СПОРТЛУЧШИЙ ГОНЩИКЕвгений Вертунов:«Хочу попробовать буквально все!»Путь от дебютанта до лучшего гонщика страны этот пилот преодолел за неполные пять лет. Сейчас чемпиону России, участнику чемпионата мира по ралли 24 года. Нет сомнений, перед нами большой гоночный талант. С Евгением Вертуновым беседует Вадим Крючков. Фото автора, Юрия Тюрина и Георгия Садкова.– Евгений, как началась ваша гоночная карьера? – Пилотом раллийного автомобиля вы стали в 19 лет?– Посещать автомобильные соревнования стал с 12 лет. Отец Александр Анатольевич Вертунов частенько брал меня с собой на трековые гонки и ралли поболеть за своего хорошего товарища Сергея Успенского. Гоночная атмосфера мне, конечно же, нравилась. Но горячее желание хоть когда-нибудь попробовать свои силы за рулем спортивного автомобиля считал несбыточной мечтой. Однако в 2003 году Успенский – организатор раллийного монокубка «Ситроен» – внезапно предложил отцу заявить меня на ралли… штурманом. Понравилось. Но, признаюсь, с нетерпением ждал того момента, когда смогу пересесть с правого сиденья в левое. И однажды это случилось!292 За рулем 05/2008– Совершенно верно. По российским возрастным меркам, наверное, рано, но по зарубежным – едва ли не слишком поздно. К счастью, с дальнейшей гоночной карьерой мне повезло. Уже в следующем сезоне вместе со штурманом Мариной Даниловой завоевали «бронзу» в Кубке «Ситроен».– Очень быстро вы прошли путь от дебютанта монокубка до чемпиона страны и участника мирового первенства. Как такое стало возможным?– Вокруг было много людей, которые помогали. В первую очередь, отец и Сергей Вадимович Успенский. Однажды он предложил проехать на своем «СубаруИмпреза» традиционную гонку «Трофей Пено». Это событие стало уроком плава-– Кого считаете первым учителем, кто тренирует сейчас?ния с забросом за буйки: короткий инструктаж – и вперед! Получилось. Так, шаг за шагом, попал в команду «Успенский ралли техника» и в 2006-м на полноприводном «Субару» выиграл первую гонку чемпионата страны – ралли «Новороссийск». В 2007 году очередной сюрприз – строго по плану на сезон стартовал за рубежом в многоэтапном «Трофее «Форд Фиеста», а тут подвернулся вакантный «Субару», подготовленный для выступлений на чемпионате мира. Так состоялось знакомство с этапами WRC.– Первой объяснила мне, что такое спортивный автомобиль и как им управлять, Светлана Муравейникова – инструктор контраварийной подготовки. В прошлом году пилот стал чемпионом России по ралли, бронзовым призером международного «Трофея «ФордФиеста», финишировал четвертым в классе N4 на этапе чемпионата мира в Японии, в начале нынешнего – победителем «Гонки звезд «За рулем» в командном зачете.Сейчас тренера как такового нет, скорее наставник – Сергей Успенский.– Вы дебютировали на трековых гонках в 2005 году, потом был перерыв. И вот, в нынешнем феврале – возвращение на ледовую дорожку. Да какое! После «Гонки звезд «За рулем» вы удостоились похвал от специалистов, весьма скупых на лестные отзывы. Откуда появился ипподромный опыт?– Поначалу была возможность попробовать силы на зимнем треке, и я этим воспользовался. А потом, пару лет спустя, пришло понимание, как надо ехать правильно. Если хотите – некий внутренний скачок. То есть количество часов, проведенных за рулем, переросло в качество. Было это на тестах перед ралли «Новороссийск»: внезапно осознал – пилотировать надо иначе и на ралли, и на ипподроме. Судя по результатам – не ошибся.– Евгений, в ходе сезона-2007 довелось выступать и на «Субару» 4х4, и на «ФордеФиеста» с одной ведущей осью. Какой тип привода вам по душе?