184
185
186
188
ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ TOURISMO MСтандартная роскошьВ прошлом году на рынок вывели новое семейство автобусов «Мерседес-Бенц Туризмо». Юрий Нечетов опробовал новинку в Мангейме, где на улице Карла Бенца расположен один из старейших в мире автобусных заводов. Фото автора.– Юрий, ты помнишь, что автобус трогается без газа? – Седой Герман Зехендер, водительиспытатель «Ево-Буса», ухмыльнулся в усы. Эта фраза стала своеобразным паролем после моего первого автобусного тест-драйва много лет назад. Да помню, помню я! Но даже сейчас по легковой привычке нога так и тянется подбросить оборотов двигателю. Однако после первых минут и километров все приходит в норму. Что ни говори, скорость адаптации к машине – показатель ее совершенства вообще и эргономики в частности. Это как хорошо сшитый костюм: надел – и будто в нем родился. Впрочем, я отвлекся. Новый «Мерседес-Бенц Туризмо» сменил прежнюю модель образца 1995 года (ЗР, 2005, №  8) – первоначально ее выпускали под индексом О350 и лишь с 1999 года как «Туризмо». Автобус нового поколения представлен широкой гаммой. Наиболее компактный «Туризмо» параметрами сходен с предшественником. Середину линейки занимает «Туризмо М», на таком как раз я сейчас и еду: три оси, длина 13 м, полная масса 24 т, 53 пассажирских места плюс экскурсовод и водитель. Самая крупная модификация – трехосный «Туризмо L» длиной 14  м и массой 24  т, вмещающий 57 пассажиров. Что-то знакомое в этих цифрах… Ну, конечно! Это же ли-Среднеразмерный трехосный «Мерседес-Бенц Туризмо М»: размеры 12 920х2550х3620 мм, полная масса 24 т, двигатель 12 л/428 л. с., 53 места в трехзвездной конфигурации.184 За рулем 04/2008 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ MERCEDES-BENZ TOURISMO M Общие данные Размеры, мм: длина .............................................. 12 920 ширина ..............................................2550 высота................................................3620 база ......................................... 6080+1350 дорожный просвет .............................295 Радиус поворота, м .................8,6 (10,5*) Снаряженная масса, кг ................. 15 300 Полная масса, кг ............................ 24 000 Количество мест ..........................53+1+1 Вместимость багажных отсеков, мз ...............................8,4 (9,6**) Макс. скорость, км/ч ..........133,3 (90***) Топливо .................................................ДТ Запас топлива, л ................................. 475 (+ 47,5 л мочевины) Конструкция: каркасно-панельная Двигатель: ТД OM 457 LA, Р6, 11,97 л, 315 кВт/428 л.с. при 2100 об/мин, 2100 Н.м при 1100 об/мин, расположен сзади продольно Трансмиссия: привод на среднюю ось, М6 GO 210 Ходовая часть: подвеска пневматическая, первой и третьей управляемых осей – независимая, средней оси – зависимая; тормоза – ретардер, основные – гидравлические дисковые; EBS, ABS, BA, ESP; шины 295/80R22,5*По оси внешнего колеса и габаритный. **Вместимость багажных отсеков без туалета. ***Ограничена электроникой.Двухосный «Мерседес-Бенц Туризмо» самый компактный в линейке: размеры 12 140х2550х3620 мм, полная масса 18 т, двигатель 12 л/408 л.с., 49 мест. У двухосников горизонтальный мотор ОМ 457 hLA и радиатор справа. Наиболее крупный трехосный «Мерседес-Бенц Туризмо L»: размеры 13 990х2550х3620 мм, полная масса 24 т, двигатель 12 л/428 л. с., 57 мест.нейка топ-модели «МерседесБенц Травего» (ЗР, 2007, № 12). Оказывается, так называемые черные кузова для одинаковых модификаций «Травего» и «Туризмо» практически идентичны! Поясню: черным называют кузов после сварки, еще без начинки. Обе модели делают на одном заводе Mercedes-Benz Turk A.S. в Хосдере, неподалеку от Стамбула, и кузова для них варят на одних и тех же стапелях. А стильные раздвоенные стойки в передней части, формирующие основные различия в облике моделей, – отнюдь не силовые элементы, а лишь декоративные пластиковые накладки на тонированных стеклах, вклеенных в одинаковые прямоугольные проемы! Различия же заключаются в навесных элементах, светоблоках, силовых агрегатах, комплектации. Если каждый «Травего» индивидуален и напичкан опциями от причудливых фар по стильную надстройку кондиционера, то он и стоит даже без всякой таможни до 350 тыс. евро!У трехосной модификации более короткий задний свес, что заставило поставить «вертикальный» мотор ОМ 457 LA и перекомпоновать весь моторный отсек, перенеся радиатор на левую сторону.За рулем 04/2008 185 ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ TOURISMO M«Мерседес-Бенц Туризмо» – это бюджетная версия (если термин вообще применим к машине с трехлучевой звездой) дальнобойного лайнера. Здесь большинство элементов стандартизовано и унифицировано, благодаря чему удалось снизить стоимость машины – трехосный «Туризмо  М» продается в Европе за 280 тыс. евро. Выбор силовых агрегатов невелик – несколько вариантов 12-литровой рядной «шестерки» ОМ 457. На двухосных машинах устанавливают агрегаты hLА с горизонтальным расположением цилиндров, они развивают 354 или 408  л.