«ЗА РУЛЕМ» – 80АВТОМОБИЛИ 2088 ГОДААвтомобиль навсегдаВстретившись с главным дизайнером «Рено» Патриком Ле Кеманом, в прошлое и будущее автомобиля заглянул Владимир Соловьев.– «За рулем» отмечает 80-летие. Не могли бы вы, как дизайнер одной из ведущих марок, охарактеризовать этапы развития автомобиля за этот период? – Появление автомобиля внешне прошло незаметно: скорее это был переход от конной тяги к моторной. Самобеглая повозка заимствовала атрибуты у разных отраслей и ремесел: дверные ручки и двери поставляли столяры, осветительные приборы перекочевали с карет, кресла пришли из салонов и гостиных. Затем начался период интеграции разрозненных элементов в автомобиль. Отделенные от кузова крылья постепенно срастаются с ним. Невероятные изменения происходят с ветровым стеклом, оно участвует в формировании внешнего вида машины. Стекло режут на две-три части, к середине 50-х годов оно прихотливо изгибается по желанию создателей. Автомобиль сформировался как единое целое к 70-м годам прошлого века, когда в кузов интегрировался и бампер. Впервые это сделано на модели «Рено-5». Ручки спрятались в дверцы или вовсе исчезли, в обводы вписались указатели поворотов и фары. Третий важный этап – изменение архитектуры автомобиля. В начале прошлого века больше всего места занимал мотор – он был главным, салон пропорционально меньше. Постепенно соотношение менялось в пользу пассажиров. Первые автомобили по аэродинамике сравнимы с кирпичом. Интеграция элементов привела к тому, что автомобиль стал легче проникать в пространство. В 70-е годы я участвовал в конкурсе на видение автомобиля 2000 года. Но первые рисунки автомобиля 2000 года относятся к 80-м годам века ХIХ, когда создавалась Эйфелева башня, готовилась всемирная выставка. Угадать развитие идеи автомобиля можно, но нельзя предугадать его стиль, который жестко увязан со временем. Я подумал о навигации, но не о системе GPS. Моя навигация была привязана не к спутникам, а к дороге, точнее, к отбойнику, идущему вдоль автострады. Сейчас у меня над будущим работает группа молодых дизайнеров, куда вошли француз, испанец и русский. Они увлеченно трудятся, и еще – им не мешают люди из маркетинга. – Назовите три, на ваш взгляд, наиболее выдающихся автомобиля прошлого и три ваших любимых проекта. – «Феррари-250GT» – настоящее произведение искусства, автомобиль-миф, воплощение сконцентрированной энергии. Кузов из алюминия, прекрасное соотношение веса и мощности. Любой дизайнер позавидует! «Мини» Иссигониса – уникальный с точки зрения архитектуры: поперечный мотор произвел революцию. «Ситроен DS 19» – когда я впервые увидел эту машину, понял, что она и есть будущее. Это был какой-то неопознанный летающий объект.8За рулем 04/2008 Среди собственных разработок мне дороги, вопервых, кабина грузовика «Форд» 1981 года. Мне удалось ввести новый элемент – низкое боковое стекло двери, чтобы видеть передний нижний край машины. Впоследствии моей находкой воспользовались все производители, включая и «Рено». Во-вторых, «Твинго» – автомобиль во многом новаторский, который был доброжелательно встречен и прожил на конвейере долгую жизнь. И третий – «РеноСпайдер». До сих пор сожалею, что не купил его, автомобиль считается ныне коллекционным. – Вы – создатель первого компактного мини-вэна «Сценик». Как рождаются идеи новых видов автомобилей? – Все выглядит довольно прозаично. Когда появился концепт «Меган», у меня возникли предложения по развитию модели. В письме руководству я изложил видение автомобиля, который был бы таким же, как «Эспас», по архитектуре, но заметно меньше и дешевле. Когда делали концепт, уделяли главное внимание интерьеру. Например, каждому из задних пассажиров предложили свое кресло. Моя жена рассказывала мне, что после войны у них в семье появился «Ситроен-Де шво». Детей было трое. Перед выездом в деревню дети занимали места за час: никому не хотелось сидеть зажатым в центре. Вот так и рождаются идеи: нужно внимательно наблюдать за людьми, за тем, как они живут. – Что ждет автомобиль в будущем: он не исчезнет из обихода? – Необходимость в личном средстве транспорта