198
199
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ДВИГАТЕЛЬКапитальные приписки«В заказ-нарядах некоторых СТО скрыто немало уголовных дел!» – шутит Анатолий Вайсман.Двигатель не вечен – рано или поздно владельцу приходится раскошеливаться на ремонт! Когдато, при дефиците автомобилей, с этим «горем» сталкивался почти каждый – ибо ездили, что называется, до победного конца. Нынче картина другая: те, кому позволяет личная экономика, «бэушный» автомобиль стараются вовремя продать. Новый владелец позже поступит так же. Конечно, «крайний» в этой цепочке все равно окажется перед мучительным выбором – сдать авто в утиль или ремонтировать. Таких машин на наших дорогах миллионы, – ведь народ в среднем живет бедно. Есть у этой медали одна грустная сторона. Прежде считалось престижным хорошо знать автомобиль – на любом заводе, фабрике и т.д. знатоки-консультанты были в большом почете, остальные на них равнялись. Нынче ценится другое… – во всяком случае, не технические знания. Это хорошо поняли мы, ремонтники, – все чаще к нам попадают машины, совершенно «убитые» владельцами, ведь и самый простой авто нуждается в элементарном внимании. Конечно, снижение мощности чувствует всякий, кому поведение машины небез-различно. Так же любой заметит провалы в работе двигателя, рывки, посторонние шумы, вибрации. А вот выросший расход топлива и масла, изменившийся тепловой режим кто-то осознает не сразу. Тем приятней, что есть еще люди, не чурающиеся техники. А если это еще и дамы, коих отчего-то принято считать чуждыми «железякам», приятней вдвойне. О своей «девятке» молодая владелица пеклась, как о живом существе, – с ее работой без машины никак. Но время всесильно. К 200 тыс. км упала мощность, вырос расход бензина, канистру масла и свечи хозяйка уже привычно возила с собой, но известно, что и агонии когданибудь приходит конец! Катя обратилась в авторитетный, еще с советских времен, сервис. Знакомый мастер по-отечески шепнул: «Пробег большой – пока чего не вышло, мотор надо «капиталить». А то, не приведи господь, стуканет!» Уже через два дня машина была готова. А неделей позже хозяйка, по привычке глянув на щуп, ахнула: масла в двигателе нет! Долила. Но спустя неделю картина повторилась. Катя – в сервис. Там успокоили: вот приработается мотор – и масло есть перестанет.Без измерений видно, что отверстие в направляющей втулке изношено, разбито – выглядит овальным. Имея такую свободу, клапан садится в седло «как ему удобней», не обеспечивая требуемой компрессии.Эта пружина никак «не тянет» на роль отработавшей восемь тысяч километров. Специфические потертости, да и осадка говорят о куда более долгой трудовой жизни!Виновник потери компрессии в первом цилиндре – выпускной клапан с частично разрушенной тарелкой. Видна привалочная плоскость головки с хаотичными рисками. Признаков фрезерования нет ив помине.Минуло два месяца. Улучшений в работе мотора не наблюдалось: за восемь тысяч километров он израсходовал 10 литров масла! Катя в конце концов надоела мастерам, и те вынесли приговор: «Вы, мадам, ездить не умеете! Ремень ГРМ наполовину съеден, а угар масла только из-за того, что вы эксплуатируете машину неправильно. Мы лишаем вас гарантии, а ремень и колпачки можем заменить за ваш счет». Что делать? Детали заменили, Катя заплатила. Но запас масла в багажнике возила, как и прежде. У этой предыстории лишь198 За рулем 03/2008 один плюс: столкнувшись с таким «сервисом», клиенты быстро умнеют – и больше туда ни ногой. Наука выживания! Возле наших боксов «девятка» троила безбожно, синий дым с привкусом масла заволок округу. Проверяем компрессию в цилиндрах: в первом – ноль! В остальных плохая – 8–9 кгс/см2, но они все же работали. Свечи в масле… Ну как тут не заглянуть в заказ-наряд «фирмы», который обманутая владелица возила с собой. Ремонт обошелся в 29  489 руб. 40 коп.! Напомню: новый двигатель в солидном московском магазине стоит 29 500 руб., а его установка – примерно 3600 руб. Как же «заработали» мастера эту сумму? Расточку блока цилиндров, фрезеровку плоскости головки, шлифовку коленвала оценили в 8220 рублей. Ну-ка, посчитаем: трудоемкость этих работ по нормативам ВАЗа – 8,12 нормочаса. Стоимость одного н/ч на этой СТО – 450 руб. Получается 3654 руб.! Дальше: если блок растачивали, то как могли забыть о поршнях? Коленвал шлифовали? Где в списке запчастей вкладыши? И как попал сюда маслонасос, один из самых долговечных узлов? Ни одной детали Катя, между прочим, не покупала, мастера колдовали сами.Снимаем головку: на плоскости хаотичные риски, будто «шкурили» вручную. Никаких признаков фрезеровки! Клапаны болтаются в направляющих, отверстия во втулках разбиты, седла предельно изношены – овальные следы клапанов видны невооруженным глазом. А по бумаге, которая все терпит, тут новые втулки, клапаны, седла, пружины! В цилиндрах нет и намека на платохонингование. Глубокие, неровные риски, на ощупь неприятно шероховатые. Видать, «растачивали» на коленке.для случаев, подобных описанному. Взять деньги за вторсырье постеснялись. Или просто забыли приписать еще одну «бумажную» работу. Зато вот коленвал!.. Шейки в порядке, вкладыши родные! За какую же «шлифовку» взяли 2400 рублей? И, кстати, где новый маслонасос? Мы увидели старый, но еще очень бодрый, – давление в системе нормальное. Пора посчитать убытки. Статьи УК пусть считает прокурор, такие суммы – уже не мелкое мошенничество.Когда стоимость ремонта достигает стоимости нового мотора, поневоле заинтересуешься технологией «мастеров».Размеры – это уже особая песня. Дело в том, что новый поршень диаметром 82,4 мм класса «А» вошел бы в самый «полный» цилиндр с  зазором 0,02 мм, а в самый «худой» встать просто не мог – тут натяг в сотку! Как же мотор работал? Очень просто: цилиндры шлифовали под изношенные поршни, а  этого добра на задворках многих СТО просто завались: ушлые мастера приберегают железяки Итак, работы на сумму 7920 руб. не выполнены, объемы части работ завышены на сумму 2100 руб., приписки по запчастям составили 1417 руб. В итоге хозяйку «развели» на 11 437 руб., при этом выдали неисправный автомобиль! Увы, пока автовладельцы не научатся защищать свои права и добиваться возмещения хотя бы прямых убытков, жулики будут процветать.На правах рекламы