СПОРТАВТОКРОССПочем альтернатива?Карьеру в автоспорте лучше всего начинать с картинга. Ну а тем, у кого поблизости нет картодрома, дешевле и доступнее кросса ничего не найти, – уверяет Юрий Тюрин.Кольцевые гонки по грунту популярны с советских времен. Сейчас в России множество трасс, пригодных для соревнований юных спортсменов в возрасте от 8 до 20 лет. Для тренировок и вовсе подойдет любой пустырь. Самые младшие ребята научатся управлять простейшим гоночным автомобилем – мини-багги с мотором от газонокосилки (чаще всего это 160-кубовая «Хонда»). Пересев на «грунтовую формулу» – карт-кросс, освоятся с многоступенчатой коробкой и более мощным мотоциклетным двигателем. Далее – выбор между состязаниями на «Оке» либо багги с ее же мотором. Во всех классах, помимо кроссов местного значения, проводятся официальные всероссийские соревнования. Не стоит, однако, думать, что за таким началом неизбежно последует длительная кроссовая карьера. Многие из тех,кто начинал в кроссе, стали прославленными раллистами и кольцевиками: Сергей Успенский, Александр Желудов, Алексей Дудукало, Александр Сотников. Тимур Садрединов, к 18 годам успевший выиграть «Гонку звезд «За рулем» и стартовать в чемпионате мира WTCC, всю начальную подготовку прошел за рулем «Оки». Многие организаторы не берут с юных пилотов стартовые взносы. Однако никто не отменял расходы на переезды, экипировку (см. ЗР, 2008 № 1) и само собой покупку гоночной машины с набором запчастей. Для выезда на гонку понадобится прицеп-автовоз, где разместятся два мини-багги или один автомобиль побольше. В качестве тягача и мотор-хоума, сочетающего склад запчастей с дачей и кухней, чаще используют «Газель», хотя, конечно, дизельный «Мерседес» предпочтительнее. В дальнейшем главные затраты придутся на топливо для тягачаи гоночных машин. Обычно удается уложиться в6 тыс. руб. на дальних маршрутах. Размер продуктовой корзины на уик-энд команда может посчитать самостоятельно. Важное послабление – разрешена экипировка с заканчивающейся или просроченной омологацией. Это существенно снижает стоимость комплекта. Кстати, в нем обязательны гоночные очки с протяжкой прозрачной пленки. Еще один плюс: в кроссе перчатки и обувь изнашиваются медленно, и, в отличие от картинга, меняют их по мере того, как одежда становится мала. В начальную школу – класс минибагги – принимают ребят в возрасте от 8 до 12 лет (и девочек тоже!). Двигатели на детских машинах надежны и выдерживают несколько сезонов. Менять придется только колеса, которых хватает как минимум на год. Карт-кросс – от 10 до288 За рулем 05/2008 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ ЮНОГО КРОССМЕНА (руб.)Статья расходовМИНИ-БАГГИМин. 79 800 14 370 3720 97 890 150 000 11 600 70 000 231 000 47 000 23 500 10 000 10 440 2500 10 000 103 440 1000 2460 1890 80 10 000 15 270Макс. 120 000 18 600 3900 142 500 367 390 15 600 165 285 548 275 213 880 47 000 70 500 12 075 5800 15 000 364 255 2000 14 460 2790 150 94 000 24 870Автомобиль Двигатель Комплект шин Всего: АвтомобильКАРТ-КРОССКомплект колес Двигатель Всего: Автомобиль Каркас безопасности Доработка двигателя Блокировка дифференциала Главная пара Обслуживание двигателя (в сезон) Всего: Стартовые взносы Комбинезон гонщика Очки с протяжкой пленки Пленка для очков Комплект амортизаторов Ремни и кресло14 лет. Эту машину можно затем превратить в багги «Д3-Юниор», поставив мотор от «Оки» вместо мотоциклетного. Тут, как ив мини-багги, расходными материалами будут колеса, к которым добавятся амортизаторы. «Ока-Юниор» или «Д3-Юниор»: возраст участников с 14 до 20 лет, с юниоров берут стартовые взносы. Тут уже решают родители, какие це-ли перед своим ребенком ставить и как их достигать. В юниорских классах изрядная свобода подготовки, можно вечно поднимать мощность и скорость, но – увеличатся траты и снизится ресурс. Впрочем, многократный победитель чемпионатов и первенств страны Максим Буторин свои титулы завоевал практически на стандартной «Оке».ПРОЧИЕ РАСХОДЫ«ОКА-ЮНИОР» И «Д3-ЮНИОР»На правах рекламы СПОРТС МИРУ ПО ГОНКЕПредисловие к летуЗимняя часть чемпионата России по ралли завершилась карельской гонкой «Ладога». Победу – уже вторую в сезоне – одержал юный Евгений Новиков, на сей раз изменивший марке «Субару» с «Лансером Evo IX». Он же, естественно, лидирует в «полноприводном» зачете N4 с ощутимым отрывом. Все основные соперники Жени не сумели зимой избежать локальных неудач. Один сход в трех гонках на счету действующего чемпиона Евгения Вертунова – ему не покорилась дистанция ралли «Пено». Там же в последние минуты экс-чемпион Андрей Жигунов из-за лопнувшей шины уступил верную победу и вообще не попал на подиум. А другой экс-чемпион Александр Желудов неубедительно проехал стартовое ралли «Ермак». Новиков же ниже второго места не опускался. Отметим оживление в новом для России классе N3 (2-литровые машины с приводом на одну ось; он появился год назад). Благодаря массовому пришествию «Форда-Фиеста ST» очки набрали уже больше десятка экипажей. Так что ив N3 ныне полноценный чемпионат, а лидирует москвич Сергей Нарышкин, отличившийся на «Пено» и «Ладоге».КАЛЕНДАРЬКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ 11 мая RTCC, 1-й этап, Мячково (дата не утверждена) РАЛЛИ 2–3 мая Кубок России, «Пустошка», Псковская обл. 16–17 мая Кубок России, «Горные вершины», Краснодарский край 24–25 мая Кубок России, «Сестрорецк», Ленинградская обл. 23–25 мая традиционная гонка, «Восток», Приморский край КРОСС, РАЛЛИ-КРОСС 3–4 мая традиционная гонка (легковые, мини-багги), Тольятти 3–4 мая Кубок России (легковые, багги), Ставрополь 10–11 мая Кубок России, «День Победы» (все классы), Рязань 10–11 мая традиционная гонка (юниоры), С.-Петербург 17–18 мая Кубок России (легковые), Чусовой 17–18 мая традиционная гонка (легковые, багги), Зеленокумск 17–18 мая традиционная гонка (легковые), Воронеж 17–18 мая чемпионат России по ралли-кроссу, Пенза 23–24 мая традиционная гонка (легковые), Чита 24–25 мая чемпионат России по ралли-кроссу, Казань 24–25 мая первенство России (юниоры), Зеленоград 24–25 мая традиционная гонка (легковые, багги), Златоуст 31 мая – 1 июня чемпионат России по ралли-кроссу, ТольяттиКаникулы ПетроваС третьей попытки Виталий Петров одержал победу на этапе «зимней» серии GP2 Asia, впервые добавленной к привычному летнему чемпионату. Гонка в Дубаи очков россиянину не принесла, в индонезийском Сентуле он вошел в тройку призеров, а в малазийском Сепанге уверенно победил. По сумме этапов Петров теперь на втором месте, уступая лишь быстрому дебютанту GP2 французу Роману Гросжану – действующему чемпиону Евросерии формулы 3. Все пять гонок нового азиатского турнира проходят в теплых странах, и для большинства пилотов восточные трассы – загадка. Многие команды зи-мой предпочли обкатывать новичков – вчерашних лидеров из различных молодежных чемпионатов. Поэтому равных по опыту соперников у Петрова немного, и он считает, что выиграть зимнюю серию ему по силам.РЕЗУЛЬТАТЫЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ 3-й этап, ралли Мексики 1. С. Лоэб (Франция, «Ситроен-С4») 3.:33.29 2. К. Эткинсон (Австралия, «Субару-Импреза») 1.06 3. Я.-М. Латвала (Финляндия, «Форд-Фокус») 1.39 4. М. Хирвонен (Финляндия, «Форд-Фокус») 3.38 5. Х. Сольберг (Норвегия, «Форд-Фокус») 4.57 6. М. Уилсон (Великобритания, «Форд-Фокус») 6.28 7. Ф. Вильягра (Аргентина, «Форд-Фокус») 19.03 8. С. Огье (Франция, «Ситроен-С2») 25.24 ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ПО РАЛЛИ 3-й этап, ралли «Ладога» 1. Е. Новиков (Москва, «Мицубиси-Лансер Evo IX») 1:36.06 2. А. Жигунов (Москва, «Мицубиси-Лансер Evo IX») 0.21 3. А. Желудов (Одинцово, «Субару-Импреза WRX Sti») 0.29 4. Е. Вертунов (Москва, «Субару-Импреза WRX Sti») 0.49 5. В. Прохоров (Москва, «Мицубиси-Лансер Evo IX») 2.51 6. А. Гаврилов (Вольск, «Субару-Импреза WRX») 4.15 КУБОК РОССИИ ПО ТРЕКОВЫМ ГОНКАМ, ИТОГИ А-1600 1. А. Ягудин (Нурлат) 300 2. М. Наквасин (Екатеринбург) 236 3. Т. Тимерзянов (Казань) 225 «Lada» 1. А. Радошнов (Оренбург) 179 2. В. Мезенцев (Тольятти) 177 3. И. Огуленко (Самара) 173 «Волга» 1. А. Демидов (Н. Новгород) 200 2. А. Хренов (Н. Новгород) 178 3. М. Чесноков (Н. Новгород) 178Чемпионы в опалеБлизится к финишу третий сезон серии A1 Grand Prix. Заезды восьмого этапа в Мехико лучше удались британцу Оливеру Джарвису. Он был единственным, кому здесь удалось побывать на подиуме дважды – оба раза вторым. Но это лишь немного поправило дела команды Англии, она вышла на четвертое место,Фото Паоло Пеллегриниобойдя Южную Африку. Теперь ближайший ориентир – Франция, победитель первого сезона А1. Германия, выигравшая год назад, прочно увязла в середине турнирной таблицы, хотя ее всю зиму представлял тот же пилот – Нико Хюлькенберг. Кто же лидеры в неофициальном Кубке мира? Удивительно – это команды стран, не считающихся заправилами в мировом автоспорте. Впереди еще с осени идет Швейцария (ее цвета защищает Нил Яни), за ней – Новая Зеландия (Джонни Рейд). Разрыв между ними – всего 13 очков – можно отыграть, а потому баталии на оставшихся этапах в Шанхае и Брэндс-Хэтч ожидаются жаркие.290 За рулем 05/2008