РЕМОНТ И СЕРВИСИНСТРУМЕНТ ГОЛОВКИНа четверть дюймаНесмотря на многообразие рожковых, комбинированных и накидных ключей, трудно представить арсенал механика без торцевых головок. Именно они позволяют реализовать наибольший момент на ключе – отвернуть туго затянутый или приржавевший крепеж. Выпускают несколько типоразмеров, различающихся присоединительным квадратом. Геннадий Емелькин расскажет о самом компактном, на 1/4 дюйма (6,4 мм).На все случаи недорогой комплект вряд ли подберете – ассортимент многих азиатских фирм небогат, поэтому недостающие элементы придется докупать у других производителей. Прежде всего, доукомплектуем набор головками для болтов с шестигранником. Тем, кто работает с мелким крепежом, рекомендую докупить головки на 3,2, 3,5, 4,0 и 4,5 мм, которых, как правило, нет в стандартном наборе. Аналогичная ситуация с более крупными головками: обычно максимальный размер в наборе – 13 мм, а порой не обойтись без 14 мм. А вот 15 и 16 мм предлагает только фирма Snap-on. Но они и не очень нужны: усилие отворачивания таких болтов уже большое, и создать необходимый момент на короткой рукоятке, с квадратом 1/4 дюйма очень трудно. А вот отворачивать дюймовый крепеж близкими по размеру метрическими головками не рекомендую, можно повредить грани. Для этой цели есть наборы дюймовых головок.Как ис рожковыми ключами, сегодня нет необходимости покупать дорогие наборы от известных европейских производителей. Качество изделий из Китая хорошее, а цены в 3–5 раз ниже европейских аналогов. Набор самых распространенных головок обойдется в 900–1100 рублей. В стандартный набор, как правило, входят трещотка, кардан, пара удлинителей, вороток, рукоятка, головки от 5 до 14 мм. В комплекты подороже включены головки под внутренние шестигранники, насадки под шлиц, крест и т.д. Их цены, естественно, чуть выше, но вряд ли отпугнут покупателя. Приобретать комплекты всегда выгодно, ведь головки россыпью обойдутся дороже – в среднем раза в полтора-два. Не все болты и гайки находятся в зоне прямой видимости, и подтянуть их, используя прямой, жесткий удлинитель, затруднительно. Необходимо, чтобы головка слегка поворачивалась. Для этого случая есть удлинители со скруглениями, позволяющими головке отклоняться от вертикальной оси на угол ±8 градусов. Дальнейшее развитие этой идеи воплощено в гибких удлинителях. Обратная сторона универсальности – небольшой крутящий момент (около 10 Н.м), который они способны выдержать без повреждения.190 За рулем 07/2008 Головки под хитрые профили (о них поговорим в одном из следующих номеров) есть во многих наборах, недостающие можно докупить. Под квадрат 1/4 дюйма их выбор, пожалуй, наибольший. А вороток позволяет реализовать момент существенно выше, чем с простой отверткой.Вариантов исполнения трещоток много: с поворотной рукояткой, которая может быть как прямой, так и изогнутой, разными вариантами переключения трещоточного механизма (чаще всего флажковый или поворотное кольцо) плюс его блокировка, с крупным либо мелким шагом зуба, в пластиковом, алюминиевом или стальном корпусе и т.д. Для подавляющего большинства работ достаточно прямой трещотки с флажковым механизмом переключения. Вариант с кольцом тоже неплох, но замасленным пальцем переключать неудобно – проскальзывает. Чем крупнее шаг зуба, тем большую нагрузку узел выдержит без разрушения. Оборотная сторона силы – большой шаг, и при затягивании болта необходимо придерживать удлинитель на обратном ходе, чтобы гайка не возвращалась в исходное положение. При выборе трещотки обращайте внимание на длину ручки: для удобства хорошо иметь хотя бы два варианта – или же использовать для больших моментов другой размер квадрата. Частный случай традиционной трещотки – компактная кольцевая, которая чаще используется в паре с рукояткой (см. выше) или воротком.Узлы и механизмы в современных автомобилях плотно скомпонованы. Для их обслуживания и ремонта принадлежностей часто не хватает штатного набора головок. Нужны дополнительные удлинители (разной длины, ведь порой решение проблемы упирается в какие-то миллиметры!), которые стоит докупить, тем более что нередко удается разместить их в штатном наборе. Выбор у большинства фирм богатый, начиная с 30 мм и до 500 (!) мм. Последний, например, позволяет с комфортом подтягивать хомуты системы охлаждения в нижней части моторного отсека.На основе удлинителя сделана рукоятка. На тыльной части у многих моделей внутренний квадрат 1/4 дюйма для установки трещотки, воротка либо удлинителя. При больших углах поможет дополнительное поворотное звено – кардан. У некоторых моделей есть пружинные шайбы, препятствующие складыванию звеньев. Это позволяет надеть головку на шляпку болта, не придерживая ее рукой.За рулем 07/2008 191