будет всегда. Главное качество автомобиля – способность доставить человека от двери до двери. Пусть велосипед – это здоровье, чистый воздух и прочее, но всегда найдутся люди, кому не захочется крутить педали при -25°С или кому в 70 лет это слишком трудно. Конечно, новаторы предложат не одно, а несколько решений. Но автомобиль с компактным двигателем без выхлопа останется. Его масса может снизиться многократно, но сам он не исчезнет. – Ваше мнение о передвижных модулях с электродвигателями, которых так много показали на последней выставке в Токио? Это машины будущего? – У нас был в 1994 году схожий проект городского автомобиля, в котором люди сидели один за другим. В том, что таким индивидуальным автомобильчикам найдется место в будущем, абсолютно убежден. Большой пятиметровый автомобиль, который раньше считался шиком, ныне отпугивает клиента: потребляет много топлива, неудобен на улице. Придет время, когда подъезжать к офису в индивидуальной капсуле станет в высшей степени престижно. Перед молодыми дизайнерами я не ставил ограничений по весу и размерам. Они должны оглянуться на то, что было, понять, как развиваются процессы, и экстраполировать свое видение в будущее. – Насколько углубится разделение машин на городские, автомобили для путешествий, представительские?– Вспомним, что происходило со спортивной обувью. Сначала одни и те же туфли подходили для занятия разными видами спорта. Потом появились специальные: для тенниса, бега трусцой. Они стоили дороже. Позже снова вернулись к обуви для всех видов спорта – но универсальные туфли стали еще дороже, чем специализированные. Вот что делает маркетинг. С автомобилем, конечно, несколько иначе, но модельные ряды расширяются. Разумеется, для поездки из Парижа в Прагу я предпочту полноразмерный автомобиль, а не помчусь туда в капсуле. А если выезжать всей семьей, капсулы пойдут вереницей? Но вполне можно представить, что по прибытии в Прагу я арендую капсулу для перемещений по городу. – Какой подход будет доминировать в будущем – маркетинговый, функциональный? – Неизбежно несколько технологических прорывов. Никто не знает, чем это обернется. Помните, китайцы изобрели порох для фейерверков, европейцы использовали его для стрельбы из пушек. Автомобиль будет продуктом социума своего времени.Проект автомобиля 2000 года г-н Ле Кеман представил в 1972-м. Любопытно, что навигатор стал реальностью; правда, информацию современные устройства получают со спутника, а не от дороги. За рулем 04/20089 «ЗА РУЛЕМ» – 80АВТОМОБИЛИ 2088 ГОДА«ШКОДА»: ПОД ПАРУСОМ«В 2088-м 12 миллиардов землян будут жить в огромных мегаполисах или в глухих местах, далеко от цивилизации. Люди научатся защищать природу и разовьют новую экономику, основанную на рациональном использовании природных ресурсов. Экодизайн привнесет новые формы; автомобили будут следовать этой эволюции. Бюро Skoda Design разработало две модели, чтобы продемонстрировать свое видение 2088 года. «Суперб» предназначен для долгих путешествий. Стиль выделяется органичностью; кузов сделан с использованием нанотехнологии. Он изменяется под воздействием потока воз-духа, когда автомобиль движется, поэтому коэффициент лобового сопротивления крайне низок. Автомобиль левитирует над поверхностью, используя магнитное поле Земли. Движение задается ветром в парусах, как иу многих видов транспорта в 2088-м. Второй автомобиль, «Шкода-Румстер», используется для коротких городских поездок. Его стиль задают обитатели морей. Кузовные детали сделаны из шерстяного волокна: при контакте с воздухом статическое электричество позволяет машине двигаться. Задняя часть может подниматься и поворачивать автомобиль – так рыба меняет направление, используя хвост».10За рулем 04/2008 «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»: СЕРЕБРЯНЫЙ ПОТОКВ конце прошлого года в Лос-Анджелесе прошел конкурс дизайнеров: задача участников – представить машины через полвека. В масштабах будущего 50 или 80 лет – разница невелика, тем более что технологии, предусмотренные дизайнерами североамериканской студии «Мерседес-Бенц», едва ли устареют и через 100 