СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCCЯвление 110Несколько лет назад Волжский автозавод сообщил о намерении стартовать в «туринговом» чемпионате мира. Потом настала тишина, изредка прерываемая туманными слухами. И вот – Валенсия, год 2008-й: «Лада» в компании БМВ, СЕАТ, «Шевроле» и «Хонды»! Редкое для российского автоспорта событие комментирует Сергей Зиновьев.На заводе за это время дважды сменилось руководство, и соответственно, приоритеты развития. Отчасти поэтому АВТОВАЗ, несмотря на наличие спортивного подразделения, в очередной раз не воплотил заявленную идею. Подобная участь, напомним, не так давно постигла еще два громких проекта. В раллийном чемпионате мира не увидели «десятку» группы S2000, хотя ее построили и даже выгуливали на отечественных гонках. А на «Дакар» не поехала «Шеви-Нива» – ее прототип показали на нескольких домашних выставках. Кольцевой «Ладе-110» повезло больше. Дело, начатое три года назад заводом, подхватила маленькая частная команда и довела до логичного завершения. Машина стартовала, и именно там, где обещали! Очевидно, заводу так даже удобнее. На особые (и тем более быстрые) успехи в первенстве планеты рассчиты242 За рулем 07/2008вать вряд ли стоит, а в случае провала он вроде и ни при чем – реноме марки не пострадает. Всю критику примет на себя команда Russian Bears Motorsport («Русские медведи») – официальный автор автомобиля Lada 110 2.0 кольцевого класса S2000. Тем не менее посмотреть его дебют в Валенсии приезжал Владимир Губа, не так давно занимавший на АВТОВАЗе пост главного конструктора, ныне – директор по спецпроектам. Похоже, связь между заводом и двумя стартовавшими машинами все-таки есть. Просто ее не афишируют. По схожей схеме работает сейчас тандем «Хонды» и итальянской команды N. Technology, построившей «Аккорд Euro R» в одном экземпляре. Правда, в отличие от «Лады», «Хонда» заявлена в зачет марок. «Русские медведи» не столь амбициозны, Виктор Шаповалов и Яап ван Лаген будут сражаться в зачете для частных пилотов – Трофее «Йокогамы».Надежд на успех немного. И не только потому, что «медведи» пропустили два этапа. Лидеры зачета частников – опытные пилоты, собаку съевшие в кузовных гонках. Итальянец Стефано Д’Асте – прошлогодний победитель Трофея, выступает в ETCC/WTCC с 2004-го. Пьер-Ив Кортельс, прежде чем прийти в мировой «туринг», выиграл все, что можно, в родной Бельгии, начиная с картинга. Лишь молодой испанец Серхио Эрнандес поначалу шел в направлении формулы 1, но застрял на стадии чемпионата GP2, где провел два сезона. К ним еще добавился многократный чемпион Германии Франц Энгштлер – в составе его команды (Team Engstler) выступает также наш Андрей Романов. Оружие Кортельса – «СЕАТ-Леон», у остальных – БМВ-320si. Думается, в этом году у «Лады» нет шансов даже на призовые места по итогам отдельных этапов. Для примера – дебют заводской команды «Шевроле» в 2005 году: Ален Меню, Ни- кола Ларини и Роберт Хафф (не последние, надо сказать, имена в мировом автоспорте) набрали за весь сезон 21 очко на троих! Нужно что-то еще пояснять? Пилоты «Шевроле», кстати, стали героями этапа в Валенсии. Хафф и Меню одержали победы в заездах, нарушив гегемонию СЕАТа. А что же БМВ и Энди Приоль – три года подряд действующие чемпионы? Баварский поезд все никак не наберет победный темп. Приоль и его партнер Йорг Мюллер выглядели в Валенсии неплохо, оба раза финишировали в очках, взяли один подиум, но этого явно мало! Тем более машины их отнюдь не были перегружены балластом. Энди Приоль пока не в состоянии объяснить, что происходит с его машиной и командой: «Было невероятно сложно. Меня все время кто-то догонял, атаковал и обгонял. Даже третье место удержал с трудом». И в заключение намекнул, что ситуацию мог бы спасти переход БМВ на дизельные двигатели, как у СЕАТа. Возможно, в этом есть здравый смысл – дизельные «леоны» заметно быстрее бензиновых (в чемпионате сейчас играют оба варианта). И пока СЕАТ уверенно держит лидерство: в зачете пилотов первые пять мест, в зачете марок – отрыв в 30 очков! Неужели чемпион наконец-то поменяется? Россияне в категории «частников» тоже набрали очки, но очень, очень скромные. В дополнение к «медведям» и Андрею Романову в Испанию приеха-«РУССКИЕ МЕДВЕДИ» – КТО ОНИ?Команда Russian Bears Motorsport родилась два года назад для выступлений в голландском «туринге». Боевой техникой тогда были БМВ-320 – самый распространенный и надежный вариант для национальных первенств. Однако машины прошли по 3–4 сезона, настало время их сменить. Замороженный проект АВТОВАЗа пришелся кстати. Выступая на БМВ или СЕАТе, как делают многие «частники», никого не удивишь. А новая марка, тем более российская, привлекла большое внимание. Техника: «Лада-110 2.0» с двигателем «Опель» (275 л.с. – нормальный для современного «туринга» показатель). Заявленные пилоты: Виктор Шаповалов(Россия, 43 года, в автоспорте с 1998 года, призер этапов чемпионата России и Голландии), Яап ван Лаген (Голландия, 32 года, многократный чемпион Голландии, победитель Еврокубка «Рено-Меган Трофи» в 2006-м). Управляющий менеджер команды «Русские медведи» – Дмитрий Берников, в прошлом известный гонщик, с 1997 по 2001-й выступал за команду «ЛогоВАЗ». Спортивный директор – знаменитый Алексей Григорьев, многократный чемпион СССР по кольцу, победитель Кубка дружбы. Имя шеф-механика также о многом говорит – Роман Колесников, выдающийся кроссмен-баггист, призер чемпионата Европы.Титаническими усилиями пилоты БМВ заработали в Испании 19 очков – против 23 у СЕАТа и 32 у «Шевроле»!За рулем 07/2008 243 СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCCРасстановка в заезде весьма похожа на турнирную таблицу: впереди много «леонов». Лидирует по сумме трех этапов ветеран Габриэле Тарквини.ла питерская команда «Голден моторс». Однако «Аккорды» Александра Львова и Андрея Смецкого догрузили балластом по 30 кг – оговоренная регламентом плата за секвентальную коробку передач. И собственно, выше 16-го места никому из наших подняться не удалось.В первом заезде это сделал Романов, во втором – Львов. Что касается «Лады» – двадцатое место Виктора Шаповалова (при 27 стартовавших). Важнейший в гонках показатель времени прохождения круга отнюдь не обнадеживает: проигрышлидерам около трех секунд. Но не будем слишком строги к новичкам чемпионата мира – людям и машинам. Для первого сезона в столь серьезной серии вполне годится принцип «главное – участие», и никто, в общем, не требует от россиян скорых побед.Третий подряд неудачный этап провел Аугусто Фарфус – ноль очков и помятая машина. Прошлогодний призер Джеймс Томпсон пересел с «Альфы» на «Хонду». За «безочковые» одиннадцатые места пришлось еще попотеть.244 За рулем 07/2008