ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯДостичь нулевого расходаСреди новинок Детройта концепт «Рикардо ХН-150» обратил на себя внимание именно значением числового индекса: 150 – столько миль этот немаленький вседорожник способен проехать на одном галлоне бензина. В пересчете на привычные нам мерки его аппетит – каких-то 1,6 л/100 км! Революция? Нобелевская премия? Ничуть не бывало: вся хитрость в том, что и как считать. Итак, перед нами автомобиль с гибридным приводом, построенным по «экстремальной» технологии Extreme HybridTM, запатентованной фирмой AFS Trinity Power Corporation. Разумеется, при снижении скорости энергия возвращается в батарею, но ведь рекуперация давно известна и такого грандиозного эффекта не дает. Все верно, просто в концепте есть еще розетка для подзарядки от сети. И 42 мили (около 67 км) можно проехать, вообще не пуская ДВС. То есть расход топлива на этом отрезке составит «ноль целых, ноль десятых». ТеперьЧисто электрический режим 80% Гибридный режим 20%Вообще говоря, запас хода на полных баке и батарее составляет 643 км, но только при таком процентном соотношении режимов можно уложиться в заветные 1,6 л/100 км.Основные компоненты «экстремального» гибрида.осталось получить заветные 150 миль на галлоне. И тут на помощь приходит… статистика, которая утверждает: средний американец 6 дней в неделю проезжает по 40 миль и лишь в воскресенье 100 миль, когда двигателю приходится «шевелить поршнями». Далее – усреднение, которое и приводит к фантастическим результатам. Хорошо, а как с затратами на энергию? Тут как раз получается реальный выигрыш по сравнению с обычными гибридомобилями. При существующих в США ценах на бензин и тарифах на электроэнергию выходит: в неделю новинка потребует лишь 15,49 доллара на свою заправку-зарядку. А вот «Лексус RX400h» при том женедельном цикле выпьет бензина на 47,6 доллара! Может, и вправду дать премию? Но мы отвлеклись от техники. В «Рикардо ХН-150», кроме литий-ионной батареи, установлен суперконденсатор, чтобы сократить количество циклов перезарядки аккумулятора. Именно он принимает на себя энергию рекуперации и помогает при разгоне. В итоге в чисто электрическом режиме машина разгоняется до сотни за 11,5 с (а с помощью ДВС – за 6,9 с!). Максимальной скорости 140 км/ч для такого «монстра» вполне достаточно. В общем, все хорошо, но… не взлетят ли тарифы на электроэнергию, если все начнут «заправляться» у себя в гаражах?234 За рулем 03/2008 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховДавид против голиафовТолько ленивый сегодня не ищет пути сокращения потребления топлива – при том, что быструю езду любят не только русские. Выход из этого противоречия пока лежит в так называемом «даунсайзинге» – уменьшении литража двигателей одновременно с повышением мощности, снимаемой с рабочего объема. Но до какого предела можно дойти по этой дороге? Возможно, разработка фирмы «Мале» и есть сегодняшний ответ на этот вопрос. Итак, дано: 3 цилиндра, объем 1,2 л, выхлоп не грязнее, чем допускают нормы Евро V. В общем, малютка, если примерить на автомобиль массой около полутора тонн – такие обычно оснащают двигателями вдвое большего объема. Заглянем, однако, в отчет, представленный вместе с рабочим образцом мотора на последнем автосалоне во Франкфурте. Там в графе «получено» – полновесные 196 л.с. в паре с крутящим моментом в 286 Н.м! Мало не покажется – в отличие от расхода топлива: около 235 г/кВт.ч, или почти на 30% меньше, чем скушал бы аналогичный по параметрам 4-литровый «Голиаф». Что наверняка увеличилось, так это стоимость двигателя. Ведь мотор с удельной мощностью 163 л.с./л требует очень тщательного выбора не самых дешевых материалов и технологии их обработки. Так, в «Давиде» применены поршневые пальцы, покрытые DLC (алмазоподобным углеродом), обработанные никасилом цилиндры и кольца с PVD-покрытием. Да что там цилиндро-поршневая группа – простейшая, казалось бы, прокладка головки блока превратилась в многослойный стальной пирог! Двигатель оснащен с непосредственным впрыском, нобез режима обеднения смеси, что не только повышает мощность, но и помогает снизить выбросы окислов азота. А залог достойной мощности – двойной турбонаддув с максимальным давлением 2,8 бар. Разуме-ется, приняты меры, чтобы моторчик не трясся. Балансировку обеспечивают два небольших противовеса, приводимые во вращение от коленчатого вала через пластиковые (меньше шум и масса) шестеренки.На правах рекламы ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯфикацию (например, с электроприводом, доступом без ключа, доводчиком двери и т.д.) можно собрать из нескольких кубиковмодулей, входящих в платформу «Альфа» (Alpha = Advanced Latch Philosophy). Неплохая аббревиатура для первого изделия, не так ли? Подобная унификация позволит фирме с 4500 работниками собирать более 15 миллионов замков в год хоть для европейских, хоть для американских, хоть для азиатских автомобилей. А если они не подойдут, например, к дверям «Роллс-Ройса», «Кикерт» не сильно этим огорчится!