138
139
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКА ПРОДАЖИ В 2007 ГОДУОбгоним Германию?За прошедший год в России продано 736 тыс. новых отечественных автомобилей и1 млн. 634 тыс. иномарок. Об итогах года и тенденциях на будущее рассуждает Игорь Моржаретто.ПЛЮС НА МИНУСЛидером российского авторынка попрежнему остается «Лада»: ее доля продаж составляет 24,4%. Для сравнения: среди иномарок лучший результат у «Шевроле», достигнувшей 6,8%. За год рынок новых автомобилей вырос на 38%. Естественно, причинами стали увеличившиеся доходы населения и удобные программы кредитования: каждый третий автомобиль приобретен в кредит. У российских – маленький праздник: в прошлом году подросли продажи автомобилей традиционных марок. Особенно удивил АВТОВАЗ. Судите сами: в первом полугодии 2007-го – падение продаж, угроза остановки производства; во втором – резкий всплеск интереса покупателей. В  результате АВТОВАЗ продал в России рекордное количество автомобилей – 663,5 тыс. шт., прибавив 38,5 тыс. шт., или 6,2% по сравнению с 2006-м. За год предприятие ни разу цены не повышало, поэтому на время «вернулось» в свою ценовую нишу. Еще порадовал УАЗ, который продал «патриотов» и «хантеров» аж на 2,2  тыс. больше, чем в 2006-м (+7,6%). А  вот ГАЗ снова снизил производство легковых автомобилей и продал 40 тыс. «волг» (на 21,6% меньше, чем за год до того). Правда, уже в этом году нижегородцы обещают запустить новинку – «Сайбер», и с его помощью увеличить продажи легковушек до 45 тыс. штук. Собственно, вот и все об отечественных производителях. ние четыре месяца ушедшего года наверстала отрыв и вернулась на третье место (148 тыс. шт., рост на 47%). Корейские автомобили уже давно собирают на ТагАЗе, в Ростовской области, а сейчас компания решилась на строительство завода в  Санкт-Петербурге. Причиной скачка продаж эксперты называют повышение спроса на «Хёндай-Акцент» (он вышел на 4-е место в рейтинге иномарок, хотя полгода назад занимал лишь 9-е). Наибольший рост продаж в 2007 году показала марка «Альфа-Ромео» – +1396%! Второй рекорд тоже принадлежит итальянцам: ФИАТ, который активно продвигает группа «Северсталь-Авто», увеличил продажи почти в 11 раз. В семь выросла реализация люксового бренда «Инфинити», в 3,5 раза – китайской компании «Чери». В 3,3 раза увеличились за год продажи автомобилей «Опель». Несмотря на бурное развитие рынка в целом, нашлись и такие, у кого продажи снизились. Например, спрос на «Ситроен» упал на 6%, «Крайслер» – на 16%. Первый, скорее всего, поплатился за отсутствие новинок, покупатели второго споткнулись о неоправданно высокий ценовой порог. Зато рванула вверх дочерняя марка «Додж».ДВЕ ИЗ ТРЕХСреди новых автомобилей доля иномарок – 71 %, то есть две машины из каждых трех проданных! Фантастика: меньше чем за 10 лет, с 1999-го по 2007-й, продажи иностранных брендов в России увеличились в 40 раз: с 40 тыс. до 1,6 млн. штук. По данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), в РФ в 2007 году продано новых иностранных автомобилей 1 634 061 – на 61% больше, чем годом раньше. Результат вполне ожидаемый: весь минувший год российский «иномарочный» рынок демонстрировал рост в пределах 60–70% и лишь в декабре темпы немного снизились – до 50%. При этом в десятке лидеров иностранных компаний обосновались только те, которые уже построили сборочные предприятия в России или странах СНГ либо заявили о подобных планах. Как и ожидалось, первое место с показателем 190,5 тыс. автомобилей занял «Шевроле» (рост на 71%). Своим успехом эта марка обязана прежде всего двум моделям — «Ниве», которую собирают на СП «Джи-Эм– АВТОВАЗ» в Тольятти (в прошлом году продали 47,7 тыс. вседорожников), и украинскому «Ланосу» (почти 58 тыс.). Совокупные продажи компании «Дженерал моторс» («Шевроле», «Дэу», «Опель», «Кадиллак», «Хаммер», СААБ) составили за прошлый год почти 352 тыс. машин. Второе место занял «Форд» (около 176 тыс. шт., +52%), который потерял лидерство среди иномарок. Причина – успехи конкурентов и, очевидно, забастовки на заводе во Всеволожске. Группа «Хёндай», в середине года уступившая было «Тойоте» место в тройке лидеров, за послед-КТО КОГО?