358
359
360
361
362
БЕЗОПАСНОСТЬЭКСПЕРИМЕНТ ТЕЛЕФОН В АВТОБазарный деньМожет ли обыкновенный человек думать об одном, делая в этот момент совершенно другое? Судя по количеству водителей, не выпускающих из рук сотовый телефон, – да. Справедливо ли распространенное мнение, проверяли Игорь Теременко и Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.о, что разговор отвлекает от дел, люди заметили еще в древности. До нас мудрость дошла в поговорках, уподобивших молчание золоту. К самым неугомонным могли применить крайнюю меру – болтуна лишали языка. Нынешнее законодательство куда гуманнее – новый административный кодекс, к примеру, за разговор по сотовому за рулем предусматривает лишь умеренный (500 руб.) штраф. Да и запретили-то только саму трубку – пользуясь устройствами hands free («свободные руки»), можно говорить сколько угодно. То, что закон освободил, наконец, руку водителя – это правильно. А как быть с головой? Ведь чтобы сформулировать и изложить мысль, надо на ней сосредоточиться, то есть отвлечься от дороги. Насколько далеко и надолго, мы и решили выяснить.Т358 За рулем 04/2008 ОТВЛЕКАЮЩИЙ ФАКТОРНа роль испытуемых пригласили водителей разной квалификации: профессионального автогонщика, опытного частника и новичка, недавно закончившего автошколу. Тест разбили на два этапа по три круга каждый. Первый заезд проходил с  телефоном в руке, второй – без трубки, в режиме радиомолчания и третий – с использованием автомобильной гарнитуры, в просторечии именуемой «громкая связь». Темой для бесед мы избрали таблицу умножения, которую все знают, но никто не помнит. Угадывание правильного ответа и стало отвлекающим фактором. Придуманная нами «полоса препятствий» выглядела так. Вначале испытуемым предстояло одолеть полукилометровый участок с постоянной скоростью 40  км/ч. По итогам судили о способности водителя контролировать параметры движения. Следом шла «змейка» с шагом около 18  метров, которую следовало пройти за минимально возможное время. Тест характеризовал качество совершения маневров в оговоренных выше условиях. На втором этапе скорость увеличили до 60 км/ч. В процессе движения водителям на три секунды показывали пит-борд – доску с буквами и цифрами, которую механик демонстрирует пилоту во время гонки. Обычно на ней написаны номер круга, место гонщика и интервалы времени до ближайших соперников. Мы же набрали случайные автомобильные номера (несколько своеобразные, с учетом латинского алфавита и скудного запаса букв). Количеством (и качеством!) оставшейся в памяти информации обозначили уровень восприятия. В финале оценивали скорость реакции. Для этого трассу разделили по ширине конусами на три коридора. За одну секунду до створа маршал выбрасывал тот или иной флаг. Получив и распознав сигнал, водитель должен был свернуть в нужное русло. Участники терпеливо прошли все испытания, а мы получили интересную информацию.С помощью радара «экзаменаторы» фиксировали как абсолютные значения скорости, так и отклонения от заданной величины. При проезде «змейки» абсолютно лучший результат показал профессионал в режиме «свободные руки».Помимо участника и судьи, в кадре почти все материальное обеспечение: пит-борд, телефон «Нокиа», система громкой связи и, разумеется, автомобиль ГАЗ-31105 с новым интерьером.ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫСперва все пошло как по писаному: лучшие результаты показаны в свободном полете, худшие – с телефоном в руке. Удивил автогонщик – у него разброс скорости на мерном участке оказался самым большим. Это на прямой, где и делать-то ничего не надо! Видимо, профессионала сгубила гордыня – сотовая связь оказалась коварным соперником. А ведь доЗа рулем 04/2008 359 БЕЗОПАСНОСТЬЭКСПЕРИМЕНТ ТЕЛЕФОН В АВТО«Профессионал» – Александр Логинов, водитель-испытатель ГАЗа, мастер спорта, двукратный победитель Кубка России по ипподромным гонкам в классе «волг». Водительский стаж – 16 лет.«Новичок» – Елена Баркина, инженерконструктор, водительский стаж – 4 месяца. В автошколе училась на «Дэу-Нексии», после ездила на «Таврии» и «Опеле-Астра».«Бывалый» – Любовь Петрова, экономист, водительский стаж – 17 лет. Ездила на автомобилях ГАЗ, ВАЗ, «Мазда», «Ситроен». Участник «Автодегустаций ЗР».начала он уверял, что умение перераспределять внимание гарантирует стабильность. Впрочем, урок пошел впрок – «змейку» мастер проехал с солидным отрывом. Бывалый водитель был аккуратнее, но общей участи не избежал: при рулении часто сбивался с ритма, то и дело пытаясь затягивать диалог, чтобы выкроить время для оценки ситуации. Впечатления таковы: главный недостаток телефона – хорошая слышимость! Надежный контакт с абонентом и мешает как следует сконцентрироваться. У «хэндс-фри» другая беда: вместе с полезным сигналом устройство отлично воспроизводит помехи. Необходимость то и дело переспрашивать вызывает законное раздражение – тут уж не до дороги. Новичок на мерном участке ни разу не оплошал, а вот «змейку» с одной рукой до конца не доехал. Хорошо, что на тот момент у обочины не было неподвижных препятствий – прочие успели вовремя разбежаться. Сразу выяснилось, что неопытного водителя отвлекает все – птицы в небе, фотокорреспондент, люди на обочине, конусы, прибор для замера скорости… А уж говорящий телефон может