лет. «Серебряный поток», Silver Flow, прямо из Калифорнии отправился на юбилейные страницы «За рулем» в качестве ответа на наше предложение нарисовать авто-2088. «Микрочастицы металла способны под воздействием магнитного поля образовывать формы из числа заданных образцов. Храниться они могут в любом удобном виде и по сигналу водителя выстраиваться в автомо-биль». Прообразом «Силвер Флоу» послужили легендарные гоночные «серебряные стрелы», но в отличие от них «Мерседес» конца XXI века готов удлиниться для комфортабельной езды по трассе, сжаться для удобства в городе, расшириться ради пассажира, а в конце дня… вновь слиться в компактную форму, сберегая место на парковке. Голографический дисплей и телепатическое управление довершают фантастический портрет «Мерседеса» будущего. Очень красиво и символично. Кстати, все возможные повреждения очень легко исправить, подчеркивают авторы проекта. В самом деле, у построенного по схожей технологии робота из второго «Терминатора» проблем с ремонтопригодностью не возникало в принципе.За рулем 04/200811 «ЗА РУЛЕМ» – 80АВТОМОБИЛИ 2088 ГОДА«МАЗДА»: БОЛЬШЕ С ПОМОЩЬЮ МЕНЬШЕГОRX-1 нарисовал дизайнер Брэм Олертс под руководством Питера Бертвисла, главного дизайнера европейского подразделения Mazda Motor: «Население Земли, размещаясь в основном в крупных городах, будет руководствоваться следующими принципами: экономия пространства; использование экологически чистых технологий; применение новых коммуникационных средств. Для внутригородских поездок люди будут пользоваться индивидуальными транспортными средствами – такими как «Мазда RX-1». Мы обращали особое внимание на ключевые свойства машин будущего. Компактность: «Больше с помощью меньшего». Японская миниатюрность, с тщательным вниманием к деталям, но без компромиссных решений. Скорость: азартное и безопасное вождение до 140 км/ч. Обзорность: при медленном движении голова водителя располагается приблизительно на уровне стоящего человека. На высоких скоростях автомобиль прижимается к дороге. Парковка: везде, благодаря небольшим габаритам. Мы не хотели, чтобы ведущая ось и силовой агрегат были связаны напрямую, поскольку это не позволяло добиться оптимальной развесовки RX-1. Поэтому применили гидравлику: электромотор приводит насос, который соединен шлангами с гидродвигателем за передним колесом. RX-1 – автомобиль гибридный. Его можно заряжать как от розетки, так и использовать энергию от солнечных батарей. Система наклона скопирована у лыжников, использующих монолыжу для спуска с горы: центральная лыжа поддерживает сидящего спортсмена, а две маленькие по бокам обеспечивают маневренность».12За рулем 04/2008 «ФОЛЬКСВАГЕН»: ВМЕСТЕ И ПО ОДНОМУЕще один гость из Лос-Анджелеса – двухколесный «Фольксваген-Слипстрим». И еще одна концепция автомобиля для индивидуума. Предполагается, что на гигантских станциях люди станут занимать места в «слипстримах» и отправляться в путь. Сначала в плотном ряду себе подобных машины идут вертикально, затем, по мере приближения к границе мегаполиса, выдвигают стабилизаторы и принимают положение «лежа», чтобы с ветерком подкатить к загородному дому на скорости 400 км/ч…Разумеется, ехать в одиночку скучновато, поэтому «Слипстрим» предлагает общаться с соседними капсулами или с далекими собеседниками с помощью популярного у всех футурологов голографического интерфейса. А чтобы безопасно отвлекаться от дороги, придумана T.R.A.I.N. – сеть по управлению движением. Каждый из «слипстримов» связывается с сетью, после чего она берет на себя задачу максимально быстро и безопасно доставить составы машин и каждую по отдельности до пункта назначения.За рулем 04/200813 «ЗА РУЛЕМ» – 80АВТОМОБИЛИ 2088 ГОДА«КАРЧЕРАНО»: ВЫЗОВ ГОРОДУПьер-Луиджи Карчерано, глава собственной дизайн-студии, представляет «Регенезис»: «автомобиль полностью интегрирован в городскую среду ив то же время способен изменить ее. Он рожден безусловной верой в развитие, день за днем, технологий, материалов, принципов движения…» Г-н Карчерано работает в области архитектуры и дизайна, сотрудничал с «Лянчей» и ФИАТом, «Альфа-Ромео» и ИВЕКО, индийской «Тата» и нашим АВТОВАЗом (в частности, принимал участие в разработке интерьера для «Приоры»). Капля «Регенезиса» в городе будущего выглядит весьма кстати…«МИЦУБИСИ»: ВСЕ И НИЧЕГО«Эволюшн» 2088 модельного года – это: нулевой выхлоп, поскольку автомобиль снабжен электрической энергоустановкой; четыре управляемых мотор-колеса; батарея, встроенная в пол; цельный пластиковый кузов, который выполняет функции силовой структуры, также его материал работает как подвеска.