с. Колеса дополнительной задней оси существенно уменьшили объем моторного отсека, поэтому на трехосники ставят «вертикальный» двигатель с индексом LA мощностью 428 л.с. Подвеска безальтернативная – регулируемая пневматическая на всех осях. Из электронных средств безопасности только системы стабилизации ESP, противобуксовочная ASR, электронных тормозов EBS, антиблокировочная АBS, экстренного торможения ВА, движения с горы DBL – и даже в опциях никаких тебе систем контроля сближения ART или слежения за разметкой SPA. Цвет потолка – лишь серо-серебристый со стандартными блоками вентиляции/освещения над каждым креслом. Причем без кожи и алькантары на этих самых креслах, всего лишь пара регулировок, откидные столики, подлокотники, подножки и само собой ремни. И ужасно скудный список дополнительного оборудования, включающий в себя такие обыденности, как двухкиловаттная аудиосистема «Блаупункт», DVD-плеер с парой 15-дюймовых жидкокристаллических мониторов в салоне, навигационная система, кухонный блок с кофейным автоматом на 40 чашек напитка и, пардон, туалет. А кроме то-Водительское место удобно и эргономично. Удивительное дело: от места водителя к коробке передач тянутся десятиметровые тросы, но механизм работает безупречно! Хотя о разнообразии вариантов отделки речь не идет, салон совсем не кажется бедным. Сферическое зеркало позволяет водителю контролировать ситуацию около средней двери.Изнутри хорошо заметно, что затейливые раздвоенные стойки в носовой части, придающие «Туризмо» индивидуальный облик, – лишь декоративные пластиковые накладки на прямоугольных оконных проемах.У задней двери установлен кухонный блок с кофеваркой на 40 чашек. По требованиям безопасности ступеньки и поручни у входа оклеены яркими желтыми полосками. Стандартный блок вентиляции и освещения вполне симпатичный. На нем также расположены кнопки вызова бортпроводника, срочной остановки и динамик аудиосистемы.186 За рулем 04/2008 ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ TOURISMO Mго, с  нынешнего года появится шестиступенчатый автомат для самой слабой версии и мощный мотор в 456 л.с. – И это все? – спросит уважаемый читатель. Увы, все! Такая вот вопиющая бедность. И  даже 90 тыс. км межсервисМежду задними колесами – бак на 47,5 л для мочевины. А поскольку даже в Европе заправиться ею можно не везде, соседний багажный отсек отведен для банок с этой добавкой. Хватит ли его для путешествий по России?ного пробега не способны исправить ситуацию. А если серьезно – вам этого мало? Если мало – допустим, вы подбираете статусный автобус для богатого футбольного клуба – добро пожаловать в «Травего»! А  если нужно возить туристов или проложить междугородний маршрут и незачем пускать пыль в глаза, вполне хватит и «Туриста». Не все топ-модели других фирм могут превзойти его по комфорту, оснащению и качеству исполнения.«БЕНЦ И КОМПАНИЯ»Немцы уважают и чтут память великих соотечественников. Причем не столько полководцев, сколько писателей, поэтов, ученых и … инженеров. Завод «Порше» расположен на Поршештрассе, легковых «мерседесов» – на Мерседесштрассе, автобусов – на Карл-Бенцштрассе. Ведь именно в Мангейме в 1886 г. Карл Бенц построил первый в мире автомобиль, а в 1895  г. и первый, похожий на карету, омнибус. Производство автобусов начали здесь ровно 100 лет назад – сегодня на заводе, площадью 836 тыс. м2, работают 8963 человека. Ежегодный выпуск составляет 2600 городских машин, еще 6100 комплектных кузовов «МерседесБенц» и «Сетра» отправляют железной дорогой на сборочныезаводы в Ульме (Германия) и Лине (Франция). От момента раскроя материала до выхода готового кузова проходит 6-8 недель. Каждый кузов после сварки подвергается катафорезному грунтованию в ванне размерами 16,1х3,8х6,0 м. После сборки автобус должен пройти 5 км по заводской территории и 100 км по дорогам общего пользования. В зависимости от заказов производство работает по гибкому графику по 2–3 смены в сутки при пятидневной рабочей неделе, в субботу и воскресенье – обслуживание оборудования. Смена длится 7-7,5 ч, продолжительность рабочей недели в Германии – 38,5 ч. Средняя зарплата рабочего-сборщика 15–18 евро в час, плюс бонусы за качество, вредное производство и т.д.Впрочем, автобусное производство занимает лишь около трети мощностей. Ведь здесь еще выпускают ежегодно 410 тыс. грузовых, автобусных и ин-дустриальных двигателей мощностью от 60 до 448  кВт, а также 107 тыс. тонн стального литья для заводов корпорации «Даймлер».Первый омнибус «Ландо» (Landauer) вмещал четырех пассажиров и был оснащен двигателем в5 л.с. В 1895 г. несколько таких и более крупных восьмиместных машин открыли первую линию автобусного сообщения между городами Зиген, Нетфен и Дойц.В общей программе выпуск городских «Цитаро» разных модификаций составляет 2600 штук. Эта сочлененная модель работает на сжатом газе – опрессовав оборудование, баллоны на крыше закроют декоративными экранами. Отдельные элементы и подсобранные узлы устанавливают в стапель (синего цвета), который обеспечивает их точное взаимное позиционирование, и затем сваривают в единый каркас.188 За рулем 04/2008