сейчас подвеска настроена на самый комфортный, «городской» режим.от «Закс». Трансмиссия – слабое звено в этом накрученном авто, коробка передач и редуктор порой не выдерживают нагрузок. Вышедшие из строя агрегаты регулярно восстанавливают, но при этом упорно ищут иное решение проблемы. Всерьез взялись и за тормозную систему. Благодаря передним 8-поршневым суппортам из алюминиевого сплава и 4-поршневым задним (механизмы от MD components, колодки «Феродо Рейсинг») тормозная динамика впечатляетне меньше, чем разгонная. Замедление настолько хорошее, что при торможении водитель беспокоится не столько о препятствии спереди, сколько о том, кто метит в корму. Ведь многим владельцам мощных иномарок хочется посидеть на хвосте у этой М3, и ее тормозной путь может оказаться для них слишком коротким… Винтовая регулируемая подвеска KW предлагает варианты настройки для относительно комфортной городской езды и бескомпромиссной го-ночной. Последнее весьма актуально, поскольку лишенный электронной узды автомобиль теперь набирает много больше официальных 250 км/ч. Сколько именно – не известно, инструментальных замеров не проводили. Но на трассе на пятой передаче спидометр выкручивается до 290 км/ч, на шестой стрелка упирается в ограничитель – 300 км/ч. Чтобы купе могло окунуться в свою истинную стихию – скорость – установлен обвес от «Хаманн». Он не толь-ко облагородил внешний вид, но и явно улучшил аэродинамику спортивного автомобиля. Эта М3 – пожалуй, пример отнюдь не разумной достаточности, а возведенного в степень лозунга БМВ: «С удовольствием за рулем». Удовольствие на каждый день, на будни и уикэнд. Но каждая из трех «эмок» – классический кабриолет, дрифт-кар с имплантированным мотором и мощное купе – хороша сама по себе и как пример грамотной доводки с высоким результатом.«Хвостик» на крышке багажника – несущественное отступление от оригинала.Интерьер редкого кабриолета восстановлен с трогательной тщательностью. Пару родному 215-сильному мотору составляет коробка передач с «гоночной» схемой переключения.260 За рулем 03/2008