ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ«Счетовод» меняет профессиюКак-то мы рассказали об особо точном и надежном расходомере (ЗР, 1999, № 7), изобретенном кандидатом технических наук Виктором Домогацким. С легкой руки ЗР прибор получил признание и выпускается серийно. Оказалось, запатентованный принцип роликолопастной гидромашины годится не только для учета, но и для… привода транспортных средств! С подобной гидрообъемной трансмиссией уже построен тепловоз, а в лаборатории гидромотор крутит автомобильное колесо. (Небольшой макет был также показан на выставке «Архимед-2008».) Вообще говоря, гидрообъемные трансмиссии известны очень давно, но используются в основном на тяжелых карьерных машинах – там, где без них трудно обойтись. Причина в низком, по сравнению с шестеренчатыми механизмами, КПД, обусловленном потерями в аксиально-поршневых моторах и насосах. А вот роликолопастный гидровариатор имеет потери не более 5% и, стало быть, вполне годится для легкового автомобиля. Итак, долой коробку передач, карданный вал и прочие железяки. На смену им приходят компактные гидромоторы у каждогоЭтот компактный экспериментальный гидромотор развивает мощность 30 кВт – более чем достаточно, ведь таких в автомобиле будет минимум два!Устройство роликолопастного гидромотора только кажется простым: сложность в строгом соблюдении форм, размеров и сопряжения деталей.колеса. Регулирование скорости движения и реверс обеспечивают изменением производительности насоса, надвигая на его ротор с лопатками цилиндрический стакан и уменьшая таким образом рабочую часть. В итоге можно плавно менять передаточное число от 1:1 до 200:1! Никакой другой вариатор тут и близко не стоит. Мало того, гидромотор – обратимая машина и при торможении может заряжать гидроаккумулятор давления, – вот вам и реализация популярного нынче гибридного принципа. Гидромотор очень легок и компактен. Например, 50-киловаттный ГМ-40 при диаметре 120 мм весит всего 6 кг, раскручивается до 10 000 об/мин. Как всегда бывает, изобретение, дойдя до определенного этапа, требует для внедрения солидных интеллектуальных и финансовых вложений, неподъемных для изобретателя-одиночки. А ведь мог бы осуществиться чисто наш, российский проект автомобиля…Развитие спиралиПисать о совершенствовании лампочек накаливания, пусть и галогенных, в век тотального наступления ксенона и светодиодов – занятие довольно странное. Тем не менее производители до сих пор продолжают выискивать резервы в раскаленной спирали: стало быть, слухи о кончине галогенок сильно преувеличены. Фирма «Осрам» нашла способ не только продлить век ламп в фарах тяжелых грузовиков (речь о лампах на 24 В) вдвое, но и во столько же раз увеличить освещенность дороги. Для этого применили запатентованную одиночную спираль с гораз196 За рулем 06/2008Как видим, освещение стало ярче, хотя и не поручимся, что вдвое. Но 40 м увеличенной дальнобойности, кажется, недалеки от истины.Традиционная нить накаливания галогенной лампочки на 24 В (слева) и новая – лампочки TRUCKSTAR.до более высокой стойкостью к ударам и вибрации. Вам не понятно, почему такая простая спиралька появилась не сразу? Вспомним, что нить накаливания должна обладать вполне определенным электрическим сопротивлением, причем в случае 24 В – вчетверо большим, чем при 12 В. До сих пор с этой целью применяли двойную спираль в ущерб долговечности и световым характеристикам. МАТЕРИА ЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховСхождение по принуждениюления схождением. Она может применяться и на самых примитивных подвесках, притом их стоимость будет вдвое ниже, чем многорычажного варианта. Более того, оказалось, что угол схождения вовсе не должен постоянно расти со скоростью. Оптимальным был бы случай, когда после примерно 120 км/ч он вновь стал бы несколько уменьшаться. Система АТС позволяет реализовать и такой алгоритм. Как утверждают разработчики, водитель сразу оценит управляемость автомобиля с новой системой. Подчеркнем – речь об активном водителе, который стремится использовать возможности машины на все 100%. Да только, где это нынче возможно?Когда автомобиль и так уже прекрасно слушается руля, легко выписывая замысловатые траектории, заданные водителем, то кажется, что все уже достигнуто и улучшать больше нечего. Но нет предела совершенству: специалистов фирмы «Продрайв» заинтересовал угол схождения задних колес переднеприводного автомобиля. «Правильный» изготовитель автомобиля не только задает этот параметр конструктивно, но и старается, чтобы при наборе скорости он несколько рос, примерно на полградуса. Правда, для этого приходится забыть о дешевой подвеске с торсионной балкой и применять сложную и громоздкую многорычажную конструкцию. Разработчики «Продрайва» нашли выход в создании системы Active Toe Control – активного управ-Задние колеса только кажутся пассивно крутящимися. Они еще и помогают передним в управлении автомобилем.