АВТОРЫНОКNISSAN ALMERA В ДЕТАЛЯХ (2000–2008)Продукт глобализации«Ниссан-Алмера» создавали «всем миром»: проектировали в Японии и Европе, а собирали не только на родине марки, но также в Англии и Корее. Не стала ли надежность от семи нянек дитем без глазу, выяснял Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.«Алмера» (N16) пользуется устойчивым спросом, отчего цены на вторичном рынке низкими не назовешь. За авто 2002 года нынче просят 270–335 тыс. руб., а стоимость машин 2005 года нередко переваливает за 400 000 рублей. Немного доплатить, и за 416 200 руб. – вот она, новая «Алмера-Классик» (В10) в простой комплектации РЕ, но с кондиционером! Некоторые так и поступают, однако остается немало желающих приобрести подержанный аппарат.ГЛАВНАЯ ДЕТАЛЬ Разумеется, основное внимание кузову. Слабое место – направляющие боко166 За рулем 05/2008вых стекол в задних дверях. Уже на исходе третьей зимы на них может выступить ржа, но пугаться ее не стоит – эти детали несложно поменять. Желательно сделать это сразу, иначе придется выводить въевшиеся ржавые разводы на дверях. Их хромированные ручки (если авто в богатой комплектации) тоже недолго радуют блеском: порой облезают всего за сезон. Решитесь поменять – возьмите лучше обычные крашеные или черные: они не так красивы, зато не «линяют». И почаще удаляйте мусор из стыка крыла с порогом! Эти места плохо проветриваются, а влажный компресс из листвы и грязи способствует скорой коррозии.В фарах авто первых партий после рестайлинга (2002 г., см. Историю модели) довольно быстро мутнели линзы в секциях ближнего света, отчего ухудшалась освещенность. Нередко «помутнение хрусталика» провоцировали сами владельцы, устанавливая нестандартные лампочки с большей теплоотдачей. Впрочем, на это дилеры «закрывали глаза» и всех «слепцов» меняли по гарантии. На несоответствие года выпуска авто и фар можно не обращать внимания – это еще не признак перенесенной аварии. Ни о чем не говорит и незначительная неравномерность зазоров кузовных панелей: у N16 (особенно ан- ИСТОРИЯ МОДЕЛИ2000 г. Дебют «Ниссана-Алмера» второго поколения (код модели N16). Кузов: 3–5-дверный хэтчбек, седан. Двигатели, бензиновые: P4, 1,5 л, 66 кВт/90 л.с.; Р4, 1,8 л, 84 кВт/114 л.с.; дизельный с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом P4, 2,2 л, 81 кВт/110 л.с. Привод передний, М5 или А4 (только с мотором 1,8 л). Крэш-тест EuroNCAP: 9 баллов за фронтальный удар и 18 – за боковой. Общий итог – четыре звезды. 2002 г. Рестайлинг. Изменились: оптика, бамперы, материалы обивки. Новые двигатели, бензиновые: P4, 1,5 л, 72 кВт/98 л.с.; Р4, 1,8 л, 85 кВт/116 л.с. (прежние моторы 1,5 и 1,8 л сняты с производства); дизельный с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом P4, 1,5 л, 60 кВт/82 л.с. 2003 г. Дизельный двигатель с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом Р4, 2,2 л, 100 кВт/136 л.с. Новая М6 (только для этого мотора). 2006 г. В России представлена модификация «Алмера-Классик» (код модели В10) – корейский «Самсунг-SM3». Кузов: седан. Двигатель: бензиновый P4, 1,6 л, 79 кВт/107 л.с., М5 или А4. Выпуск семейства N16 прекращен.Багажники обеих моделей изнутри весьма схожи. У N16 заднее сиденье складывается по частям (40/60).глийской сборки) такое не редкость. Поэтому следы ДТП ищем по другим признакам – тону окраски, швам мастики и пр., а лучше дефектоскопом, который есть у большинства дилеров. Если машина в серьезных переделках не была, то, случись беда, на защиту в четыре звезды по EuroNCAP можете рассчитывать. Однако при испытании основные баллы модель заработала за боковой удар, а вот фронтальный крэш-тест манекены перенесли весьма болезненно – пострадали ноги. Да и общая деформация кузова оказалась критической, запаса на погашение большей энергии фактически не осталось. И это при таком монументальном капоте! Под ним даже самому крупному в гамме дизельному двигателю YD22 (2,2 л) вполне просторно.