РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ ГИДРОКОМПЕНСАТОРЫВивисекцияДля восстановления здоровья часто требуется отсечь пораженный орган. Это верно и для автомобиля. Казалось, безнадежную «Шеви-Ниву» хирургическим способом вылечил Анатолий Вайсман.ему, что у независимого эксперта «договор» с сервисом! Итог закономерен. Приводим выдержку из экспертного заключения: «...Возможно наличие причинно-следственной связи между неисправностями ДВС при их наличии и установкой противоугонной системы». Если вы смогли перевести абракадабру на русский язык, то ответьте, почему инженерэксперт хотя бы не проверил работу двигателя с отключенной сигнализацией? Ответ прост: велик был соблазн во что бы то ни стало спихнуть машину владельцу, заставив оплатить экспертные услуги и двухмесячные поиски дефекта. ...Итак, автомобиль у нас. Зажигание, датчики, форсунки в норме, но мотор «колбасит» даже без сигнализации – где же «причинно-следственная связь»? Компрессия в первом цилиндре 11 кгс/см2, в других по 12,5 кгс/см2. Странно, ведь головку недавно ремонтировал техцентр! Поменяли местами гидрокомпенсаторы – картина та же. Сняли головку блока. На днище первого поршня след от удара клапана. Проверили клапан на станке – конечно, кривой, прилегал к седлу плохо. Не тут ли собака зарыта? Клапан заменили, потом оба в этом цилиндре притерли. Проверили все клапаны на герметичность. Но вот пустили мотор, прогрели, замерили компрессию – в первом цилиндре снижена! Не дурит ли гидрокомпенсатор, «передавливая» пружины клапана? Это возможно, если, например, чрезмерно давление в системе смазки. Проверили – норма... Но мы, скорей из любознательности, чем по необходимости, пошли еще на один эксперимент: поставили более жесткие пружины, а компенсаторы заменили новыми. И это не помогло! Делать нечего – надо проверить поршень и кольца, для этого придется снять двигатель. И вот итог: зазоры в замках компрессионных колец после 6 тыс. км пробега – 0,75 и 0,9 мм – пропасть! Увы, в нашем автопроме вместо мерительного инструмента часто используют «шаг римского легионера»… Пришлось повозиться, подбирая кольца. Мотор собрали, пустили. Но он снова стал подергивать – и умный «Бош М7.9.7», сберегая нейтрализатор, отключил форсунку! Мотор затроил. Неужто мы в тупике? Нет, проверили еще не все! Что с гидрокомпенсаторами: стабильно ли работают, не клинят ли? Их внедрение в моторы ВАЗа, как известно, протекало драматично: узел простой, но детали-то прецизионные! Что делать, если из-за капризов компенсатора клапан не садится, как положено, в седло: без конца покупать новые и менять? Мы предСлед контакта клапана с днищем поршня, показанный стрелкой, не впечатляет ни глубиной, ни рельефностью, но даже слабого удара хватило для деформации его стержня.Год назад герой нашего рассказа купил новенькую «Шеви-Ниву», установил в сертифицированном фирменном центре сигнализацию. Через месяц машина прошла ТО-1, а дальше пошла «черная полоса»: сначала мотор неритмично потряхивало, затем вспыхнула лампа «проверь двигатель» – и он затроил. И вот «Нива» в гарантийном ремонте. Пять раз владелец забирал «исправленную», но за воротами сервиса мотор снова начинал троить. На шестой раз инженер-фирмач обрадовал: дефект нашли, снижена компрессия в первом и четвертом цилиндрах. Головку, конечно, отремонтировали: профрезеровали седла, притерли клапаны – машина, мол, стала как пасхальное яичко! Уезжая, владелец не верил своему счастью. И правильно! Назавтра… вседорожник занял привычное место в техцентре, где простоял еще 17 дней. Наконец, хозяину объявили: все беды – от противоугонной системы, смонтированной с нарушением правил, а посему техцентр отказывает ему в гарантийном обслуживании. Как тут не рассердиться: машину продержали два месяца, шесть раз возвращали неисправной, а обломав на загадке зубы, свалили вину на хозяина! Потребовал независимой экспертизы – ситуация очевидная, честные специалисты в два счета разберутся. Знать быУ пострадавшего клапана по окружности рабочей кромки – следы нагара, – так как стержень клапана деформировался после удара о поршень, контакт с седлом стал односторонним, компрессия снизилась.264 За рулем 04/2008 НА АВТОМАТИКУ НАДЕЙСЯ… Гидрокомпенсаторы в приводе клапанов – повод для ленивого теоретика забыть о регулировке клапанных зазоров. Но, избавившись от рутинной операции, порой наживаешь более сложные проблемы. Пример: компенсатор однажды заело, и он помешал раскаленному клапану вовремя убраться с пути поршня – результат для большинства двигателей фатален. Даже незаметная на глаз деформация клапана ведет к частичной или полной потере компрессии. В первом случае цилиндр все же может работать, хотя ис пропусками воспламенения, во втором не работает вовсе. Но это возможно и по другим причинам – например, чересчур мощный компенсатор (из-за превышенного давления масла и т.п.) мешает пружинам плотно закрыть клапан. Даже если клапаны и поршни встретиться не могут (например, как в двигателе ВАЗ 21124), воспламенение в цилиндрах оказывается под вопросом. К тому же снижается срок службы выпускных клапанов – из-за перегрева обгорают рабочие кромки. В прежние времена кто-то мог не замечать эти «пустяки», но современный контроллер «Бош М7.9.7» не позволяет несгоревшему топливу попадать в нейтрализатор и губить его: если в работе какого-то цилиндра слишком много осечек, контроллер отключает форсунку.ложили владельцу вариант, от которого он «не смог отказаться»: вместо гидрокомпенсаторов поставили обычные регулировочные болты – и мотор зашелестел ровнехонько, как ему и положено. Проверить зазоры во время ТО – минутное дело, особенно по сравнению с месяцами простоя в поискахЖирный нагар на седле злосчастного клапана говорит о нестабильности сгорания перед тем, как контроллер отключил форсунку.неисправности. Да и клапаны прослужат дольше. Шаг назад, скажете? Это смотря каким аршином мерить! У нас прогресс не всегда улучшает машину. Как сказал чукча из знаменитого в прошлом романа: «Ты сначала научись спички делать, чтобы зажигались...»Исследование капризов гидрокомпенсатора не входит в задачи нашей мастерской, а потому вместо этих сложных механизмов поставили обычные регулировочные болты.На правах рекламы