В рейтинге популярности традиционных российских моделей все осталось по-прежнему: на первом месте – семейство ВАЗ-2105/07 – 188,1 тыс. шт.; на втором – «Лада-Самара-2» – 187,6 тыс.; на третьем – «Лада-110» – 122,3 тыс. Этот порядок не меняется уж который год. Зато перестановки произошли среди самых покупаемых иномарок. В 2007 году гонку возглавил «Форд-Фокус» (97,6 тыс. машин), «Рено-Логан» (67,8 тыс.) и «ШевролеЛанос» (57,9 тыс.). Вообще же шесть из первой десятки собраны в России, два – в других странах СНГ, и лишь две «чистых» иномарки. «Мицубиси-Лансер», который в 2006 году был третьим, в этом году из-за смены поколения может попасть в десятку лучших лишь по «совокупности заслуг» – в минувшем году компания продавала одновременно машины двух поколений (31,5 и 20,6 «новых» «старых» в сумме – 52,1 тыс. автомобилей). А узбекскую «Нек-Самые популярные новые иномарки в России (по итогам 2007 года).138 За рулем 03/2008 ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ В 2007 ГОДУ, шт.(по данным комитета автопроизводителей АЕБ и ЗР) Марки«Лада»* «Шевроле» (вкл. СП GM-АВТОВАЗ) «Форд» «Хёндай» «Тойота» «Ниссан» «Рено» «Мицубиси» «Дэу» КИА «Опель» «Мазда» «Волга» «Хонда» «Чери» «Фольксваген» УАЗ «Сузуки» «Шкода» «Пежо» «Вольво» «Субару» «Мерседес-Бенц» «Ауди» ФИАТ БМВ «Лексус» «Ленд-Ровер» «Саньён» «Ситроен» «Трейт Уолл» «Инфинити» «Иран ходпо» «Додж» BYD «Порше» «Хафей» «Джип» «Кадиллак» «Крайслер» «Ягуар» «Альфа-Ромео» «Хаммер» СААБ «Мини» СЕАТ ИТОГО2007663 5002006 Рост,%624 765 6,2190 553 111 458 71 175 793 115 985 52 147 843 100 685 47 145 478 95 689 52 116 498 75 514 54 101 166 72 484 40 100 609 68 845 46 91 302 66 717 37 78 616 59 993 31 66 329 19 983 232 50 592 32 290 57 40 034 51 108 -21,6 38 631 15 723 146 37 120 10 768 245 32 002 19 186 67 31 232 29 028 7,6 28 597 16 121 77 27 535 14 835 86 24 951 15 287 63 21 077 10 843 94 15 553 7604 105 15 330 9316 65 15 313 10 050 52 15 310 1382 1008 14 008 9031 55 13 148 10 065 31 12 606 6299 100 11 277 4018 181 11 206 11 934 -6 6238 4799 30 5540 729 660 5260 4534 16 2581 1068 142 2566 1694 51 2249 1323 70 2246 1253 79 1890 1571 20 1485 416 257 1165 1382 -16 1135 893 27 808 54 1396 772 360 114 757 383 98 678 496 37 248 0 – 2 368 827 1 717 950 38сию» в конце года сумела опередить одна российская иномарка – «Хёндай-Акцент». Рекорды по продажам в 2007 году поставили сразу несколько моделей. В три с лишним раза вырос спрос на «ОпельАстра», на 184% – на «Шевроле-Авео», на 182% – на «Ниссан-Ноут», и на 162% – на «Форд-Фьюжн». Обратите внимание – три последних автомобиля относятся к европейскому классу В: теперь он иу нас растет опережающими темпами. А вообще самой продаваемой иномаркой класса Вв России стал «Рено-Логан» (67,8 тыс. шт.), в классе С бессменным лидером остался «Форд-Фокус» (97,1  тыс.). Самый продаваемый автомобиль класса D – «Тойота-Авенсис» (20,8 тыс.), а класса Е – «Тойота-Кэмри» (26,4 тыс. шт.). Среди вседорожников по-прежнему лидирует «Тойота-RAV4» (22,9 тыс. шт.) – но только если не считать американо-российскую «Шевроле-Ниву» (47,8 тыс. машин).ТРЕТЬЯ СТАНЕТ ПЕРВОЙСредневзвешенная цена одного автомобиля по итогам года выросла до 19,2 тыс. долл. против 16,6 тыс. годом раньше, то есть примерно на 16%. А ведь еще в 2004 году средняя стоимость одного автомобиля на российском рынке равнялась 11 тыс. долларов! Быстрый рост средней стоимости автомобилей аналитики объясняют стремительно меняющейся структурой рынка (в пользу иномарок), снижением курса доллара и т.д. Стенли Рут из компании PricewaterhouseCoopers склонен во всем винить инфляцию: «В России инфляция составляет около 10%, это значительно больше, чем в мире. Поэтому складывается парадоксальная ситуация: иностранные производители строят здесь заводы, чтобы уменьшить стоимость, но этого не получается». На бытовом уровне объяснение более простое: дорожают автомобили! Да и найти новую иномарку в базовой комплектации практически невозможно. Но кого это может остановить? По прогнозам, в 2008 году продажи снова вырастут, хотя темпы роста снизятся до 20–25%. Тем не менее это очень хорошие показатели, особенно на фоне стагнирующих рынков европейских стран. По темпам прироста продаж новых автомобилей Россию сейчас обходит только Китай. Уже сегодня российский рынок можно считать третьим в Европе по величине после Германии (3,4  млн. штук) и Великобритании (2,3–2,4 млн.). При сохранении нынешних тенденций Россия может обойти Германию и стать самым крупным европейским рынком уже через год-два.*Предварительные данные на 1.02.2008 г.На правах рекламы