ЭНЕРГИЯ ДВИЖЕНИЯ Дизели к нам официально не поставляли, но на вторичном рынке они встречаются. Среди них немало «полуторок»К9К – в основном из Европы, где испанские и французские агрегаты зарекомендовали себя молодцами. Но не соблазняйтесь топливной экономичностью – в дефиците запчасти и специалисты по дизелям. К тому же известны случаи выхода из строя подкачивающего насоса и дорогущих форсунок. Бензиновые QG18 (1,8 л) – большие любители масла, угар 0,5 л на 1000 км в порядке вещей. Если компрессия в норме, с этим проще мириться, периодически следя за уровнем. Но при пробегах за 150 тыс. км ремонт зачастую неизбежен. К этому сроку стирается хон с цилиндров, масло на стенках плохо задерживается, провоцируя ускоренный износ цилиндропоршневой группы. Виной тому близко расположенный нейтрализатор. Догорающее на его сотах масло повышает температуру, керамика разрушается, а ее твердые частицы-песчинки засасываются в цилиндры из-за пульсаций выпускного потока. Такой абразив для пары тре-На правах рекламы АВТОРЫНОК | NISSAN ALMERA В ДЕТАЛЯХ (2000–2008) СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика (мотор-тест) Диагностика ходовой части / тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена масла АКП / МКП Замена ремней навесных агрегатов Замена цепи распредвалов Замена топливного насоса Замена стоек и втулок стабилизатора Очистка механизмов и замена тормозных колодок передних / задних Регулировка углов установки колес Нормочас Дизайн салона N16 не назовешь старомодным, но, увы, тихим тоже. Ловить в нем сверчков – неблагодарное занятие. Возраст В10 выдает блок отопителя, но пользоваться им вполне удобно, да и пластик салона здесь более молчалив.*Для барабанных механизмов.Стоимость, руб. 750 750 / 750 870 1200 / 900 1350 6300 1300 1840 1800 / 2100 (2350*) 1780 1300ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее / заднее Накладка бампера переднего / заднего Блок-фара / задний фонарь (наружная секция седана) Капот Направляющая стекла задней двери Фильтр двигателя масляный / воздушный Фильтр салона Комплект ГРМ (цепь + натяжитель + три успокоителя) Комплект прокладок для замены цепи ГРМ Топливный насос в сборе Тормозные диски передние, пара (авто с ABS) Тормозные диски задние, пара Тормозные колодки передние (авто с ABS) / задние (для дисковых механизмов) Подшипник ступицы передний + стопорное кольцо / задний (в сборе со ступицей)*В зависимости от года авто.Стоимость, руб. 5310 / 8960 5090 / 5090–5600* 7310–7580* / 4200–5330* 9240 1740–2070* 390 / 680 750 8740+2900+955 +955+4230 2270 10 550–11 520* 5890 4260 3340 / 2830 1730+210 / 6670–6810*ния – приговор. При ремонте, а их может быть два (с увеличением диаметра на 0,25 и 0,5 мм), наши умельцы дорабатывают новые поршни, сверля дополнительные сквозные отверстия в канавках маслосъемных колец – для лучшего отвода масла. Проблема повышенного угара решается, да и выгорание сот нейтрализатора уменьшается. У моторов QG15 (1,5 л) таких проблем нет, несмотря на схожесть конструкции поршней и такую же близость168 За рулем 05/2008нейтрализатора. Очевидно, пульсации выпуска здесь меньше, поэтому частички керамики не долетают до цилиндров. Да и вероятность появления такого мусора здесь меньше: ведь эти моторы, как и QG16 (1,6 л), реже переводят масло. Однако есть другая общая проблема.СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ В приводе ГРМ трудится цепь Морзе – казалось бы, время ей нипочем. Увы, первые признаки предельного вытяги-вания, при которых не совпадает сигнал с датчиков положения коленвала и распредвала, проявляются порой уже после 120 тыс. км, а у дорестайлинговых версий привод частенько меняли по гарантии при пробегах всего 60–80 тыс. км! Неизбежность замены почувствуете по неровной работе на холостых с загоранием Check Engine или по плохому запуску. В крайнем случае, можно завести мотор по обходной программе (в блоке управления она предусмотрена), сняв ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОПУЛЯРНЫХ ВЕРСИЙЗатраты* (ремонт и ТО у дилера) Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 75 тыс. км Стоимость ТО 75-150 тыс. км включительно (с расходниками) Стоимость, руб. 1,5 МКП 358 000 49 790 1,8 АКП 406 000 52 270Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Замена цепи ГРМ (на 120 тыс. км) Тормозные колодки передние (на 90, 120 и 150 тыс. км) Тормозные диски передние (на 120 тыс. км) Тормозные колодки задние дисковые (на 90 и 135 тыс. км) Тормозные диски задние (на 90 тыс. км) Втулки и стойки стабилизатора (на 120 тыс. км) ИТОГО Средняя цена пятилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км Потери за три года эксплуатации (сумма всех затрат за вычетом цены продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя) Расходы на топливо (А-95, 22 руб./литр) Стоимость 1 км пробега*** 26 350 13 620 9260 7760 7930 – 427 710 300 000 4840 528 030 307 000 К мотору QG16 1,6 л претензий меньше всего – проблемы с цепью и нейтрализатором у него крайне редки. VIN – в кружочке. Номер двигателя (стрелка) сгнивает порой очень быстро, поэтому советуем сразу покрыть его лаком или антикором.127 710221 0308,6 141 900 3,5910,6 174 900 5,28Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Промывка форсунок Рулевой наконечник Подшипник передней ступицы Подшипник задней ступицы Сцепление (комплект) Радиатор системы охлаждения двигателя 18 990 11 730 2980 4560 5310 10 340 –*Цены на март 2008 г. **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.