Универсальный замокАвтомобили, если не считать Россию и некоторые развивающиеся страны, нынче расходятся неважно, а потому производители, вынужденные подчиняться все более ужесточающимся требованиям экологов, ищут экономию на том, что, как говорится, на скорость и выхлоп не влияет. Одно из таких изделий – дверной замок, который, как оказалось, можно сделать универсальным для всех (ну, или почти всех) авто. Не бойтесь, об универсальных ключах к нему речь, к счастью, не идет. Просто ведущему изготовителю замков фирме «Кикерт» легче и, главное, дешевле выпускать всего несколько модификаций, зато миллионами. Исследование рынка показало, что требуется всего-то около 40 разных замков примерно с двумя сотнями отличительных особенностей. И можно все их заменить… одним единственным Замком с большой буквы, построенным, правда, по модульному принципу. Это означает, что нужную моди-«Один для всех или все для одного» – таков девиз разработчиков этого универсального замка.Не хватает слов!Если не хватает слов, используют омонимы: например, словом «коса» можно обозначить несколько разных понятий. Но неужели «Вольво» и «МерседесБенц» не смогли по-разному назвать такие разные коробки передач «Пауэршифт»? Сначала заглянем внутрь последней новинки легковых «Вольво» С30, S40 и V50. Их 6-ступенчатый автомат «Пауэршифт» по принципу работы не что иное, как уже знакомый нам агрегат DSG «Фольксвагена». По сути, это две коробки в одной. В первой включаются нечетные и задний ход, а во второй четные ступени. В итоге нет прерывания подачи крутящего момента на колеса, а расплачиваться приходится тем, что в ручном режиме можно переключаться лишь последовательно, не перескакивая через ступени. Зато, по утверждению фирмы, получено целых 11% экономии топлива по сравнению с обычным автоматом, даСовсем другое дело «Пауэршифт» для грузового «Актроса»: 1 – управляющие гидроцилиндры; 2 – тормоз; 3 – электрогидравлические клапаны; 4 – датчики; 5 – кнопки управления на рулевом колесе; 6 – контроллер; 7 – индикаторы комбинации приборов; 8 – резервуар.Устройство шведско-немецкого «Пауэршифта» для «Вольво».и рывков не ощущается вовсе. А что такое «Пауэршифт» «по-мерседесовски»? Последнее поколение этих коробок G211-12 имеет вдвое меньше сцеплений, но вдвое больше ступеней, чем вышеописанный шведский омоним. Хотя работает тоже автоматически. Да и как иначе, если из конструкции убраны синхронизаторы? Компьютер не ошибется и точно уравняет обороты шестеренок перед их зацеплением. Зато механика получилась гораздо проще, да и масса снизилась на 50 кг. Для экономии топлива – правда, всего на 1% – автоматика переводит коробку в «нейтраль» при движении накатом.236 За рулем 03/2008 Анализируй это, анализируй тоМоторы становятся все более привередливыми к качеству масла, особенно когда речь идет об увеличении межсервисных интервалов до 20, 30 и более тысяч километров. Абы что в картер уже не зальешь, но… как уберечься не только от подделок, но и от, скажем, несовместимости старого и нового масел? Немецкая фирма «Фукс Петролюб» нашла оригинальный выход из положения: маркировку не канистр, а самих содержимого. Понятно, штрих-код на жидкость не нанесешь, но в нее можно добавить микроколичества так называемых маркеров, наличие которых определит оптический сенсор, размещенный прямо в заливной горловине. Не вдаваясь в тонкости химии, скажем лишь, что в качестве добавок используются флуоресцирующие в лазерном луче вещества. Для мгновенного спектрального анализа их нужно совсем немного – концентрация составляет всего 10-6 моль/л, так что на качество самого масла они не влияют. Интересно, что всего двумя маркерами удалось закодировать 20 сортов масла, а для маркировки двухсот их потребуется лишь четыре! При первой заводской заливке сенсор определяет, какое именно масло попало в мотор, и записывает его марку в память контроллера. При очередном обслуживании можно будет прямо от автомобиля получить рекомендации по совместимости, а сенсор проконтролирует правильность выбора. Более того, сейчас по мере старения масла компьютер точнее определит срок необходимой замены – ведь ему теперь известны исходная вязкость и класс масла! В случае недопустимого (для данного сорта) изменения параметров он не только предупредит водителя, но и не даст мотору развивать полную мощность и раскручиваться слишком сильно. Такой спектроанализатор в очередной раз повысит стоимость автомобиля, зато позволит сэкономить на преждевременном капремонте. И кроме того, покупая авто на вторичном рынке, можно будет узнать, чем и как часто заправлял мотор прежний владелец.На правах рекламыПримерно так работает новый метод идентификации масла. Только измерение происходит не в струе, а внутри заливной горловины.