Светопроницаемые панели делают ненужным традиционное остекление. Отсутствуют в привычном понимании двигатель, трансмиссия, подвеска, рулевое управление, стальной кузов. Зато 200-килограммовый «Эволюшн», увенчанный лазерной голограммой фирменного бриллианта, считают разработчики, подарит настоящее удовольствие от вождения.14За рулем 04/2008 СЕАТ: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯСтарая мечта летать и управлять (транспортом), написано на скетче дизайнера СЕАТ, исполнится… на земле. Полагаем, рисунок нуждается всего лишь в одном комментарии: это, кажется, вседорожник.Через 80 лет славное племя этих машин не вымрет под натиском городских одноместных и двухколесных созданий, а скорее… ассимилируется, также лишившись пары колес и трех мест. Лишь бы не заасфальтировали потомки всю Землю!За рулем 04/200815 «ЗА РУЛЕМ» – 80 «ТУРИН ДИЗАЙН»: МОДЕЛЬ БУДУЩЕГОАВТОМОБИЛИ 2088 ГОДАСтудия, основанная в 2006-м, уже за первый год работы выполнила 30 стилистических проработок и представила 23 полномасштабные модели для клиентов из Европы, Китая и Индии. Молодые компании из развивающихся стран активно стремятся на новые рынки, и как знать, возможно, в 2088-м они с благодарностью вспомнят итальянских дизайнеров, открывших им путь к нынешнему большому успеху.«АУТОСТУДИ» (ТУРИН): АВТО И МЕТРОПо сверхзвуковым туннелям, связывающим города, несутся составы капсул; преодолев некое расстояние в автоматическом режиме, капсула покидает туннель, чтобы уже независимо прибыть в конечную точку маршрута. Идея, несомненно, выглядит привлекательной с точки зрения экологии, скорости, безопасности; вот только скучновато будет ехать по трубе! На выручку, наверное, придет вечный интернет и прочие средства связи и развлечения.Сверхзвуковые туннелиОдиночная капсула16За рулем 04/2008 «ТОЙОТА»: ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУЯпонская компания представила особый взгляд на автомобили-2088: взгляд не дизайнера, а скорее специалиста по информационным технологиям. Что же, не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. «В процессе дальнейшего развития технических средств связи и сенсорной техники технология ITS (Intelligent Travel System) сможет охватить все больше аспектов человеческой жизни и станет связующим звеном между автомобилем, дорожной инфраструктурой и даже самими людьми. Каждый автомобиль будет предоставлять водителям и пассажирам доступ к информации в том же объеме, как на работе или дома. В итоге машина сможет стать своего рода мобильным офисом. Безусловно, дальнейшее развитие ITS возможно только при наличии налаженной связи между дорожной инфраструктурой, социальной средой и другими транспортными средствами, кроме автомобилей. Не менее важную роль сыграют полноценное сотрудничество и совместная координация усилий правительства, частного сектора и учебных заведений. Например: ориентированная на людей система уменьшения травматизма. Придорожные датчики, расположенные на перекрестках, распознают автомобили и пешеходов и передают информацию на бортовой компьютер автомо-Система ITS предоставляет важную информацию в любое время, в любом месте. биля для предупреждения столкновений. Может быть реализована и ориентированная на окружающую среду система равномерного распределения транспортного потока. На основе данных, получаемых от придорожных датчиков и окружающих автомобилей, система передает информацию о дорожных пробках и предлагает водителям оптимальные маршруты проезда. Также водитель получает сведения о наличии свободных мест на парковке, схеме движения по территории парковки ио движении общественного транспорта.За рулем 04/200817