Графики зависимости угла схождения задних колес от скорости автомобиля в случае многорычажной подвески ис системой АТС.На правах рекламы ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯАпгрейд на ходуСлово «апгрейд» – из компьютерного лексикона, но разве автомобиль уже не стал вместилищем нескольких специализированных «ноутбуков»? А коли так, изготовители постоянно обнаруживают те или иные ошибки в программах или находят возможности улучшить работу той или иной системы. Конечно, можно сменить прошивку контроллера, записавшись на прием к сервисмену, но… за-чем? Ведь современный автомобиль уже зачастую связан с Интернетом и, стало быть, может сам послать сообщение об ошибке в центр обновления, а оттуда получить диагноз и рецепт решения проблемы. Эта возможность уже существует для автомобилей БМВ и называется Teleservice Diagnose. Ну а апгрейд? Проект, над которым работают в настоящее время, носит название TeleProgrammierung. Только представьте – едете вы по городу, а на мониторе появляется сообщение: «Доступно обновление программы управления кондиционером. Загрузить?» Сам процесс получения данных осуществим и на ходу, но вот потом может потребоваться остановка и перезагрузка. Заметим, что в сервис-центре БМВ всегда будут знать о произведенных или отмененных апгрейдах каждого авто. Кстати, продвинутый водитель тоже сможет от нечего делать зайти на личную страничку и посмотреть текущую конфигурацию своей машины. Ведь, как известно, обновления могут быть важными, рекомендуемыми и необязательными. А вдруг вам вздумается загрузить какое-то из последнего разряда?Этот водитель как раз получил сообщение о доступных обновлениях.В данном случае будет произведен апгрейд климатконтроля.Слежка из-под асфальтаВ Европе вы редко встретите полицейских на дороге. Но не обольщайтесь: штрафная квитанция, выписанная роботом, придет почти неминуемо. До сих пор, однако, камеры слежения фиксировали превышение скорости, проезд на красный, неправильное перестроение да несоблюдение дистанции. Нынче внимание посетителей выставки «Интертрафик-2008» в Амстердаме привлекла разработка фирмы «ПроКонтур» из города Вальдсхут, способная на ходу, в плотном потоке, измерять глубину канавок протектора покрышек – и вдобавок выписывать штраф еще и по этому поводу. Система H3-D работает с помощью лазерных светодиодов и датчиков, встроенных в дорожное покрытие. Ее возможности впечатляют: скорость до 170 км/ч для нее не препятствие! Компьютер мгновенно сравнивает полученную картинку с заложенными в память образцами, идентифицирует тип покрышки и решает, скомандовать ли установленному чуть впереди фоторегистратору зафиксировать номер нарушителя.198 За рулем 06/2008Принцип работы новой электронной «напасти» H3-D. Спасет батарею и кошелекМы уже неоднократно писали о специальных датчиках состояния аккумуляторной батареи, предотвращающих ее неожиданный для водителя разряд. Одно из изделий фирмы «Континенталь» уже в нынешнем году выходит на большую серийную дорогу. Новый импульс к скорейшему внедрению дала становящаяся все более популярной система «Стоп энд гоу», когда в целях экономии дорогого топлива двигатель выключается на каждом светофоре. Стало быть, его приходится пускать вновь и вновь, особенно в городе. А значит, растут шансы остаться у разбитого корыта, простите, разряженной батареи. Сенсор IBS (Intelligent Battery Sensor), интегрированный в минусовую клемму, постоянно измеряет ток, напряжение и температуру, вычисляя реальное состояние батареи. И не даст контроллеру заглушить двигатель, если не уверен в его последующем пуске. Датчик работает в тандеме с преобразователем постоянного напряжения, устраняющим провалы в момент работы стартера, которые могут привести к сбоям в работе различной бортовой электроники, например навигатора. А теперь о том, как новинка бережет кошелек. Обычно генератор подзаряжает даже достаточно заряженную батарею (пусть и небольшим то-Пластиковая коробочка делает свинцовую клемму «разумным существом».ком). IBS отключит этот процесс и тем сэкономит топливо. А еще, постоянно отслеживая состояние аккумулятора, она даст знать о его приближающейся кончине и сэкономит деньги на буксир или эвакуатор: в Европе батареи самостоятельно не меняют.На правах рекламыЗа рулем 06/2008 199