доконать кого угодно. Второй этап оказался куда менее предсказуемым. Началось с того, что семизначную комбинацию букв и цифр не осилил никто! Лучший результат – четыре символа запомнили новичок в заезде «свободные руки» и автогонщик с «хэндс-фри». Последнее мы объяснили сочетанием профессионального навыка, хорошей способности к обучению и тренировки (указанный заезд был последним в серии). Телефон же вновь проиграл, существенно уступив всем прочим вариантам. Испытуемые высказались360 За рулем 04/2008 КОММЕНТАРИИ МОСКОВСКИХ ВОДИТЕЛЕЙАлексей, водитель. Телефоном в движении пользуюсь постоянно. Тратить деньги на громкую связь пока не готов – говорю, прижав трубку к уху плечом. С тем, что сотовая связь отвлекает от управления во всех своих проявлениях, абсолютно согласен, но деваться некуда – такая работа. Зоя Александровна, доцент кафедры МГУ. Установленные законом ограничения создают некоторые неудобства. В принципе, я не против «хэндсфри», но на практике чаще пользуюсь телефоном – нет времени возиться с настройками. К счастью, мой автомобиль оснащен автоматом – он разговору не мешает. Петр, водитель. «Хэндс-фри» – единственный приемлемый вариант! В моей машине есть встроенная опция. Правда, активировать ее пока не успел, поэтому для бесед съезжаю на обочину. Если звонок застал врасплох, отвечаю предельно кратко. А поболтать можно и потом – абонент сотовой почти всегда доступен! Александр, студент. «Хэндс-фри» есть, но постоянно наушник не ношу – неудобно. А за рулем подсоединить не успеваю – приходится говорить «по трубе». Громкая связь не устраивает – есть темы не для посторонних ушей. От дороги, конечно, отвлекает, но пока нет альтернативы, пользуюсь тем, что есть.За рулем 04/2008 361Едва ли не самым сложным заданием для участников оказалась необходимость реагировать на условный сигнал. Перед началом заездов испытуемых подробно проинформировали о том, что ожидает их на каждом километре.единодушно: плохие результаты связаны с поздним переключением сознания. Дело легко поправить тренировками, только приступать к ним надо заранее – в аварийной ситуации будет поздно. С выбором коридора безошибочно справился лишь спортсмен – в быстроте реакции гонщика никто и не сомневался. Похоже, задание показалось ему наиболее серьезным, и мобилизованный организм отработал по полной. Прочих участников похвалить не за что: бывалый все сделал с точностью до наоборот. Новичок же сперва попал меж рядами, смел три конуса, а после и вовсе не среагировал, проехав куда глаза глядят. По одному упражнению им все же зачли, но сомнения остались – оба раза был поднят флаг «прямо»: не захочешь, а выполнишь.СЛОВО И ДЕЛОИтак, с телефоном все просто и ясно: управлять машиной одной рукой несподручно. При переключении передач или, скажем, «дворников» руль приходится держать коленом, а то и вовсе ехать без рук! Но машина – не велосипед, падать тут гораздо больнее. Громкая связь куда коварнее. С виду все на своих местах: глаза – боятся, руки – делают, мозг – переваривает информацию. Но он один, а потоков два! Теоретически – ничего страшного, лишь бы вовремя переключить кран. Увы, получается не всегда, и это видно по результатам теста. А ведь участники заранее знали, что ожидает их на следующем километре. Судьба таких подарков обычно не делает, поэтому ее лучше не искушать. Целее будете. ЭКСПЕРИМЕНТ ТЕЛЕФОН В АВТОНа правах рекламыСерьезный разговор требует сосредоточенности, поэтому вести его лучше вне машины.НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИПользоваться телефоном на ходу не только опасно, но и накладно – закон оценивает это правонарушение в 500 рублей. Громкая связь хороша в зоне качественного приема, поскольку заодно с полезным сигналом устройство старательно воспроизводит помехи – мощнейший отвлекающий фактор. Новичкам лучше воздерживаться от разговоров за рулем – им и без того забот хватает. Всем прочим водителям связь стоит использовать в оперативном режи-ме – для краткого обмена информацией. Для обстоятельных и тем более эмоциональных бесед лучше съехать на обочину. Ссора с мужем (женой) на ходу может оказаться последней! Профессионалам не советуем переоценивать собственные способности – телефон мешает даже хорошему водителю. Редакция благодарит Объединенный инженерный центр «Группы ГАЗ» за помощь в подготовке материала.РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОКАЗАННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ТЕСТАI этап Скорость на Время промерном уча- хождения стке (разброс), змейки, км/ч с Любовь Петрова С телефоном Без телефона С «хэндс-фри» Елена Баркина С телефоном Без телефона С «хэндс-фри» Александр Логинов С телефоном Без телефона С «хэндс-фри» 36–43 (7) 38–40 (2) 38–42 (4) 31–39 (8) 37–40 (3) 32–38 (6) 37–49 (12) 38–40 (2) 35–42 (7) 15,64 12,92 13,77 21,82 18,2 21,04 12,54 11,51 12,20 Показанный номер II этап Запоминание номера (к-во совпадений) Р 571 (2) 732 (3) 185 (3) 749 (2) 772 NI (4) 185 (3) Р 493 (3) +792 (3) О 185 (4) Маневр в коридоре задано направо налево прямо направо направо прямо налево прямо направо выполнено налево направо прямо незачет – сбито 3 конуса прямо прямо налево прямо направоР 947 IN 12 + 732 NI 65 О 185 Р 34 Р 947 IN 12 + 732 NI 65 О 185 Р 34 Р 947 IN 12 +732 NI 65 О 185 Р 34