клемму с датчика, но лучше добраться до сервиса на буксире. Обязательно меняем все три успокоителя и натяжитель, а вот звездочек, как правило, хватает на второй срок. «Алмера-Классик» может не завестись также из-за отказа траспондера иммобилайзера. На это укажет моргание сигнальной лампы при вставленном ключе в замок зажигания. Не спешите вызывать эвакуатор! Зачастую достаточно на пару минут снять минусовуюклемму с аккумулятора (иногда дважды), после чего, как правило, работоспособность восстанавливается. У «Алмеры-Классик» частенько не выключается вентилятор охлаждения двигателя. Причина в замыкании цепи проводки датчика, которую дилеры хорошо знают и лечат «с закрытыми глазами». «Коротыш» живет в участке проводки у рулевой рейки. Ездить можно ис постоянно работающим вентилятором, только расход топлива увеличива-На правах рекламы АВТОРЫНОК | NISSAN ALMERA В ДЕТАЛЯХ (2000–2008)Потеков масла здесь не встретишь, но в этом есть и оборотная сторона – после 200 тыс. км поддон двигателя прогнивает до дыр. Из-за угара масла (мотор QG18) разрушается нейтрализатор, и частички керамики, попадая в цилиндры, стирают «хон».Несмотря на сложность, задняя подвеска почти не требует внимания, чего, увы, не скажешь о подшипниках ступиц. Передняя подвеска весьма живуча, особенно варианты без стабилизатора. Экраны трубы выпуска (стрелка) быстро ржавеют.ется, а срок службы электромотора заметно сокращается. У N16 слабое место в проводке – под радиатором. От окисления со временем может отказать звуковой сигнал, кондиционер или начнет «гулять» температура двигателя. Случаются и более видимые отказы, когда для успешного пуска двигателя приходится хорошенько хлопнуть капотом, чтобы «встряхнуть» какой-нибудь контакт. Правда, такие неприятности проявляются при больших пробегах – более 150–180 тыс. км.МУЗЫКАЛЬНЫЙ ХИТ Сцепление по праву считают долгожителем: нередко оно выхаживает 180 тыс. км. А вот коробка порой сдается раньше – рассыпаются роликовые подшипники вторичного вала. Чаще этим страдают 5-ступенчатые агрегаты RS5F70A и RS5F31A. Если вы не любитель громкой музыки, то вовремя распознаете повышенный шум коробки. Тогда ремонт ограничится заменой подшипников и масла (API GL-4, SAE 75W90). Стоит прозевать – готовьтесь 170 За рулем 05/2008менять сальники, синхронизаторы и даже валы с шестернями. Японский автомат RL4F03A ярко выраженных болячек не имеет, важно лишь вовремя менять масло (через 60 тыс. км). Однако хоть изредка выключать музыку и здесь полезно: так легче распознать гул подшипников ступиц, который может появиться уже на 30 тыс. км. Передний подшипник меняем отдельно, а задний выполнен заодно со ступицей, поэтому и цена у него «кусачая» – от 6670 рублей!БЕЗ СЛАБОГО ЗВЕНА Меньше всего претензий к подвескам. N16 с бензиновым мотором 1,5 ли В10 с МКП даже не имеют стабилизатора поперечной устойчивости, а нет детали – нет проблемы. Да ис ним подвеска достаточно живуча, косточек нередко хватает на 120 тыс. км! Рычаги, сайлент-блоки и шаровые легко выхаживают 150 тыс. км, и даже сложный механизм Скотта-Рассела у заднего моста часто переживает этот рубеж. Передних колодок на N16 хватает на 30 тыс. км, задних дисковых – на45, а барабанных нередко и на 100 тысяч. Тормозные диски трудятся вдвое дольше. А вот у В10 колодки чересчур податливые, их порой меняют уже на первом ТО (15 тыс. км). Примерно с середины 2007 года завод перешел на более «долгоиграющие» детали, вернув ресурс в привычную норму. С остальными узлами и деталями – как повезет: иногда более ничего не беспокоит, а порой, например, внутренние наконечники рулевого механизма начинают стучать при пробегах 40-60 тыс. км. Меняются они только в сборе с рулевым механизмом (ZF PR25T), но на машины японской сборки ставили другую конструкцию, где тяги можно поменять отдельно. Других характерных болячек не замечено, а на фоне имеющихся напрашивается вывод: при покупке подержанной «Алмеры» лучше не экономить на квалифицированной диагностике – ведь ремонт порой куда дороже. Благодарим компанию «GENSER-NISSAN на Лобачевского» за помощь в подготовке материала.