КЛУБСАМОЕ-САМОЕ ДОРОГИКаменные рекиЕсли посмотреть на нашу планету из космоса, станет понятно: главные артерии Земли не реки – дороги. Широкая дорога, словно могучая река, сметающая своим потоком любую преграду, может пройти даже сквозь гору. Маленькая же, как ручеек, огибает препятствие. По воле человека дороги связывают города и, уходя куда-то в темноту, разделяются на более узкие и извилистые. Они мечтают быть реками, но обречены навечно оставаться в камне. В этом обзоре – самые интересные дороги в мире: бесконечные, захватывающие и опасные. Вдоль застывших в асфальте рек бродил Михаил Васильев.САМАЯ ОПАСНАЯ В МИРЕ. Смертельная дорога, Боливия.Горная дорога Ла-Пас-Короико длиной примерно 61–69 км (точно неизвестно) еще в 1995 году признана самой опасной в мире. В год она забирает от 200 до 300 жизней. Причина такой страшной статистики – ширина, не превышающая габарит грузовика, а также сложнейшие климатические условия плюс нередкие обвалы и полное отсутствие заграждений. Дорога построена в 30-е годы прошлого века парагвайскими пленными. При выезде из Ла-Паса дорога поднимается на высоту 330 м, зачастую автомобилям приходится двигаться по скользкой извилистой полоске в условиях тумана, впритирку разъезжаясь на поворотах со встречным транспортом. Движение в Боливии правостороннее, но только на дороге смерти действует левостороннее правило: чтобы лучше чувствовать обрыв, протискиваясь в повороте со встречным, тот, кто едет вверх, берет левее, а тот, кто спускается – правее, чтобы максимально прижаться к скале. Самый ужасный инцидент был зафиксирован 24 июля 1983 года – в сорвавшемся со скалы автобусе ехало более 100 человек. Но по иронии судьбы, начиная с 90-х годов именно опасность этой дороги сделала ее самой привлекательной для туристов.304 За рулем 03/2008 САМАЯ ДЛИННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ Панамериканское шоссе, Америка.Так принято называть сеть дорог на Американском континенте общей протяженностью 48 000 км. В 1889-м на Первой панамериканской конференции была представлена концепция соединения Северной и Южной Америки железной дорогой. До 1923 года идея так и висела в воздухе – тогда, уже на Пятой панамериканской конференции железную дорогу в концепции договорились заменить на асфальтовое полотно. Задача стояла непростая – перестроить внутренние дороги таким образом, чтобы их могло объединить одноглавное шоссе. В 1950 году первой страной, подготовившей площадку для Панамериканского шоссе, стала Мексика. Дорога проходит сквозь полтора десятка стран: Канаду, США, Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику, Панаму, Колумбию, Эквадор, Перу, Чили, Аргентину. И ответвлениями – сквозь Боливию, Бразилию, Парагвай, Уругвай и Венесуэлу. Но есть у дороги «ахиллесова пята» – так называемый Дарьенский пробел, отрезок влажных джунглей длиной 87 км между Панамским каналом и колумбийской границей. На островке дикой природы, помимо общин аборигенов, обитают хищные звери, опасные насекомые – носители смертельных заболеваний. Есть там и непроходимые участки. Дарьенский пробел популярен у туристовэкстремалов – удачливые преодолевают его пешком, на вездеходах, мотоциклах и даже на велосипедах. Интересно, что официально ни одна дорога в США и Канаде не считается частью Панамериканского шоссе, однако локальные участки автомагистралей южнее границы с Мексикой носят соответствующие названия – Панамерикэн экспрессвэй, Панамерикэн фривей и т.д.САМАЯ ЗАГРУЖЕННАЯ Интерстейт-405 или четыре-ноль-пять, США.Отрезок дороги между южной Калифорнией и Лос-Анджелесом. Трасса очень загружена транспортом местных жителей и фурами. Дорогу строили в 1960-х – тогда никто не мог представить, что вдоль нее вырастут довольно крупные города, а транспортный поток серьезно уплотнится. Например, в час пик на отрезке между автострадой Гарден-Гроув и Сил-Бич-Бульвар (примерно 3 км) скапливается до 25,5 тысяч автомобилей. Название дороги породило шутки относительно ее пропускной способности – ноль по-английски созвучен слову «или», поэтому «четыре ноль пять» звучит как «четыре или пять». Имеется в виду максимальная скорость движения – хотя на самом деле она и того меньше. Местные жители терпеть не могут эту трассу. А один известный журналист из «Лос-Анджелес Таймс», вынужденный ежедневно стоять в многокилометровых пробках, даже сделал на свой автомобиль номерные знаки HAТE405 (ненавижу 405).За рулем 03/2008 305 КЛУБСАМОЕ-САМОЕ ДОРОГИвым движением. Градостроители ратуют за то, чтобы убрать авеню под землю, а сверху оставить прогулочную зону. Сейчас переход через улицу занимает у пешехода несколько минут. Ширина Монументального Вала в столице Бразилии намного больше, нежели у конкурента – 250 м. Однако эта прямоугольная площадь с односторонними восьмиполосными дорогами по бокам включает в себя широченный газон посередине. Вдоль дороги стоят правительственные учреждения и исторические здания – если отбросить формальные признаки, то, пожалуй, именно эта дорога самая широкая в мире.САМЫЕ ШИРОКИЕ Авеню 9 июля, Буэнос-Айрес, Аргентина и Монументальный Вал, Бразилиа, Бразилия.С самой широкой дорогой в мире не все так однозначно – это звание оспаривают, как минимум, две трассы в Южной Америке. Авеню 9 июля – 12-полосный проспект, названный в честь Дня независимости Аргентины. Его ширина – 140 м. Дорога образовалась в результате объединения двух параллельных кварталов. Авеню запланировали еще в 1888 году, но за дело взялись только в 1937-м. Закончили основное строительство в 1960-х. Дорога проходит через город с севера на юг ис обеих сторон упирается в аэропорты. Под авеню бегает метро, а 67-метровый обелиск в центре города опоясан круго-306 За рулем 03/2008 САМЫЕ ИЗОГНУТЫЕ Ломбард-стрит и Вермонт-стрит, Сан-Франциско, США.Извилистые улицы в Сан-Франциско появились не по какой-то прихоти голливудской звезды. В условиях холмистой местности это – неизбежость! Ломбард-стрит получила дизайн «американских горок», чтобы как-то сгладить 27-процентный уклон. Для большинства автомобилей и неподготовленных пешеходов преодолеть такой было бы непросто, не будь там восьми крутых поворотов. Ломбардстрит вымощена красным кирпичом и тонет в цветах. По этой живописной извилистой улочке циркулирует автобус, а скорость в поворотах ограничивается 8 км/ч. Это – единственная дорога на Русский холм. Более короткая бетонная Вермонтстрит имеет всего семь поворотов, но за счет их большей крутизны носит все-таки золотую медаль в номинации «Самый изогнутый». Однако Вермонтстрит из-за своей невзрачности остается в тени роскошного побратима. Обе улицы жилые, и надо иметь отличное здоровье, чтобы каждый день по нескольку раз взбираться к своему дому.На правах рекламыЗа рулем 03/2008 307