238
239
СПОРТСЧЕТОВОДПокупаем картыНебольшой размер автомобильчика по имени «карт» не должен вводить в заблуждение. Это полноценный и очень быстрый гоночный болид, требующий, помимо прочего, весомых трат. Вадим Крючков рассматривает три способа вхождения в автогонки через картинг.Вариант 1 «ПРОФЕССИОНАЛ-ХОЗЯИН. ВСЕ, ЧТО НУЖНО – МОЕ» Путь самый затратный и пригодный для тех, кто пришел в этот вид состязаний всерьез и надолго. Для расчета возьмем расходы на приобретение карта полупрофессионального класса «Ротакс Макс». На таких машинках можно участвовать в многоэтапном Кубке России или Трофее РАФ, а также выезжать на престижные международные соревнования. Разумеется, карты более продвинутых классов обойдутся дороже. К расчету в таблице 1 поясним: здесь учтены только первичные затраты на матчасть. Причем графа «инструмент» подразумевает не только набор гаечных ключей, а еще и дрель с гайковертом, отрезную машинку, компрессор, набор крепежа и прочую «мелочевку». С таким комплек238 За рулем 07/2008том оборудования хочется зарабатывать, обслуживая и карты других пилотов. То есть дело движется к образованию команды, а значит, к зарплате механиков… Стоп, давайте пока ограничимся бюджетом одиночки. Обратите внимание: купив «железо», мы еще не начали тренироваться и участвовать в гонках. Для этого потребуются лицензия пилота и страховка, стартовые взносы, командировочные на выездные этапы. Интенсивные тренировки и гонки непременно разорят на расходные материалы: шины, цепи, звездочки, тормозные колодки, бензин и масло. Да и моторесурс двигателя небезграничен, а значит, неизбежен его ремонт. Неудивительно, что сезон в «Ротаксе» обходится ив 20, и в 25 тысяч евро, особенно тем, кто претендует на поди-ум. Отмечу, что и это не предел. Есть ли альтернатива? Конечно!Вариант 2 «ЛЮБИТЕЛЬ. СТАВКА НА РЕСУРС И ОДНУ ТРАССУ» Не пугайтесь ярлыка «любитель», речь не о прокатной технике. Есть, например, такой класс как Kart–GP Russia. Рамы профессиональные, четырехтактные двигатели Biland и Swissauto 250. Эти моторы легко выдают больше 30 л.с. Скорость и динамика карта даже выше, чем у «Ротакса». Причем двигатель славится огромным, по гоночным меркам, ресурсом, а любительский статус подразумевает минимальное количество этапов в других городах. Выгода – экономия на обслуживании мотора и командировочных расходах. Мало того, карт можно хранить почти весь сезон прямо на трас- Таблица 1 КЛАСС ROTAX – MAX. Затраты на матчастьНаименование Шасси Двигатель Комплект дисков для дождевых шин Стойка под диски Шины слик Шины дождевые Устройство для монтажа колес Манометр Датчик системы хронометража Бортовой компьютер «Альфано» Прицеп автомобильный для транспортировки карта Фаркоп Палатка 4х4 метра Транспортная тележка для карта Набор жиклеров карбюратора Цепь Смазка цепи Звездочка цепи ведомая Устройство для установки схожденияразвала «Ротакс Макс Юниор» – класс детский, затраты взрослые. Стоимость сезона исчисляется десятками тысяч евро. Инструмент, крепеж, съемники, канистра и т.д. Всего: Цена, руб. мин. 100 000 80 000 5000 750 5200 6000 4000 400 8200 16 500 18 000 3000 18 000 6500 500 1800 400 400 4000 48 000 326 650 макс. 115 000 85 000 5500 800 5500 6500 4500 4000 8500 18 000 40 000 9000 20 000 7000 750 2000 500 800 12 000 79 000 424350Таблица 2 КЛАСС KART – GP RUSSIA. Затраты на сезон из 6 гонокНаименование Шасси (б\у или новое) Двигатель Шины слик – 2 комплекта Шины слик б/у Шины слик Шины дождевые Диски для дождевых шин Цепь – 2 шт. Звездочка цепи ведущая Звездочка цепи ведомая – 2 шт. Смазка цепи – 2 шт. Спортивный воздушный фильтр Дождевая защита фильтра Масло моторное 4 литра Стартовый взнос – 6 этапов Тренировки – 4 дня Бензин А-98 для тренировок Хранение карта в боксах трассы (6 месяцев) Всего: Цена, руб. мин. 50 000 85 000 10 400 1500 5200 5200 4000 3600 1300 800 600 1300 1500 900 15 000 4800 1300 макс. 105 000 86 000 11 000 2000 5500 6000 5500 4400 1400 1600 800 1400 1600 1100 24 000 8000 140018 000 205 20021 000 260 600се в арендованном боксе (значит, не нужно покупать прицеп). Цифры – в таблице 2. В нее не вошли расходы на инструмент. Необходимый минимум стоит недорого, а все остальное можно одолжить в соседних боксах у пилотов других классов. Взаимовыручка – великое дело.Вариант 3 «АРЕНДАТОР. ДЕНЬГИ МОИ, ТЕХНИКА ВАША» Путь для тех, кто хочет попробовать свои силы в гонках или планирует через некоторое время заняться другим видом автоспорта. Суть – не обрастать «железом», чтобы потом не мучиться с его продажей. Расценки – в таблице 3. Смотрится привлекательно, но есть и подводный камень. Тот, кто не хочет приезжать в хвосте, должен много тренироваться, а на чужой технике это суще-ственно дороже, чем на своей. Например, полный тренировочный день на подмосковной трассе «Лидер» обойдется владельцу карта в 1200 рублей плюс расходные материалы, тогда как 15-минутная сессия на арендованном карте (покрышки не первой свежести и горючее включены) стоит 2000 рублей. Полноценная подготовка к гонкам по таким расценкам просто разорительна. Еще один минус арендного варианта – невысокая надежность техники: ведь жизненные пути карта и двигателя, как правило, неизвестны. Хорошо, если повезет и карт конкурентоспособен. А если нет? Внезапный сход из-за поломки сведет на нет все усилия и затраты. И последнее. Общие расходы для всех трех вариантов – гоночная экипировка. Она будет стоить пилоту от 20 050 до 67 750 рублей.Таблица 3 АРЕНДА КАРТА КЛАССА KART – GP RUSSIA, EASYKART. Расходы на 1-й этапНаименование Аренда карта Шины слик Шины дождевые Цепь Звездочка цепи ведомая Стартовый взнос Тренировки – 4 сессии по 15 мин, с учетом ГСМ и тренировочных шин Всего: Цена, руб. мин. 5500 5200 6000 1800 400 2000 5000 макс. 16 500 5500 6500 2200 800 4000 800025 90043 500За рулем 07/2008 239