– Мне больше нравится полный привод. Мощная машина со всеми ведущими позволяет компенсировать небольшие ошибки. Автомобиль с передним приводом строже, мощность его двигателя меньше, а значит, требуется более четко выдерживать траекторию. При пересадке с «Субару» на «Форд» даже понадобилось внести коррективы в принцип запи-Ралли «Южный Урал–2007», где экипаж Е. Вертунов – Г. Трошкин финишировал вторым.На правах рекламы СПОРТ | ЛУЧШИЙ ГОНЩИКЧемпионат мира, «Шведское ралли». Первая гонка Евгения на «Субару» новой модели.си скоростной стенограммы, которую читает штурман на спецучастке.– Сильно ли отличается новая «Субару» с кузовом хэтчбек от седана прошлого поколения?– Кого из гонщиков считаете своим кумиром?– Прежняя «Субару» была сложнее в пилотировании, но позволяла ехать жестче – лучше переносила скачки по ямам и прыжки с трамплинов. Новый автомобиль объективно лучше по управляемости, однако требует более деликатного обращения.– Сколько этапов чемпионата мира по ралли планируете проехать в этом году?– Таких людей несколько. В российском автоспорте симпатии определились еще в детстве – примером для подражания считаю Сергея Успенского. Из пилотов WRC симпатизирую Петеру Сольбергу, а в формуле 1 болею за Фернандо Алонсо с того момента, как он пришел в команду «Рено».– Ваш тип темперамента?– Евгений, вы охотно идете на контакт и внешне легко общаетесь с представителями прессы. В чем секрет?лакс». В общем – разную, лишь бы действительно хорошую и без крайностей.– Конечно же, умение контактировать со СМИ для современного пилота необходимо. Лично мне это дается без усилий. Если хотите – врожденная коммуникабельность.– Предпочтения в еде?– Намечен старт на шести этапах, включая уже прошедшее ралли Швеции. Очень хотел бы проехать асфальтовую гонку. Возможно, не этап чемпионата мира, а какое-нибудь традиционное состязание. Во всяком случае, в планах есть отработка асфальтовых навыков.– Кто, по мнению пилота, который сам участвует в чемпионате мира по ралли, выиграет нынче в зачете WRC?– Сложно сказать. Наверное, единственного ярко выраженного типа нет. Думаю, есть черты и холерика, и сангвиника, и флегматика. Но уж точно, не меланхолика!– Вы азартный человек?– На самом деле я, как говорится, всеяден, но когда есть возможность выбирать – предпочитаю итальянскую кухню.– А любимый сорт вина?– Да, безусловно!– На каком автомобиле хотели бы ездить ежедневно, будь у вас полная свобода выбора, позволяли бы обстоятельства и финансовые возможности?– Пробовал разные сорта, но пока этот напиток для меня загадка. Наверное, к пониманию оттенков вкуса марочного вина люди приходят с возрастом.– Если представится возможность, согласитесь попробовать свои силы в какой-либо другой дисциплине?– Сейчас на титул реально претендуют три пилота: Себастьен Лоэб, Микко Хирвонен, Яри-Матти Латвала. И хотя последний очень быстр, думаю, ему все же не хватит опыта, чтобы опередить более вкатанных конкурентов.– Любимая трасса, гонка?– Выбрать один очень тяжело, поэтому сейчас в поисках идеала достаточно часто их меняю. А вообще очень люблю автомобили и, признаюсь, с детства мечтаю их коллекционировать. Надеюсь, когда-нибудь такая коллекция соберется. Пусть маленькая, но с самыми близкими сердцу моделями.– Ваши музыкальные пристрастия?– В чемпионате России – ралли «Новороссийск». Из зарубежных больше других понравилась «Новая Зеландия».294 За рулем 05/2008– Четких предпочтений того или иного стиля нет. На отдыхе с друзьями слушаю клубную, в автомобиле – «Радио ре-– Да, конечно. Есть большое желание попробовать буквально все. Причем не только в автогонках. Были, например, мечты прыгнуть с парашютом, выполнить несколько фигур высшего пилотажа на спортивном самолете. Их я уже осуществил. Что касается автоспорта, с удовольствием стартовал бы на кольце, в 24-часовой гонке «Ле-Ман» или «Нюрбургринг», а быть может, и в легендарном марафоне «Дакар».