128
130
АВТОМОБИЛИПАРК ЗРFORD FOCUSИзготовитель «Форд мотор», Всеволожск Год выпуска 2005 В эксплуатации «За рулем» с июля 2006 Пробег на момент отчета 60 тыс. км Предыдущие публикации в журнале 2005, № 9, 10, 12; 2006, № 1, 4, 5, 8, 9, 12; 2007, № 1, 5Простые числаСДе нисА ру тюнянпоявлением на нашем рынке иномарок, напрямую конкурирующих по цене с отечественными автомобилями, споры о том, что лучше для России, разгорелись с новой силой. Одни до хрипоты убеждают: наши машины. Другие не менее рьяно «топят» российский автопром. Оставим субьективные ощущения и аргументы из разряда «нравится – не нравится»; в этой рубрике мы ориентируемся на самый объективный показатель – цифры. Расходы на эксплуатацию редакционных машин ЗР публикует регулярно. Попробуем их сопоставить. Хороший «срез» российского автомобильного сообщества – участники первого марафона «60 часов за рулем» (ЗР, 2005, № 10), бестселлеры рынка: «Форд-Фокус», «РеноЛоган» и «Лада-Калина». Машины появились в нашем парке одновременно, обслуживали их на официальных СТО. Расходы посчитаем после пробега 60 тыс. км (ныне машины его преодолели). Учитывая стоимость бензина, израсходованного за отчетный период, затраты на техническое обслуживание и ремонт, получаем весьма внушительные суммы. На «Форд» потратили 41% первоначальнойстоимости – 177 556 руб. «Рено» потребовал добавить к цене машины 68% – 174 874 руб. А в лидерах «Лада» – за 60 тыс. км потребовала выложить еще 78% той суммы, в которую обошлась первоначально, то есть 194 350 руб. Поделив рубли на километры, получим некий объективный коэффициент. Результат неожиданный: цена 1 км на «Калине» – 3,24 руб., что ощутимо выше, чем у конкурентов! Дешевле ездить на «Фокусе» – 2,96 руб., а самым экономичным показал себя «Логан» – 2,69 руб. Увы, один из основных аргументов, приводимых защитниками отечественной техники, – дешевые запчасти и обслуживание – оказался несостоятелен. Благодаря высокому качеству комплектующих и сборки обрусевшие иностранцы безтруда обыгрывают «Ладу» на ее же поле. Основная причина – постоянные поломки «Калины», мелкие и не очень. Некоторые крупные узлы – например, передние амортизаторы, усилитель руля и сцепление, не говоря о рулевых наконечниках, на нашей «Калине» уже меняли, а стоимость обслуживания вполне сопоставима с «импортными» сервисами. А вот «Форд» и «Рено» не ломаются и пока довольствуются регламентными работами, цены которых теперь не кажутся заоблачными. А сейчас сменим тактику. Где мы начинаем выкладывать кровные? Правильно, в автосалоне. Низкая цена отечественных машин – постоянный довод их апологетов. Попробуем сопоставить затраты со стоимостью автомобилей, ведь их покупали одновременно.RENAULT LOGANИзготовитель ОАО «Автофрамос», Москва Год выпуска 2005 В эксплуатации «За рулем» с августа 2006 Пробег на момент отчета 65 тыс. км Предыдущие публикации в журнале 2005, № 10–12; 2006, № 1, 4, 9; 2007, № 8128 За рулем 03/2008 АВТОМОБИЛИПАРК ЗР«ЛАДА-КАЛИНА»Изготовитель ОАО «АВТОВАЗ», Тольятти Год выпуска 2005 В эксплуатации «За рулем» с июня 2006 Пробег на момент отчета 60 тыс. км Предыдущие публикации в журнале 2005, № 7,10,12; 2006, № 1,4,9; 2007, № 7 Итак, прибавляем цену нового автомобиля к расходам на эксплуатацию. Расклад заметно изменился: высокая цена отодвинула «Форд» на последнее место. Больше 600 тыс. руб. против 444 и 433 тысяч у противников – ощутимая разница. Не изменилось это соотношение и после пересчета по формуле «рубли на пробег». С учетом начальной цены километр на «Фокусе» обошелся в 10,26 руб. Многовато, но вполне ожидаемо. А вот то, что «Калина» потребовала 7,41 руб./км против 6,67 руб./км «Логана», в определенной мере – сюрприз. Увы, постулат о дешевизне наших машин опровергнут. А ведь на нашей «Калине» нет дорогого дополнительного оборудования. Основные статьи расходов на нее – бензин, обслуживание и ремонт. Зато очень недешевой опцией может похвастать «Форд» – установка фаркопа обошлась, без малого, в 32 тысячи рублей! Сегодня многие иномарки готовы составить «нашемаркам» конкуренцию по стоимости эксплуатации. Но дело не только в деньгах. Внеплановые ремонты – всегда непредвиденные затраты времени, сил, нервов. Впрочем, это показатели отчасти эмоциональные. А мы же договорились такие не учитывать…ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ «ЛАДЫ-КАЛИНА», «РЕНО-ЛОГАН», «ФОРДА-ФОКУС», руб.«Форд-Фокус» «Лада-Калина» «Рено-Логан»* Цена автомобиля 438 000 250 600 258 400 Затраты на эксплуатацию при пробеге 60 тыс. км 177 556 194 350 174 874 Затраты на 1 км 2,96 3,24 2,69 Общие затраты, с учетом стоимости автомобиля 615 556 444 950 433 274 Общие затраты на 1 км 10,26 7,41 6,67 * Пробег «Рено-Логан» на момент обработки данных составил 65 тыс. км.ЗАМОРОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ Последняя цифра, которая фигурирует в жизни каждого автомобиля, – остаточная стоимость. При пробеге 60 тыс. км мы могли бы продать нашу «Калину» примерно за 200 тыс. руб., «Логан» – за 260 тыс. руб., а «Фокус» – почти за 375 тысяч (цены на основе анализа вторичного рынка). Если вычесть возвращенные деньги из общих затрат, получится полная стоимость каждого километра, который машина прошла за первую часть жизни. Показатель «Рено» – 2,66 руб./км – снова выводит его в лидеры. Следом «Форд» – 3,98 руб./км. А «Лада» и здесь не смогла выиграть – 4,05 руб./км.С учетом начальной цены километр на «Фокусе» обошелся в 10,26 руб. «Калина» потребовала 7,41 руб./км, «Логан» – 6,67 руб./км.130 За рулем 03/2008